В 2022 году Россия столкнулась с самой массовой информационной атакой в истории. Количество уникальных фейков достигло 3,7 тыс., а число их упоминаний превысило 9,3 млн. Таким образом, по сравнению с прошлым годом, количество недостоверной информации в интернете в этом году выросло в 6 раз. О способах противодействия распространению фейков и наращивании инфраструктуры для борьбы с ними рассказали на пресс-конференции в Москве.
Генеральный директор АНО «Диалог Регионы» и АНО «Диалог» Владимир Табак подчеркнул: более 60% пользователей сети встречают фейки не реже раза в неделю. Наиболее популярные фейки: постановочные или архивные фото и видео, поддельные документы, намеренное искажение информации. По словам Табака, фейки становятся все более правдоподобными, что размывает границу доверия пользователя к каналам коммуникации и подчеркивает необходимость устранения недостоверной информации. В этом году «Диалог» запустил фактчекинговую платформу «Лапша Медиа», которая предоставляет квалифицированную оценку фейков экспертами, ведущими СМИ и вузами.
«Мы столкнулись с угрозой не только информационной, но и национальной безопасности, когда требуется консолидация государства и гражданского общества: органов власти, молодежи, представителей СМИ, вузов, экспертных сообществ. «Лапша Медиа» сегодня предоставляет возможность получить достоверные данные пользователям, которые сталкиваются с фейками. С момента запуска платформы поступило более 85 тысяч запросов на проверку публикаций и сообщений. Только при их своевременной отработке возможно создание безопасной информационной среды для граждан», — отметил генеральный директор «Диалога» Владимир Табак.
После атаки на Крымский мост фиксировались массовые вбросы по различным тематикам. Для раскачивания ситуации на полуострове в соцсетях распространяли информацию о надуманном дефиците ГСМ и продуктов, демонстрировали смонтированные видеоролики о «ракетных ударах», немыслимых разрушениях на важном объекте и прочее. «Лапша» опровергала фейки об утечке радиации возле села Краснокаменка, эвакуации жителей Армянска, отравлении воды в Север-Крымском канале и т.д.
По утверждению Владимира Табака, жизненный цикл фейка невелик. 68% фейков наиболее активны в информационном пространстве первые трое суток после появления. От 4 до 7 дней живут около 18% из них. «Долгожителями» являются те, что связаны с конспирологическими теориями. Например, «достоверный факт» о том, что привитых людей притягивает магнитом.
Кстати, по данным АНО «Диалог», больше половины граждан полагают, что умеют отличить фейки от правды (64%). Но это не совсем так. Во время эксперимента тестирования лишь половина экспертов (48%), а это представители СМИ и аналитики, не ошиблись, выбирая реальную новость от «утки».