Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Казачка Надя, пой, родная, пой!

Казачка  Надя,  пой,  родная,  пой!

На сцене всё выглядит легко, живо и естественно, но за этим стоит многолетний кропотливый труд на репетициях. С коллективом «Русская песня»

Получить согласие на интервью было не так просто. По объективным причинам «братию» журналистов Надежда Георгиевна не особо жалует и редко даёт интервью, предпочитая словам конкретные дела. Сначала были предварительные переговоры с пресс-службой фестиваля-марафона. Затем – с заместителем директора фестиваля. И уже окончательное согласие было получено за час до начала концерта.

Вместе с моим коллегой Василием Ежовым, который согласился в качестве моральной поддержки и в роли фотокорреспондента присутствовать при беседе со знаменитостью, мы подошли к сцене, где нас уже ждали. Еще одна, уже очная, предварительная беседа с помощником Надежды Бабкиной и, наконец, нас приглашают в святая святых – палатку- шатёр руководителя фестиваля-марафона «Песни России». С первого взгляда на Надежду Георгиевну видно – вся светится, глаза горят – человек живет, получает удовольствие от жизни, работы, творчества.
– Чай? Кофе? – на правах хозяйки предлагает Надежда Георгиевна, сидя за гримёрным столиком, на котором фрукты, виноград… Рядом на полу – электрочайник, чемоданы с концертными платьями, несколько ярких костюмов висят на вешалке.
– Фотографировать будете? – настороженно спрашивает она, бросив взгляд на фотоаппарат.
– С вашего согласия…
– Куда пойдут фотографии?
– В газету…
– Давайте так, здесь в палатке не тот фон, да и я еще не готова. А вот на сцене, или в перерывах между номерами – сколько угодно фотографируйте. Что у вас за вопросы?
Включаю диктофон.

Казачка  Надя,  пой,  родная,  пой!

Провести фестиваль в Крыму – давняя мечта

– Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» впервые проходит у нас, в Крыму. Волновались?
– Нет, не волновались. Слегка переживали, потому что у нас никогда не было таких масштабных мероприятий. Но это не просто развлечение, это акция, которая способствует консолидации, всеобщему единению патриотизма. У народа эти качества есть. Наш фестиваль направлен на то, чтобы народ убедился в своей правоте. Фестиваль в Крыму, так же как и других регионах, где мы побывали, наполнен атмосферой любви и силы народов. Он открывает новые коллективы, радостные лица, живую энергетику. Мечта была давно провести наш фестиваль в Крыму. Сюда люди приехали из разных регионов России и привезли часть своей души, культуры, – говорит Надежда Георгиевна.
Всероссийским фестивалем-марафоном «Песни России», который ежегодно проходит в различных регионах Российской Федерации, Надежда Бабкина руководит с 2007 года. Этот национальный проект при поддержке Министерства культуры Российской Федерации имеет главную задачу – объединение разных национальных культур воедино. Независимо где, – в маленьком селе, районном центре или большом городе.
– Крым – многонационален. И как раз фестиваль проводится у нас в Год культурного наследия народов России. В единении с музыкой нас поддерживают коллективы всей России, где огромное количество национальных культур. Культурное наследие – это мощнейшая генетическая составляющая нашего государства. Вот мы все ищем национальную идею. Что её искать, она всегда с нами. Это – наша история, наши предки, корни, интересные колористики, обереги, диалекты. Мощно и круто! Это как раз и есть основная национальная идея государства – многообразие, многонациональе со своим могучим содержанием, к которому обращаешься даже в самую тяжелую годину. На единой территории России мы все едины. А наш язык великого Пушкина, мощный и сильный, объединяет нас всех. И на этом языке мы все друг друга понимаем. Неважно, какого ты вероисповедания и национальности. В народной песне есть то, с чем мы рождаемся. Как только заиграет что-то знакомое нам на уровне генетики, наши ноги сами идут в пляс. Даже если ты не знаешь ни одного слова и мелодию слышишь впервые. Но как только услышишь народную песню, то в душе у тебя разливается такое родное и необъяснимое, теплое и уютное, что зачастую пробирает до слез.

