«Берегите в себе человека»Виктор Третьяков и Ирена Грегор: «Наши картины – про эмоции, на выставке каждый непременно увидит что-то своё. Оставайтесь собой – растите вместе с нами!»

Мир нуждается в том, чтобы, несмотря ни на что, каждый из нас смог сберечь в себе человека. Выставка с таким названием художников Ирены Грегор и Виктора Третьякова проходит в Феодосии, в ДКТ «Чайка». Когда мир меняется внутри – он меняется и снаружи. Подарить себе возможность перерождения можно, посетив выставку.

Стоя у работ и погружаясь в глубокую философию, мы, посетители выставки, испытываем палитру чувств гораздо шире той, которую использовали Ирена и Виктор в написании своих картин. Творчество художников многомерно, нужно суметь прочувствовать, что стоит за изображением. Через осмысление – посыл в глубину сознания. У каждого человека личное в таком диалоге с творчеством… диалог с самим собой.
Картины Ирены и Виктора – созидательная форма диалога через творчество, рассуждение о Человеке и его ценности в Мире. Авторы познают себя, друг друга и мир вокруг – с его действительностью и великим многообразием. Они используют на холстах различные жанры, техники, формы, цветовые решения. В каждую картину заложен глубокий смысл и послание зрителю. Эта выставка – про эмоции и ответственность авторов за них перед зрителем.
Оголённая эмоциональная искренность – она впитывается в холст вместе с краской, и её ощущает зритель. Чувства и образы – это все про выставку «Берегите в себе человека».
– Искусство является подобием зеркала, где каждый зритель, в каждой картине непременно увидит что-то своё, – говорит Ирена.
Её мысль дополняет Виктор:
– Когда мы наблюдаем искусство, искусство наблюдает за нами. Время меняется и меняет нас. Мы меняемся и меняем время. Тренды и веяния меняются, как цвета в калейдоскопе. Однако есть то, что незыблемо и твёрдо: оставаться собой, приобретая лучшие качества, расти над собой. Беречь в себе человека.
…Осознавая «Скоротечность времени», нужно найти свою «Дверь на колокольню», свой «Шар мечтаний» и «Мудрость пустыни». Потому что «Сёстры любят ежевику», и каждому из нас непременно нужен «Друг». Чтобы было с кем за руку отправиться в «Вечность». А когда окончится «Молитва» – снова будет «Рождение». Чтобы «Человек, который ищет истину», нашёл её, а «Девочка, которая мечтает о невозможном», была «Танцующая». Что тут скажешь… «Небо знает всё».

Ирена

Девочка смотрела на мир большими глазами и впитывала в себя всю его красоту с детской непосредственностью и жадностью до всего, что приносит радость. Она рисовала, устраивала домашние концерты и спектакли, сама шила костюмы и изготавливала декорации для своих постановок. Во время выступлений родители хлопали в ладоши маленькой артистке. Она для них была принцессой, а для ровесников – предводительницей, маленькой разбойницей, собиравшей на крыше их частного дома банду из ребятишек. Здесь был их «штаб» приключений. Детвора забиралась туда, карабкаясь по старой акации, потому-то все участники «собрания» были вечно в царапинах. Но чердак гудел от детского топота, болтовни и смеха, вот где была настоящая жизнь!
Мама дочку наряжала в самые красивые и редкие в то время китайские платья, вплетала в косы банты, а, встречая её с прогулки, смеясь, всплёскивала руками: Ирена с разодранным подолом, в котором часто приносила с речки рыбу, измазанная в ежевике и с потерянными бантиками в растрёпанных волосах – сверкала счастливыми глазами и взахлёб рассказывала о своих приключениях на этот раз.
Родители (папа – дизайнер, мама – атомный инженер) много времени посвящали творчески одарённому ребёнку. В глубине двора была беседка, там, за столом, девочка проводила много времени за рисованием вместе с любимой старшей сестрой, изображая животных и сказочные миры…
Между прочими детскими делами Ирена ходила с папой в лес за орехами или на рыбалку. Водохранилище рядом с домом зимой замерзало, собака Хьюзи катала девочку по гладкой ледяной поверхности. Однажды этот эпизод даже попал в программу новостей на ТВ. Природа, велосипеды, речка, песчаные карьеры, домашние животные (Ирена подбирала бродячих кошек и собак, лечила их и кормила, одновременно с этим мама лечила её от очередного лишая) – рассказывать об этом можно много и долго. Суть одна: мир глазами ребёнка, растущего в счастливой семье – самый красивый и яркий!

