На стальных магистралях – стальные нервы и железная дисциплина

В этот солнечный день, 5 августа, на железнодорожной станции Айвазовская ФГУП «Крымская железная дорога» был двойной праздник. В первое воскресенье месяца свой профессиональный праздник, День железнодорожника, отмечают все, кто обеспечивает бесперебойную железнодорожную связь между населёнными пунктами нашей страны. И так совпало, что накануне Дня железнодорожника, ровно 130 лет назад, произошло еще одно значимое событие в развитии железнодорожного сообщения в Крыму, – по железнодорожной линии Джанкой-Феодосия прошёл первый поезд.

В Доме культуры железнодорожников в Симферополе состоялся праздничный концерт и награждение коллективов крымских железнодорожных станций. Коллективу станции «Айвазовская» была объявлена благодарность от руководства ФГУП «КЖД» за весомый вклад в функционирование и развитие железнодорожного транспорта в Крыму и в честь 130-летнего юбилея, а один из сотрудников станции «Айвазовская», составитель поездов Александр Таразанов был удостоен почётной грамоты Министерства транспорта Республики Крым.
Также в праздничный день за профессионализм и серьезное отношение к работе, многолетний и добросовестный труд были награждены почетными грамотами от профсоюзной организации железнодорожников двенадцать сотрудников станции Айвазовская. Среди них – особо отличившиеся работники всех видов деятельности на железной дороге: приёмосдатчики груза и багажа, дежурные по станции, инженеры по парку, составители поездов, кассиры товарные, уборщики производственных помещений.
На сегодняшний день Айвазовская – это одна из самых крупных станций на линии Джанкой – Феодосия. Через неё проходят десятки пригородных поездов, поезда дальнего следования, а также грузовые составы. Это станция третьего класса общей протяжённостью 5,5 километров, включающая два парка, локомотивное и вагонное депо, и даже один из трёх имеющихся в Крыму пожарный поезд, который по всем близлежащим направлениям в случае возникновения пожара на железной дороге оказывает помощь при тушении. Кроме того, здесь имеются крупные подъездные пути для одного из градообразующих предприятий, Феодосийской нефтебазы, которая является основным грузоотправителем и грузополучателем железнодорожной станции Айвазовская. Таким образом, особенностью станции Айвазовская является то, что она – одна из немногих станций, где имеется весь необходимый комплекс для осуществления грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок.

Когда профессия в крови

Сегодня штат управления насчитывает 34 человека, всего же деятельность «Айвазовской» обеспечивает свыше 130 человек! Многие из них отдали службе на железной дороге более двух десятков лет. Это дежурные по станции Наталья Иванова и Наталья Гудкова, приёмосдатчик груза и багажа Валентина Михута, дежурная по парку Наталья Байдукова, составитель поездов Александр Таразанов, инженер станции Жанна Захарина, уборщик производственных помещений Марина Москаленко, всех мастеров своего дела сложно перечислить. Конечно, в такой значимый праздник руководство станции Айвазовская, профсоюзный комитет и Совет ветеранов Феодосийского узла не забыли про тех, кто здесь трудился в разные годы. На праздничное мероприятие были приглашены все 73 ветерана станции и, несмотря на жаркий день, больше половины из них, нашли время и силы, чтобы встретиться с давними друзьями и бывшими коллегами. И это неудивительно, ведь все они – одна дружная семья.
Председатель Совета ветеранов Галина Защитина порадовала всех рассказом об истории станции и видеофильмом, смонтированным из старых фотографий. Вглядываясь в старые фото, гости с удовольствием отправились в удивительное путешествие в прошлое. Ветераны-железнодорожники с гордостью читали информацию о себе, узнавали на фото своих коллег, друзей, а также тех, кого уже, к сожалению, рядом с ними нет. Также Галина Защитина передала начальнику станции собранные архивные материалы, чтобы молодые железнодорожники смогли поближе познакомиться с историей станции.
Начальник станции Дмитрий Дроздов поздравил всех и вручил благодарственные письма от Совета ветеранов Крымской железной дороги.
В этот день в зале царила весёлая, душевная атмосфера, звучали интересные истории из станционной жизни. Например, ветеран Пётр Буров мог многое рассказать о каждом присутствующем на празднике. Конечно, ведь он проработал на станции Айвазовская тридцать лет, из них половину – в должности начальника, а потому лично знаком со всеми и знает о каждом из железнодорожников практически всё. Были на встрече и ветераны самого почтенного возраста, Евдокия Мусиенко и Анатолий Калашник, в конце этого года им исполнится по 85 лет.
Председатель профсоюзного комитета станции Татьяна Кизилова со своими помощницами накрыла для пенсионеров сладкий стол, где они смогли более близко пообщаться друг с другом, вспомнить свою железнодорожную молодость, напряженную и ответственную работу, связанною с безопасностью движения и сохранностью перевозимых грузов.
У многих железнодорожников профессия передается из поколения в поколение. Станция Айвазовская всегда была богата семейными династиями. В разные годы их насчитывалось около двадцати пяти. Как показывала жизнь, молодым железнодорожникам из семейных династий быстрее удавалось освоить премудрости этой профессии. Вот фамилии феодосийских семейных династий железнодорожников: Алатерцевы, Бадаевы, Бондаренко, Борсуки, Буровы, Ганджа, Гартфельд, Головатских, Дроздовы, Захарины, Ильины, Киркун, Котовы, Остапенко, Левашовы, Лейман, Новохатских, Павкины, Рычка, Сахно, Солоповы, Студневы, Таразановы, Усатюк, Фокины. В этот день на праздничное мероприятие пришли представители пятнадцати династий железнодорожников.