И действительно, во время концерта в Феодосии вся заполненная привокзальная площадь весело подхватывала слова знакомых народных песен. А зрительская аудитория, которая не знала слов, с удовольствием пританцовывала под зажигательные национальные мотивы.
На сцене вместе с именитыми артистами участвовали и феодосийцы: Образцовый хореографический коллектив «Фантазия», балетмейстер Анна Ильницкая; фольклорный коллектив крымскотатарской культуры «Къара-Дагъ», руководитель Веляде Аблязова, и Образцовый ансамбль народной песни «Жар-птица» Приморского ДК «Бриз», руководитель Людмила Дороганова. Возвращаясь после концерта, то тут, то там можно было слышать восторженные возгласы местных юных артистов и их родителей: «Здорово! На сцене с самой Бабкиной выступали!».

– На ваш взгляд, как изменился Крым за последние восемь лет?
– Безусловно, Крым преображается. Но не по щучьему велению, как нам бы всем хотелось, а постепенно, общими усилиями, общим трудом. На блюдце нам никто ничего не принесёт. Надо трудиться, перестаиваться, жить. И тогда будем иметь результаты, малые или большие. Всюду проходят строительные и реставрационные работы, люди работают и счастливы, что Крым находится в составе России. Конечно, есть сомневающиеся, — куда без них. Но я уверена, что положительные изменения, которые происходят на полуострове, в конце концов рассеют сомнения в человеческих душах. К этому все идет.

Казачка  Надя,  пой,  родная,  пой!
Надежда Георгиевна, конечно, не забыла о своём обещании и сфотографировалась
с корреспондентом «Победы». Фото Василия Ежова

«Она меня держит крепко»

Будущая певица родилась и выросла в небольшом селе в Астраханской области. Отец, Георгий Иванович, потомственный казак, был председателем колхоза. Мама, Тамара Александровна, работала учительницей в местной школе. Семья Бабкиных была музыкальной, все пели и играли на различных музыкальных инструментах. Дедушки и бабушки отводили душу в песнях, в народных гуляньях, искренне и с размахом. Поэтому Надежда Бабкина полюбила народные песни. Поэтому и поёт их от души.
Село, где Надежда училась в средней школе, было многонациональным: русские, казахи, чеченцы, армяне, казаки, украинцы. «В моей семье я воспитывалась в народных традициях, – пишет Надежда Бабкина в своей книге-автобиографии «Модная народная». – И все жили дружно, ладно и весело. Была взаимная поддержка, понимание, не было среди людей никаких ссор. Поэтому неудивительно, что впоследствии мой выбор сразу пал на народные жанровые песни. Для меня понятие родины постоянное. Это реальная сила, которую я ощущаю и которая идет от земли. Я её чувствую. Она меня держит крепко. Не имеет значения место, в котором ты родился, жил или живешь сейчас».
Маленькая Надя с юных лет мечтала стать артисткой, обожала петь и танцевать вместе со старшим братом Валерием, который аккомпанировал ей на баяне. Ездила с агитбригадами по деревням, читала перед публикой стихи и пела. В школьные годы выступала в самодеятельности и победила на Всероссийском конкурсе молодёжи в жанре русской народной песни.
С первой попытки Надежда поступила в Гнесинское училище на дирижёрско-хоровой факультет. Именно здесь, в стенах общежития Гнесинки, в 1975 году зародился небольшой вокальный ансамбль «Русская песня», и Надя стала одной из его шести участниц, а вскоре – и художественным руководителем коллектива. Весной 1994 года ансамбль стал фольклорным центром, а еще через шесть лет – театром под её руководством. К тому времени Надежда Бабкина окончила режиссерский факультет эстрады и массовых представлений в ГИТИСе.

–У меня всегда была жажда к учёбе, учиться и чего-то добиваться. И не раз меня в жизни выручало мое образование. Когда человек добивается чего-то, это здорово! – уверена артистка.
Сегодня Надежда Бабкина – директор и художественный руководитель Московского государственного академического театра «Русская песня», великолепная певица, любимица многих поклонников, истинно народная артистка России. И не только России, но и Республики Карелии, Чеченской Республики, Республики Ингушетия. Она – обладательница альтового голоса, выступает сольно и со своим коллективом театра «Русская песня». За достижения в области музыкального искусства и творческую деятельность Надежда Бабкина была удостоена многих почётных званий, имеет целый ряд правительственных, ведомственных и общественных наград. Надежда Бабкина также является активным общественным деятелем, членом партии «Единая Россия», депутатом Московской Городской Думы.

Сбывшееся пророчество Махмуда Эсамбаева

В Крыму одно из самых любимых мест Надежды Бабкиной – это маленький драматический театр имени Антона Павловича Чехова в Ялте. Это место осталось в сердце и памяти Надежды Георгиевны на всю жизнь. Именно здесь в 1978 году состоялось одно из первых выступлений «Русской песни», которое увидел гастролировавший в Крыму великий Махмуд Эсамбаев.
– Во время концертов на сцене Махмуд Алисултанович работал фантастически! После совместного концерта он вышел из театра и направился к ялтинской набережной. Двигался очень степенно и царственно, с удовольствием общался с поклонниками, принимал охапки цветов, улыбался. Его окружало огромное количество людей, все к нему подходили, пробиться невозможно. Да и ни к чему это было, неприлично. Мы скромно стояли сбоку, понимая, что вот так выглядят настоящие артисты. А он смотрел-смотрел по сторонам. Это был единственный человек в Советском Союзе, кому на паспорт разрешали фотографироваться в папахе. И в какой-то момент увидел, что мы стоим в сторонке, подозвал. Взял меня за плечо и во всеуслышание заявил: «Смотрите на эту девочку и запоминайте – она будет знаменитой!». Представляете мое состояние? Мы только начинали. Какая знаменитость? Неудобно стало, раскраснелась… Чуть позже еще раз произнес: «Надя, запомни, что я тебе сказал».

Казачка  Надя,  пой,  родная,  пой!

Пророчество Махмуда Алисултановича сбылось. Еще при его жизни Надежда Бабкина стала Народной артисткой РСФСР, её известность росла из года в год. И каждому её успеху Махмуд Эсамбаев радовался от всей души.
– Я всегда вспоминаю этот момент, – говорит собеседница. – Когда бываю в Ялте, обязательно прихожу на это место, где мне предрекли эту историю. Оно очень мощное для меня информационно и генетически. Это вошло вот сюда, – прикладывает руку к сердцу артистка…
С тех пор прошли годы. И в прошлом году «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной отпраздновала 45-летний юбилей.

«Для меня нет слова «боюсь»!

– Надежда Георгиевна, когда смотришь выступление коллектива «Русская песня», поражаешься, насколько это выглядит легко, живо и естественно! При этом понимаешь, что за этой легкостью на сцене стоит огромный и кропотливый труд на репетициях. Вы – жёсткий руководитель?
– Очень. Многие говорят, что я грубая и деспотичная. Отвечаю: да, я такая! Но почему вокруг меня тогда все время люди, если я такая? А потому, что всем нравится результат. А результат просто так не появится. За этим стоит громаднейший труд, годами, десятилетиями. В коллективе, которым руковожу 46 лет, все имеют консерваторское образование. И нашему фестивалю уже 16 лет. Когда слышишь на концерте или спектакле, как все затаили дыхание, тишина повисла, думаешь: так потому, что всем очень понравилось или очень не понравилось. А вот когда в конце выступления зал не может сдержать аплодисменты и крики «Браво», тогда понимаешь, что это – высший пилотаж, настоящее искусство. Но получено это огромным трудом. Этому и папа, который всегда был на руководящих должностях, меня учил. По-казацки он мне всегда говорил: «Надька, за что берешься – не бойся! А если боишься – вообще не берись! Вперед! Видишь цель, – не бойся препятствий». Я это запомнила на всю жизнь. И мне это очень помогает. Поэтому, если берусь за что-то, то у меня слова «боюсь» нет.

Весь характер моей собеседницы – в песне, написанной специально для неё. «Казачка Надя чёрта не боится! И не боится – в омут с головой! Казачка Надя станет певчей птицей. Казачка Надя, пой, родная, пой!»
Надежда Бабкина уверена, что все достижения театра – не только её личный успех, это – успех всех людей, которые являются звеньями одной творческой цепи. Когда эти звенья срастаются, вовремя смазываются, появляется вот такая «живородящая» энергия, которая захватывает и зрителя.
– Я каждый день испытываю счастье. Мне помогают Господь и народ. Могу даже не участвовать, просто слушать, как люди общаются. В этом общении нет угрюмости, там нет печали. Счастье – это когда душа радуется! А для того чтобы душа радовалась, должны звучать все струны. Когда после наших выступлений народ ликует, разве это не счастье?

– Ваш театр – основоположник нового жанра, синтеза драматического искусства, живого традиционного многоголосия, хореографии, народных и авторских песен. Когда слушаешь песни в вашем исполнении, не покидает ощущение, что поет душа, душа народа. В вашем понимании, что же такое «русская душа»?
– Это необъяснимо. Её, конечно, нельзя потрогать, как всё нематериальное. Но это – наш стержень, основа любого человека.
Этот вопрос, по-видимому, настолько «зацепил» Надежду Георгиевну, что она вернулась к нему во время концерта в Феодосии на привокзальной площади.
– У меня сегодня спросили журналисты: «Что такое душа?» Песня – это душа народа. А душа дается с рождения, и чем ты ее наполнишь, такой стержень и будет у человека. Когда есть душа, человек способен на многое, даже больше, чем он сам думает о себе. Главный стратегический ресурс нашего государства – это люди, – сказал она со сцены.

Казачка  Надя,  пой,  родная,  пой!

Оберег России – в технике лоскутного шитья

На фестивале «Песни России» феодосийцы смогли увидеть большую карту России. Инициатором создания вышитой в технике лоскутного шитья карты России стала Чувашия. Каждый регион, каждая республика вышивали эту карту своими узорами и колористикой. Так сложилась карта души и силы нашего народа. В том числе, вышит на карте и наш Крым.
– Когда в первый раз увидела вышитую карту, заплакала от счастья. Она обладает такой энергией, накрывает тебя. Подходишь, – идут мурашки по коже. Живородящая энергия от каждой республики, региона нашей могучей России. Смотришь и понимаешь, вот родилось это здесь, в маленьком кусочке, а выросло в такой масштаб. И этот масштаб – комок в горле, и ты имеешь к этому отношение. На карте – сила и душа народа. Это – оберег нашей России, потому что вся Россия – от Дальнего Востока до Калининграда, от Белого до Черного моря – объединилась в этом порыве и вышила эту карту в Год культурного наследия народов России. Мы разные, но в этом-то и есть наша сила и единение. Вот это и есть генетическое начало народной песни. Ведь память – это великое дело. Пока мы помним, история продолжает формироваться. История про наших родителей, дедов, прадедов, она про нас с вами. И мы в ней сегодня все участвуем.

– Вы руководите огромным коллективом. Это и привычные вокальная, хореографическая составляющие, режиссура, сценарии и костюмы, аппаратура и финансы, в общем – огромная организационная работа. Несмотря на напряженный график, помимо этого вы – заботливая бабушка для троих внуков, Георгия, Веры и Марфы…
– Когда я приезжаю, внуки счастливы. Бегут навстречу и кричат: «Надя приехала! Надя приехала!» Обнимаются, и как гроздья висят. Я приучаю своих внуков к культуре нашей многонациональной страны, самым основным постулатам, которые передавались из поколения в поколение: жить в мире и согласии, любить и понимать друг друга, ценить свою историю, корни, вспоминать наших предков и уважительно ко всему этому относиться.

Народный жанр не стареет!

– Классика вечна, потому что всегда – современна. Популяризируя народную песню, театр «Русская песня» доносит её в современной обработке, в том числе до молодого слушателя. Но молодежная мода, в том числе музыкальная, – изменчива. Вы отслеживаете её и стараетесь как-то учитывать в творческой работе?
– Мы живем в 21 веке, где множество современных технологий и новшеств. Почему бы это не применить к народному жанру? Раньше ведь никто этого не хотел видеть и слышать. А мы рискнули, и открыли новое направление в народном жанре. К фольклору надо относиться с учётом сегодняшнего дня. Он родился до нас, он утрамбован. Если оттуда его заимствуешь как музейную редкость, оставь, но сделай доступным для широкой аудитории, в том числе и для молодёжи. Для неё же неведом народный фольклор. Нет программ, где она может в полной мере изучать народную музыку и народный жанр. Поэтому мы хотим привлечь к себе как можно больше подрастающего поколения, а любовь ко всему народному прививать с самых малых лет. У меня, например, в «Русской песне» есть детская театральная студия, наши воспитанники ходят в детские сады и проводят с малышами в интерактивной форме спектакли.

Казачка  Надя,  пой,  родная,  пой!

– Вы прекрасно выглядите! Не могу не спросить, может, раскроете секрет волшебного рецепта молодости?
– А я не думаю о старости. Кто мне её даст? Вокруг меня молодёжь, которая мне не даёт стареть. Да и я не хочу. Вот когда мне будет девяносто лет, скажу: «Кажется, начинаю стареть», – смеётся артистка.

– Что вы хотите пожелать феодосийцам?
– Мира, взаимодействия, дружбы, благополучия вашему городу. Побольше туристов, потому что это доход. Чтобы они, приезжая к себе домой, всегда вспоминали о чистой, уютной, аккуратной, ухоженной Феодосии, и хотели снова сюда приехать. И чтобы у вас всегда царило взаимопонимание и жила радость!

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора и из архива Н.Бабкиной