«Вы  –  единственный,  кто  нам  пишет…»Лариса Ковтун (третья справа) с участниками Всероссийской научной конференции «Творческое наследие И.А.Новикова в XXI веке»

Старший научный сотрудник Феодосийского литературно-мемориального музея А.С.Грина Лариса Ковтун приняла участие во Всероссийской научной конференции «Творческое наследие И.А.Новикова в XXI веке».

Эта конференция проходила в рамках Литературного фестиваля «С тобой живу навеки, родимая земля», посвященного 145-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Новикова – русского писателя, известного пушкиниста, создателя дилогии «Пушкин в изгнании», переводчика, переложившего для современного читателя «Слово о полку Игореве», автора романов, повестей, рассказов, стихов и сказок.
Как рассказала корреспонденту «Победы» Лариса Ковтун, имя Новикова носит центральная библиотека города Мценска, где и прошла научная конференция, собравшая ученых-архивистов, преподавателей вузов, сотрудников музеев и библиотек, писателей и поэтов. Среди участников конференции была и родственница Ивана Алексеевича – Ирина Львовна Толкачёва. Как призналась Лариса Дмитриевна, добраться из Феодосии до Мценска было совсем непросто, но все дорожные неудобства компенсировались прекрасной организацией научного форума, в чем немалая заслуга директора мценского музея Ирины Анатольевны Александровой.
Лариса Ковтун выступила на конференции с докладом «Вы единственный, кто нам пишет». Название доклада – это цитата из письма Александра Степановича Грина к Ивану Алексеевичу Новикову, датированного 2 августа 1931 года.
Грин и Новиков познакомились и подружились в 1929 году. Судьба подарила Александру Степановичу эту дружбу в непростой для него период, когда у Грина начались проявления тяжелого онкологического заболевания.
Как говорится в научном сообщении Ларисы Ковтун, «Иван Алексеевич бескорыстно и искренне помогал другу: выполнял его многочисленные поручения по издательским делам; поддерживал, по возможности, материально, хотя сам хронически нуждался и был, по его словам, «опутан паутиной долгов». Всегда старался приободрить друга: «Не падайте духом, – призывал он в письме от 12 сентября 1930 года, – как-нибудь выцарапывайтесь и будьте бодры и здоровы». Особо показательным в этом отношении явилось его последнее письмо от 29 марта 1932 года, адресованное Александру Степановичу. Когда жена Грина Нина Николаевна сообщила Ивану Алексеевичу о безнадежном положении мужа, он сразу же откликнулся, написав душевное, доброе письмо, согревшее остаток дней Александра Степановича. «Я чуть трогаю Вашу клавиатуру, – писал он, – неполно, но все же ощущаю Ваши мелодии, как я их воспринимаю: густые облака и сквозь них луч – солнечный, и в луче задрожит зелень влажной листвы. Марина захватила с собой Вашу „Дорогу никуда”. Я даю ее с осторожностью, чтобы не потерять. Но нельзя не дать, потому что эти молодые читатели любят Вас – очень. И эту книжку особенно. С ней спорит только „Бегущая по волнам“». В этих его словах содержалось то, что так важно знать каждому писателю: у него есть свой читатель.
В 1930 году была опубликована повесть Ивана Новикова «Феодосия», над которой он работал с любовью, изучая первоисточники в архивах и используя личные впечатления от посещения приморского городка. «Повесть „Феодосия“ можно определить не только как литературно-художественное произведение, но и как документально-историческое. Феодосия и ее окрестности, памятники старины и современные на тот момент постройки: особняки и дачи; люди, представляющие собой феодосийскую элиту или простых работников, – все это выписано писателем со скрупулезной точностью и со многими подробностями, подмеченными внимательным взглядом художника», – говорится в тесте доклада Ларисы Ковтун.
Она рассказала, что в фондах феодосийского музея хранится книга Ивана Новикова «Под родным небом» с дарственной надписью: «Милой и дорогой Нине Николаевне Грин и до сих пор „бегущей по волнам“ поэзии и жизни с самым теплым душевным приветом от автора. Иван Новиков 14. I. 57. – Москва». Лариса Ковтун отметила, что музейные фонды обогатились новыми ценными экспонатами благодаря Марине Николаевне Новиковой-Принц, с которой ей посчастливилось познакомиться в 1979 году.
– Она жила в Москве, на улице Островитянова. Я пришла к ней с просьбой рассказать о дружбе двух писателей. При первой же встрече я была очарована Мариной Николаевной. Передо мной была женщина необычайной доброты и приветливости. Она вся излучала доброжелательность и сердечное тепло. Чувствовалось, что она была рада тому, что музей заинтересовался историей ее семьи, и согласилась помочь. Пообещала к следующей встрече все подготовить. Когда в 1981 году мы вновь встретились, Марина Николаевна показала драгоценные реликвии: письма Александра и Нины Грин, фотографию дома в Москве в Еропкинском переулке, где у Новиковых неоднократно бывали Грины; заветный зеленый альбомчик, в котором Грин посвятил Марине четверостишие. Насчет альбомчика Марина Николаевна сразу же предупредила, что с ним не расстанется, а все остальное, вместе со своими воспоминаниями, передаст музею, но только после того, как закончит писать свою книгу воспоминаний. Я осторожно спросила, могу ли я пока снять копии с документов. Она тут же, без колебаний, согласилась, восхитив меня своей доверчивостью, – вспоминает Лариса Дмитриевна.
Лариса Ковтун также отметила, что феодосийский музей благодарен и внучатой племяннице Ивана Алексеевича Новикова, которая передала в музей декоративные деревянные предметы – две вилки разной формы и лопатка, которые Нина Николаевна Грин когда-то подарила Новиковым. А еще передала 45 экземпляров газеты «Читатель и писатель» за 1927 и 1928 годы.

Василий ЕЖОВ