На стальных магистралях – стальные нервы и железная дисциплина
День железнодорожника и 130-летие станции Айвазовская – праздник вдвойне

Железнодорожник – это диагноз!

С августа 2017 года дружный коллектив станции Айвазовская возглавляет Дмитрий Дроздов. Свою судьбу с железной дорогой он связал неспроста, ведь он – также из железнодорожной династии, пусть и небольшой. Мама Дмитрия Владимировича работала приёмосдатчиком груза и багажа на станции, и детство его прошло рядом с «железкой» в районе Ближних Камышей. В далёкие 90-е, часто бывая у мамы на работе, как и все мальчишки, он с замирающим сердцем смотрел на проходящие поезда. Случалось даже, что вместе с друзьями и монетки подкладывал на стальные рельсы, собирая после поезда гладкие медальончики.
– Перед глазами всегда были поезда, вагоны…Бесследно это не прошло, как-то затянуло. Как у нас говорят, железнодорожник – это не профессия, а – диагноз, – смеётся Дмитрий Дроздов. – А железная дорога – особенный организм. Если кто-то один раз сюда пришёл, стальная магистраль уже не отпустит. Должно быть увлечение своим любимым делом, без полного погружения в него ничего не получится. А ещё, у того, кто работает на стальных магистралях, должны быть стальные нервы.

На стальных магистралях – стальные нервы и железная дисциплина
Ветеран Евдокия Мусиенко, которой в этом году исполнится 85 лет, многие годы проработала на железной дороге. Здоровья вам, Евдокия Ивановна, – еще на 85 лет!

После окончания Симферопольского железнодорожного техникума и Днепропетровского университета инженеров транспорта Дмитрий Дроздов начал свою трудовую деятельность помощником составителя поездов на станции Феодосия. Потом работал дежурным по станции, ревизором движения. Общий стаж его службы на железной дороге – тринадцать лет. В этом месяце исполнилось пять лет, как он является руководителем станции Айвазовская.
– Я не знаю, можно ли назвать меня строгим руководителем. Но справедливым всегда пытаюсь быть. Станция огромный механизм, и если он вдруг даёт сбой, сгоряча нельзя принимать решение. Иногда надо не наказывать человека, а подсказать ему. Для этого необходимо быть коммуникабельным, уметь взаимодействовать с людьми, не опасаться ответственности, уметь одновременно быть требовательным и лояльным, – считает Дмитрий Дроздов.
Начальник станции – это тот человек, на котором лежит ответственность за всю инфраструктуру железнодорожного участка, а главное – за жизнь и здоровье подчиненных ему людей и, конечно же, – за безопасность движения.
–На железной дороге должны быть железная дисциплина и чёткое выполнение правил и инструкций. Безопасность движения – прежде всего. Мы несём ответственность за жизнь и здоровье наших пассажиров. На железной дороге работаем по уставу, который подлежит неукоснительному выполнению. Например, при обеспечении графика движения составов непозволительны слабость или халатность, – в этом начальник станции уверен твёрдо.
Кто из нас в детстве во время поездки в поезде не засыпал под монотонное «ту-дук, тук-тук», а сейчас-то милого сердцу колесного стука на железных дорогах практически не услышишь. Потому что привычные железнодорожные пути заменяются на бесстыковые, «бархатные», по которым еле слышно летят современные поезда. Молодое поколение, скорее всего, уже и не поймет значение строк из известной в своё время песни «Колёса диктуют вагонные…». Но всё движется вперёд…
Ежедневно через станцию Айвазовская курсируют шестнадцать пар пригородных поездов (пара – это рейс до конечного пункта и обратно). На сегодняшний день впервые за всю историю, помимо сообщения с Джанкоем и Владиславовкой, станция связана прямыми сообщениями Феодосия-Симферополь и Феодосия-Анапа. Современные вагоны оборудованы кондиционерами, удобными сидениями, местами для инвалидов и туалетами. За безопасностью следят камеры видеонаблюдения, которые позволяют машинистами контролировать ситуацию даже снаружи. А межвагонные переходы обеспечивают удобный переход из одного вагона в другой.
– На сегодняшний день на станциях Айвазовская и Феодосия курсируют только два пассажирских поезда, из Москвы и Санкт-Петербурга. Когда-то их было намного больше. Тем не менее, нагрузка огромная. Работаем в полную силу, работаем на результат. Каждый из сотрудников – это маленькое звено одного механизма, но без которого не будет конечного результата, – говорит Дмитрий Дроздов.
Весь коллектив станции работает слаженно, здесь на каждого можно положиться. Поэтому и результат есть. С момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации минувший год был для работников «Айвазовки» самым насыщенным. На железнодорожной станции Айвазовская погрузили 1280 вагонов, выгрузили 7842 вагона, отправили 10158 вагонов.

На стальных магистралях – стальные нервы и железная дисциплина

По страницам истории Айвазовской

Первый опыт строительства железнодорожного полотна в Крыму состоялся в 1840 году. Железнодорожным пионером попыталась стать Феодосия. В 1857 году Главное общество российских железных дорог начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была прийти и в Феодосию. Концессию на строительство выдали французам, и они даже построили первые 60 вёрст полотна близ Феодосии, но финансовый кризис всё остановил. Реализовать задуманное удалось лишь в 1875-м году. Реальные очертания железная дорога в Крыму приобрела после того, как право на ее строительство было выдано крупнейшему промышленнику и не новичку в железнодорожном деле Петру Губонину. В Феодосию железная дорога пришла только в августе 1892-го. Линию протянули от станции Джанкой. Дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря. Первое время поезда ходили лишь до железнодорожной станции Феодосия (с 1907 года станция Сарыголь, что в переводе с крымско-татарского означает «жёлтое озеро»), с 1952 – Айвазовская.
Не только феодосийцам известно, что железная дорога в Феодосии неразрывно связана с именем выдающегося художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, в честь него и названа станция. Именно он был инициатором строительства железной дороги, а также одним из главных членов Акционерного общества феодосийской железной дороги.
Спустя два года появилась станция Феодосия-Порт, со временем ставшая главным городским вокзалом. Строилась дорога трудом наёмных работников, в основном из центральных российских губерний. Как после подсчитали, более 110 вёрст полотна со всем необходимым оборудованием и придорожной инфраструктурой обошлись казне в 3 миллиона 159 тысяч 543 рубля серебром. Одновременно возводились станции, примерно на равном расстоянии друг от друга, как говорят железнодорожники, через перегон. Это было сделано не случайно: паровозам требовалось регулярное пополнение воды и топлива, поэтому и расстояния между станциями было незначительными. Со временем небольшие полустанки ввиду экономического развития региона стали крупными станциями: Колай (ныне Азовское), Сейтлер (Нижнегорская), Грамматиково или Ички (Краснофлотская), Ислам-Терек (Кировская), Киличи (Новофёдоровка), Сарыголь (Айвазовская). Ровно 130 лет назад по железнодорожной линии Джанкой-Феодосия прошёл первый поезд, ознаменовавший начало большого пути в развитии железнодорожного сообщения в Крыму. В 1956 году по проекту Матвея Зарайского в Феодосии было построено современное здание вокзала.
Сегодня, хотя профессиональный праздник и 130-летие станции Айвазовская уже остались за плечами, коллектив редакции газета «Победа» желает всем железнодорожникам страны, как говорят они сами, зелёного света на жизненной дороге! Потому что зелёный свет – это открытый путь вперёд, благополучие и стабильность.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора