Мужская работа Виктора Кузнецова

Орден Мужества – государственная награда, учреждённая Указом Президента России от 2 марта 1994 года.

Знак ордена изготавливается из серебра и представляет собой равноконечный крест с закругленными концами, рельефным бортиком по краю и рельефными лучами. В центре креста помещено рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации. На оборотной стороне знака, по горизонтали, размещена рельефная надпись: «МУЖЕСТВО», исполненная стилизованными буквами, а также номер знака ордена.
Орден, которым награжден феодосиец Виктор Кузнецов, имеет номер 55999. «Королевский номер», – шутит Виктор Леонидович, с которым мы беседуем в спортзале школы №19, где он работает учителем физкультуры.

Уральская закалка мужского характера

Спорт, физические нагрузки, тяга ко всему, что укрепляет дух и формирует бойцовский характер, – это у Виктора с юных лет.
– Родился в 1971 году за Уралом. Курганская область, Целинный район, село Заманилки. Потом родители переехали на комсомольско-молодежную стройку на Камаз. До 1989 года проживал с ними в Набережных Челнах. Потом это был город Брежнев, потом опять – Набережные Челны, – по-военному чётко рассказывает собеседник.
Еще до срочной службы в армии, в Набережных Челнах Виктор прошел курс юного десантника, совершив 37 прыжков с парашютом. При собственном весе 97 килограммов 57 раз подтягивался на турнике. Был чемпионом города по метанию гранаты.
В 1989 году был призван в армию, служил в Вологде в дорожно-строительном батальоне. После увольнения в 1991 году поступил на филфак педагогического института. Но, отучившись год (даже без четверок), несостоявшийся филолог решил связать свою дальнейшую судьбу с армией и поступил в Ульяновское высшее военно-техническое училище. На тот момент это учебное заведение, готовившее военных инженеров-механиков и инженеров-технологов, было одним из самых престижных в стране. Как вспоминают его выпускники, зачисление было 1-го августа, но списки «поступивших» были готовы чуть ли не в апреле, а на оставшиеся «нераспределённые» места конкурс был 50-70 человек, и это в лихие девяностые, когда в армию вообще никто не шёл.
– Таких училищ в мире было всего два, одно из них – в России, – говорит Виктор Леонидович. – Готовили начальников служб ГСМ и командиров взводов обеспечения водой. Там тоже отучился всего год-полтора и ушел…
– Почему, – задаю вопрос, уже предвидя ответ. Не удивительно, что ищущему себя молодому человеку, хорошо физически подготовленному, прошедшему полный комплекс подготовки вэдэвэшника, имеющему опыт десантирования, ощутившему, что такое прилив адреналина, как- то скучновато заниматься горюче-смазочными материалами…

Боевое крещение и первое ранение

Мужская работа Виктора Кузнецова

Как рассказал Виктор Кузнецов, после ухода из училища он записался добровольцем в одно из воинских подразделений, которые в момент, когда уже Советского Союза официально не существовало, продолжали обеспечивать боевую поддержку государственной границы бывшей державы. Было в нашей истории и такое. В 1993 году это подразделение участвовало в отражении атаки на Московский погранотряд в Таджикистане. Эта застава на пути караванов с оружием, фальшивой валютой и наркотиками была, как кость в горле для стремящихся объединиться таджикских радикальных исламистов и боевиков афганских бандформирований.
Бой на 12-й пограничной заставе Московского погранотряда 13 июля 1993 года стал одной из самых трагичных страниц в новейшей истории российской погранслужбы. 11 часов пограничники отражали атаки крупной группы таджикских и афганских боевиков, после чего, истратив весь боезапас, отступили, потеряв 25 человек убитыми. Кадры хроники, когда лейтенант Андрей Мерзликин, взявший командование на себя после гибели начальника заставы, вывел после боя оставшихся в живых 18 изможденных и израненных бойцов к своим, облетели весь мир. По итогам боя шестеро пограничников были удостоены звания Героя Российской Федерации (в том числе четверо – посмертно). А 12-я пограничная застава получила официальное наименование «имени 25 героев».
Подразделение, где служил Виктор Кузнецов (на тот момент ему исполнилось 22 года), в это время вело отвлекающий бой. Это было его боевое крещение.
– Было страшно. Тем более что первое боевое столкновение было с пакистанским спецназом – так называемыми «черными лебедями», – признается Виктор. – Но страх быстро прошел, потому что понимали: или мы – их, или они – нас. Мы их там держали недолго, минут 20-30, но отвлекли, и этого хватило, чтобы оставшиеся в живых ребята Мерзликина смогли уйти. В моей судьбе это был большой перелом…
А еще это было для Виктора Кузнецова первое ранение, и первая медаль «За отвагу». Вернее, представление на награду, потому что документы, как это нередко бывает, затерялись. Ведь на календаре – 1993 год – время развала страны и армии в том числе.

Полное интервью читайте в газете “Победа” №134 от 08.12.2022г.

Василий ЕЖОВ