Победа в «Утренней звезде»

Родители давали свободу выбора своему ребёнку, отдавая во все кружки, куда девочка ни пожелает: на плетение макраме, рисование, художественную гимнастику, пение и многое другое, главное – желание развиваться и двигаться вперёд. От папы у неё любовь к искусству и музыке, к чтению книг. В 10 лет она уже прочитала «Мастера и Маргариту», слушала «Битлз» и Высоцкого… Всегда была пища для ума, для развития.
Сцена рано пришла в её жизнь. Ещё маленькой Ирена участвовала в очень популярном тогда конкурсе «Утренняя звезда». Накануне она упала с дерева, и под глазом красовался фингал. Вот так с ним она маршировала на сцене и пела «Шёл отряд по берегу, шёл издалека…». И победила! Первое место ей присудил сам Юрий Николаев, бессменный ведущий «Утренней звезды».
Параллельно со школой Ирена училась в театральном лицее, и это было время первого соприкосновения с настоящим театром – она играла в спектаклях. Не выпускала из рук гитару. Тогда же Ирена начала писать стихи для своих песен, и поэзия стала её спутницей жизни. Стихи и картины – это всегда творческая искра, порыв. И такие порывы, как полёты в космос, сопровождают творца всю жизнь. Позже, участвуя в программе по обмену студентами, была учёба Америке, где Ирена соприкоснулась с живописью, открыв для себя и этот удивительный мир.

«Я люблю Феодосию и рада, что город принимает меня»

– Чаша Зибольда ещё наполнится картинами и творцами Восточного Крыма?
– Да, так будет. Мы проводили первую встречу там в рамках Арт-проекта «Чаша Зибольда» накануне первой волны пандемии коронавируса. Было вынужденное затишье, мы вернулись из Москвы, и у проекта ещё всё впереди!

– Мы знаем вашу любовь к маякам. Откуда она, как зародилась?..
– Ильинский маяк – любовь с первого взгляда! Удивительное место силы. А наш проект «Арт-МАЯК» мы придумали вместе с Виктором. Изначально он планировался как симбиоз совместного творческого пути: картины, дизайн интерьера и т.д. Но решили расширять рамки творчества и хотим открыть Галерею современного искусства в Феодосии, совсем скоро она появится в ДК «Чайка». Обстоятельства благоволят нам. Наше знакомство с Анной Нерозиной и совместная деятельность привели нас к этому решению. Не ждать удобного часа, а действовать. Анна вносит огромный созидательный вклад в развитие города, не афишируя своё участие в социально значимых проектах. Мероприятия в «Чайке» – балеты, выставки, спектакли. Старается, чтобы людям в городе жить было интересно, было куда ходить, где развиваться.

– Галерея современного искусства будет первой в истории города. Какие темы будете затрагивать?
– На осень у нас уже запланировано две выставки: про многонациональность Крыма и творчество во всём многообразии культур. Здесь все живут в дружбе и согласии, но у каждого народа сохранён свой культурный код. Это путешествие к корням. Вторая тема – материнство. Очень глубокая и важная, которую предстоит тонко раскрыть.

– Вы жили в разных городах и странах. Почему Феодосия? Не тесно вам здесь?
– Я космополит, но именно Феодосия стала мне родным городом. Здесь я почувствовала внутренний отклик, что это мой город. Более 10-и лет назад приехала сюда буквально на несколько недель, возвращаясь из киноэкспедиции в Москву. Потом стала приезжать сюда чаще и узнала город глубже. Феодосия ответила мне, я почувствовала, что нужна ей. Родились проекты, которые нравятся людям, они их ждут. Мне здесь очень хорошо.

– Есть ли у вас глобальная мечта, связанная с Феодосией?
– Мы мечтаем с Виктором восстановить маяк на 12-й буне, который когда-то ставил маринист Иван Айвазовский. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен. Нам кажется, что каждый приморский город должен иметь маяк на набережной, это входной огонь. Пусть наступит время, когда этот проект удастся реализовать!

