Юная скрипачка: «Это самый душевный инструмент, похожий на человека…»

На одном дыхании со скрипкой

В концертном зале Феодосийской детской музыкальной школы – тишина… Никаких аплодисментов. Слышны только нежные звуки скрипки и виолончели.

В этот день здесь проходит конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах «Волшебный смычок». Юным музыкантам надо продемонстрировать свое мастерство, исполняя пьесы танцевального жанра. Со сцены звучат торжественные менуэты и нежные вальсы, зажигательные польки и мазурки, народные мелодии грузинской и венгерской музыки. И вот волнительные минуты у конкурсантов и их педагогов, а также подведение итогов строгим жюри остаётся позади…

«Волшебный смычок»

В младшей группе в сольном исполнении произведений на скрипке и виолончели первые места заняли: Лейсан Багаутдинова, Антон Заворуев и Лаура Вайе Рейтор; в коллективном музицировании – дуэт Лейсан Багаутдинова и Дарина Савкуленко.
В средней возрастной группе обладателем «Гран-при» стал Лев Палеха. Почётное первое место в сольном исполнении разделили Марк Пиккарайнен и Алексина Пипериди, в коллективном музицировании – дуэт Ольга Рыбникова и Ярослава Кулькова.
В старшей возрастной группе в сольном музицировании на первом месте – Марина Шмалий, в коллективном – дуэт Вероника Алексеева и Даниил Карпов.
Юные скрипачи и виолончелисты занимаются в Феодосийской музыкальной школе №1 у опытных педагогов Алёны Степановой, Людмилы Андреевой, Альбины Булавченко, Натальи Пытиковой и Марины Лещенко. Конкурс «Волшебный смычок» проводится всего лишь второй год, но набирает всё большую популярность как у юных музыкантов, так и у их преподавателей.
– Думаем, что география нашего молодого конкурса расширится. Надеемся, что в ближайшем будущем из школьного конкурса он станет зональным, с участием всего Феодосийского методического объединения, куда входят музыкальные учреждения Феодосийского округа и города Старый Крым, – уверена преподаватель по классу скрипки и руководитель ансамбля скрипачей младших классов «Светлячок» Алёна Степанова.

Юная скрипачка

Юная скрипачка: «Это самый душевный инструмент, похожий на человека…»

Сегодняшняя гостья редакции газеты «Победа» – Марина Шмалий, ученица музыкальной школы по классу скрипки и одна из победителей в конкурсе исполнителей на струнно-смычковых инструментах «Волшебный смычок». Отчего «поёт» и «плачет» скрипка, за что можно полюбить сложные произведения, и какую роль играет музыка в её жизни, – об этом в беседе с юной скрипачкой.
Скрипка считается одним из самых сложных смычковых музыкальных инструментов. Чтобы приступить к освоению мастерства игры на ней, надо иметь как минимум хороший музыкальный слух, крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть семь или восемь лет обучения.
У скрипача должны быть сильными, натренированными не только пальцы. Совсем нелегко стоять и удерживать инструмент и смычок в течение часа на поднятых руках. И очень важна концентрация. Скрипка требует полной сосредоточенности и при сольном исполнении произведения, и особенно в составе оркестра. Человеку с рассеянным вниманием наверняка это даётся с большим трудом. Но только не нашей собеседнице. Марина Шмалий собрана и внимательна, она – искренний и вдумчивый исполнитель, несмотря на свой столь юный возраст.
Девушка осваивает скрипку восемь лет, хотя сама её сложным инструментом не считает.
– Сначала мечтала поступить на отделение вокала. На прослушивании выяснилось, что у меня есть хороший музыкальный слух и все данные, чтобы учиться на скрипке. Сначала я отказывалась, но мама уговорила меня пойти на скрипку. И я её по-настоящему полюбила сразу, как только начала заниматься, и она действительно занимает первое место в моей музыкальной жизни. Даже не заметила, как переключилась на неё, словно само собой все получилось. Даже в самом начале трудно мне не было. Просто я много занималась, и всё получалось, – рассказывает Марина.

На струнах души

Начинающая скрипачка уверена, что с помощью этого музыкального инструмента можно выразить любое чувство, которое живёт у тебя внутри, и получить от этого огромную радость.
– Это самый тонкий, нежный, душевный инструмент, похожий на человека. Она даже звучит, как человеческий голос. Иногда поёт и радуется, иногда грустит и плачет. На скрипке можно исполнить всё – классические произведения, современные и даже народные, – говорит она.
Действительно, скрипка может украсить практически любое музыкальное произведение. Не случайно именно ей отдана роль «королевы оркестра». Скрипичные партии хороши в классике, фольклоре и роке. Можно услышать скрипку в детских мультфильмах и даже в их японских адаптациях – аниме. Именно такой жанр и выбрала Марина Шмалий в качестве конкурсного произведения, сыграв на сцене вальс из анимэ «Ходячий замок».
Но, конечно, больше всего она любит играть классические произведения, среди которых – романс Ю.Щуровского, концерты для скрипки Баха, Л.Дакена и многие другие шедевры великих маэстро.
– Интереснее играть более сложные классические произведения. В этом мне помогают общение и уроки с моим замечательным педагогом Алёной Анатольевной Степановой. А вообще, если любишь музыку, тебе приятно играть всё. Не только потому, что нужно что-то выучить и исполнить на конкурсе или концерте, а потому что нравится, – улыбается Марина.

Юная скрипачка: «Это самый душевный инструмент, похожий на человека…»

Талант + труд = виртуоз

Скрипка является не только сольным инструментом, но и ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на инструменте, юный музыкант имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах и приобретает неоценимый опыт ансамблевой игры, используя свои знания, умения и навыки. Приобретать такой неоценимый опыт Марине Шмалий помогают репетиции в скрипичном ансамбле старших классов «Аллегретто» под руководством Альбины Булавченко. Признается, что на сцене чувствует себя все более уверенно.
Как говорил величайший композитор Пётр Ильич Чайковский, большой талант требует большого трудолюбия. В том, что усидчивость и трудолюбие – это главное, юная скрипачка уверена на все сто процентов. В этом году она уделяет занятиям ещё больше времени, ежедневно играя на скрипке как минимум четыре часа. Правда, позволяет себе отдохнуть в выходной, когда репетиции длятся по два часа.
Марина любит учиться, ни заставлять, ни уговаривать её не приходится. Как говорит её наставник Алёна Степанова, в первую очередь, желание и заинтересованность должно быть у самого ученика.
– Я не строгий педагог, но требовательный. Но перед тем как требовать результат, надо научить и заинтересовать. Когда что-то новое изучаем, конечно, это сложно, но интересно. И тогда возникает желание двигаться вперёд, – говорит учитель. – Наши дети очень стараются. Они играют программу на память. Многие из воспитанников уже определились в своём будущем, хотят связать свою жизнь с музыкальной деятельностью, кто-то занимается для себя, для общего развития. В этом нашим ребятам активно помогают и поддерживают их родители.
Под чутким руководством своих наставников скрипачи и виолончелисты музыкальной школы с удовольствием принимают участие в ежегодном Республиканском смотре-конкурсе исполнительского мастерства «Юный виртуоз». К слову, это и был самый первый конкурс, в котором участвовала Марина Шмалий, заняв на школьном и городском этапах первое и второе место.
– Твое будущее тебе уже понятно – собираешься всю жизнь заниматься именно скрипкой? – этот вопрос хотелось задать с самого начала нашего разговора, видя увлеченные глаза собеседницы.
– Вообще, сама музыка – это для меня всё! Я уже решила, что после окончания школы дальше продолжу музыкальное образование по классу скрипки, продолжу повышать уровень мастерства. А потом мечтаю играть в струнном оркестре, – поделилась планами Марина.
Может быть, спустя некоторое время после очередного концерта на сцене большого зала Московской государственной консерватории или Мариинского театра, после виртуозного исполнении партии первой скрипки в произведении Н.Паганини «Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор», Марина Шмалий вспомнит своего первого педагога, свою первую музыкальную школу и своё первое интервью газете «Победа». А пока пожелаем ей неиссякаемого упорства, творческого роста и покорения новых горизонтов на пути к мастерству.

Юная скрипачка: «Это самый душевный инструмент, похожий на человека…»

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из личного архива