«Берегите в себе человека»

О выставке в ДКТ «Чайка»

– Она о важном, и мы надеемся, что выставка возымеет отклик у каждого. Сопровождение аудиогидов к картинам мы писали и озвучивали сами. Это очень глубокие и осмысленные эссе.
– Многомерность в работах, чтобы человек, стоя перед картиной, думал, а не просто смотрел на изображение, можно достигнуть только искренностью?
– Ни профессионализм, ни цитирование, ни мастерство не помогут. Да, можно красиво, мастерски написать, но самое главное правило в творчестве: «Чтобы зажечь других, ты должен этим гореть сам». Если мастер действительно проживает то, о чём пишет – тогда у человека, который смотрит на полотно, случаются мурашки по коже. Та энергия, которую мы вкладываем в холсты – она проходит через наши руки и становится частью произведения. Есть такой принцип, как экология взаимодействия со зрителем. Я всегда пишу картины только в хорошем расположении духа. Любое лукавство в жизни или творчестве уводит нас с пути. Только искренность, смелость быть собой в реализации творчества, затрагивать глубинные темы, сопереживать. И не пытаться нравиться. Честный диалог со зрителем – и только так.
Мы с Виктором очень внимательно отнеслись к отбору работ для выставки. Например, картина «Код красный» – одна из животрепещущих картин на данном этапе. Она всеобъемлющая. Говорит о том, что когда мир вибрирует и полон боли, всё равно остаётся надежда. Если есть вера – мир никогда не рухнет. Мы входим в диалог со зрителем через творчество, делая это открыто. Говорим своими работами, что нужно любить себя, своих близких, что несмотря ни на какие обстоятельства – всё равно в каждом дне нужно находить хорошее, мечтать и радоваться жизни.

Диана

– У вас есть дочь Диана, она особенная, как вы сами говорите. Вы признаётесь, что Диана научила без слов вас тому, чему не может научить ни одна книга…
– Она появилась в моей жизни, когда я только окончила театральную академию (ГИТИС, красный диплом). Я активно снималась в кино, играла в театре. Это был период жизни, восхождение на ступень популярности. И тут в жизнь приходит мой особенный ребёнок, который заставил меня переосмыслить всё, была глобальная переоценка ценностей. Её появление полностью перевернуло мою жизнь. Потребовалось несколько лет, чтобы принять эту боль и вообще понять, как жить дальше… На первый план вышел ребёнок, а вся остальная деятельность отошла на второй… Моя девочка научила меня любить жизнь, ценить её, не размениваясь на всякую ерунду. Она пришла в мою жизнь для того, чтобы мои положительные качества стали ярче. У неё такая чистая душа, что когда контактируешь с ней, понимаешь, что все эти бирюльки, из-за которых люди часто страдают – такая ерунда…

– То, через что вы прошли и проходите, я считаю, является примером.
– Был период, когда меня приглашали в женские клубы, чтобы я рассказывала о своей жизни с особенным ребёнком на руках. Мне до сих пор приходят письма с благодарностями. Желание жить и вера в себя непременно должны быть у матери, и тогда ребёнок, даже если он с особенностями здоровья, будет проживать счастливую жизнь.

– Вам пришлось оставить карьеру актрисы, ведь нужно было заниматься здоровьем ребёнка…
– С появлением Дианы и я сама родилась заново. Мы с дочкой много времени проводили в больницах, а творческой энергии во мне было огромное количество. Я начала рисовать, и постепенно моё рисование выросло в профессиональную живопись. Первая моя персональная выставка была в музее Скрябина на Арбате в Москве. Я увидела отклик со стороны зрителя и поняла, что главное – любить то, что ты делаешь.
Я полна творческой энергии и даже в самые нелегкие моменты жизни искала пути её реализации. Не бросила актёрский путь, но теперь я выбираю, в чем принимать участие. Изредка снимаюсь в кино, работала в Event индустрии (это самостоятельная индустрия, охватывающая весь спектр услуг для проведения мероприятий – прим.ред.), окончила режиссерский курс в киношколе и сняла несколько короткометражных фильмов, даже полный метр – экранизацию книги А. Белянина. Для меня значимо то, что я нашла и вырастила себя как художника – и счастлива. Счастлива, что нашла свой путь, и что на этом пути тоже могу полноценно вести диалог со зрителем.

Виктор

Виктор родился в Феодосии. Ещё малышом на широком подоконнике большого арочного окна мальчик рисовал картинки.
Двор на улице Свердлова был похож на маленькую Одессу. Детство мальчика прошло в полном достатке и радости. Из чего формируется личность? Из многих факторов. Виктор вспоминает, как однажды, когда был ещё ниже железного прилавка на рынке, шёл по нему и взял персик. Мама тогда объяснила, что просто так, без денег, брать нехорошо, и этот урок он запомнил навсегда. Вернул персик продавцу, но он протянул его мальчику обратно со словами: «Угощайся!»
В деревне жили бабушка и дедушка, и Виктор много времени проводил у них в доме. Он проживал замечательное детство со старейшинами рода. Прасковья Николаевна, 1913 года рождения, научила правнука первой в его жизни молитве: «Отче наш». Со сверстниками они ловили раков руками, строили шалаши и… пасли коров. Конечно, парень помогал по хозяйству, но при этом очень много читал книг. Виктор в быту практически всё может сделать своими руками, при этом имеет очень тонко чувствующую душу. Его картины, как сказал один из посетителей: «Это серьёзно, это уже настоящая глубокая живопись».

– Ваш творческий союз с Иреной приносит городу выставки и новые проекты. Сейчас вы курируете Школу рисования «Графика». Она недавно открылась, и взрослые люди с радостью посещают её. Несомненно, это тоже вклад в творческое развитие Феодосии.
– Школа рисования, которую мы курируем – место, куда люди приходят не только учиться рисовать, но и отдыхать душою. С разными историями они приходят, но уходят непременно счастливыми. Получают качественные знания и находят друзей. И даже те, кто никогда не держал кисть в руках, скоро начинают рисовать – мечты сбываются. И чем больше счастливых людей будет жить в городе, тем прекраснее он будет становиться!

«Берегите в себе человека»

От ступеньки поиска – к ступеньке мастерства

Первые работы маслом Виктор Третьяков написал в раннем детстве. Будучи школьником окончил феодосийскую художественную школу. У Виктора с детства было понимание, что он станет художником. На пути сменил несколько профессий. Но параллельно с работой, приносящей доход, художник всегда писал картины. Конечно, в процессе творчества с каждой новой работой приобреталось мастерство, накапливался опыт, появились заказы на картины. Тогда пришло понимание, что надо всё оставить и заниматься только живописью. Это было время самоотдачи любимому делу, Виктор писал картины и чувствовал, что в этом его предназначение, и всё будет хорошо.

«Иди и твори»

– Ваши работы, представленные на выставке, выполнены в разных техниках, а некоторые в смешанных. Это так интересно! Как вы к этому пришли?
– У меня всегда есть тяга к чему-то новому в живописи и творчестве. Мне тесно в каком-то одном формате, технике. По сути своей я монументалист. Люблю создавать масштабные работы, использовать смешение стилей.

– Ощущали ли вы когда-либо, будто вам благоволит в творчестве сама Вселенная? Удача присутствует?
– Знаете, в моей творческой жизни был период заказов на копии. Есть лик Иисуса Христа, который я писал несколько раз. Удивительное в этом то, что лики заказывали мне люди, совершенно не знакомые друг с другом. Я принял это как некое благословение на живопись. «Иди и твори», – будто кто-то говорил свыше. Я писал картины, потом пошли муралы на стенах зданий. Сюжет времён Великой Отечественной войны на набережной Десантников, осьминог за «Крымтелекомом», в пространстве «Клевера», в старом городе, на фасаде здания ГО и ЧС. Считаю, что удача всё же приходит к тем, кто много работает и любит своё дело, созидает.

– Мне очень нравятся ваши работы «Дверь в колокольню» и «Друг». В них столько смысла. Идеи для написания картин – где вы их берёте?
– Это всегда встреча, эпизод, увиденный миг. И тогда рождается идея, ты берёшь кисти, холст и начинаешь творить. Так было с «Дверью в колокольню». Мы гуляли по Москве, и вдруг я увидел маленькую дверь в одном из храмов, замер и не мог оторвать от неё взгляд. Ирена говорит: «Что случилось?» Я сказал: «Посмотри, какая дверь – я обязательно её напишу».

– У вас были разные выставки, в том числе совместные с Иреной. Какая из них реализовалась самым неожиданным образом?
– В одну из поездок в Петербург мы посетили Музей А.И. Куинджи. Стоя в его мастерской, вдруг одновременно произнесли: «Вот бы выставку в Питере!» Сразу после возвращения домой в Москву с нами связалась одна из галерей Санкт-Петербурга, а через месяц у нас уже была персональная выставка в северной столице! И что вы думаете? Галерея находилась на одной улице с музеем Куинджи!
Мы вместе идём творческим путём, мы друг друга поддерживаем и искренне радуемся, нам комфортно творить вместе. У нас огромная коллекция книг по искусству. Путешествуя – первым делом посещаем музеи искусства. Вместе окончили МХАГИ им.Сурикова, ДПО факультета живописи, вступили в членство Союза абстракционистов России и профессиональный Союз художников России. Впереди много творческих планов!

Выставку картин Ирены Грегор и Виктора Третьякова можно посетить до 19 мая включительно. Она располагается на первом этаже Дворца культуры и творчества «Чайка».

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора

«Берегите в себе человека»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *