Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

Что несёт в себе Крещение Господне?

подписка

Что несёт в себе Крещение Господне?

Накануне Великого православного праздника Крещения Господня наш корреспондент побеседовал со священником Николаем Новохатских, настоятелем храма Преподобного Агапита Печерского (с.Ближнее г.Феодосия) Феодосийской епархии.

– Добрый день, отец Николай. Расскажите, пожалуйста, о Великом православном празднике Крещения Господня. Что этот праздник несёт в себе?
– День добрый! Что несёт в себе Крещение Господне? Для православного христианина Крещение Господне – один из величайших праздников, который входит в 12 Великих праздников. Оно также по церковной традиции называется Богоявлением. Потому что в нём Господь явил себя в трёх ипостасях: Сын принимал крещение, Дух Святой снисходил в виде голубя, и из облака был слышен голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». В этом есть великая сила праздника, что Господь явил себя людям, дал им возможность прикоснуться к Себе. Учитывая падение человеческого рода, необходимо было обновление. И приходит Господь…
Его Рождество мы уже отметили, отпраздновали 7 января. Теперь мы подошли к празднованию Крещения Господня. Это историческое событие, совершившееся в тридцатилетнем возрасте Христа, когда он пришёл на реку Иордан, где до этого Иоанн Креститель, Предтеча Господень, предвозвестил: «Я крещу вас водой, за мной идёт тот, который будет крестить вас Духом Святым и огнём». Он проповедовал покаяние, проповедовал о том, что человек может очиститься от грехов, изменившись, покаявшись, став на новый путь. Это была миссия Иоанна Крестителя. Господь же, придя ко крещению, не имел греха, но из вод Иордана подъял грехи человеческого рода на свои плечи и принёс их ко Кресту, дабы дать человеку возможность через Крест и Воскресение очиститься и обновиться в нового человека.
Нам сегодня важно, что Господь показал пример, что нам стоит входить в общество Церкви через крещение, что без крещения человек не может войти в Церковь и наследовать Царство Небесное. Крещение – это как видимый завет человека с Богом. Человек входит в Новый Завет через крещение, он входит в воды, умирая для мира, и возводится от воды, воскресая для жизни уже с Богом. Для человека уже крещёного – это повод лишний раз задуматься, что Господь близко, рядом, что он посылает Свою благодать.

– Отец Николай, откуда произошла традиция купаться в проруби на Крещение?
– Традиция эта на Руси очень крепкая. Мы её наблюдаем уже не один век. Я не могу утверждать, что это чисто церковная традиция. Нет ни в одном церковном источнике основоположения этой традиции, откуда она произошла. Думаю, что боголюбивый народ решил для себя сделать некий подвиг. Зимой, в холодную воду, ради Христа, ради такого великого праздника окунаются, чтобы утвердиться в своей вере.
К сожалению, к этому купанию приросло много ложных верований, которые не являются правдой. Многие думают, что, окунувшись в Иордань, они смоют свои грехи. Это не есть правда, потому что грехи могут уйти с человека только при личном покаянии в Таинстве Исповеди, при личном желании исправиться. Также не каждый человек, к сожалению, погружается в воды с верой, а погружается с азартом, с задором, с дальнейшим желанием, выйдя из холодной воды, выпить горячительных напитков и провести этот день в безудержном веселье.
Если уж случилось человеку решиться на такой поступок, то это должно быть благообразно, благопристойно, и с учётом того, что ты это делаешь во имя Господа Бога, а не во имя праздного времяпрепровождения.

– Правда ли, что святая вода обладает чудодейственными качествами? Как это происходит? Почему именно на день Крещения?
– Святую воду освящают не только на день Крещения. Это Богослужение может осуществляться в любой день. Но в день Крещения Господня особый чин – чин крещенской воды – «Великой Агиасмы» – совершается именно в эти два дня: 18 и 19 января. Многие люди задают вопрос: «Одинаковая ли это вода – иорданская и крещенская»? Одинаковая. Чин совершается один и тот же. Человек может прийти в храм за святой водой как 18, так и 19 числа. В каждом храме будут совершаться богослужения. Безусловно, святая вода имеет чудодейственные свойства.

– Можете привести какой-то пример?
– Да. Расскажу пример из своей практики. Священнику часто приходится попадать в места, где человек находится в страдании, в боли – это больницы, и места, где человек уходит из жизни. Однажды меня позвали к умирающему человеку домой напутствовать его Таинствами. Человек был вне сознания. Я взял святую воду, окропил его и дал ему выпить глоток воды. Не поверите, но человек пришёл в себя и начал адекватно реагировать на мир, смог покаяться и Причаститься. В святой воде заключается Божественная благодать.
Как вода освящается? Господь нисходит Духом Святым и по сей день туда, где люд Божий молится и просит о ниспослании Святого Духа. Этим Святым Духом и освящается водное естество. Бог прикасается к нам, земным людям, которые нуждаются в помощи божественной, в поддержке. Господь приходит туда, где совершается молитва, где совершается Богослужение. И люди с верой, самое главное – с верой просят у Бога ниспослания Духа Святого.
Когда человек стоит за святой водой в очереди, толкается, ругается, пытается обойти очередь… Какой же Господь к нему придёт? Надо быть с открытым для Бога сердцем, к такому человеку Господь обязательно прикоснётся.

– Бытует мнение, что на Крещение нужно гадать. Как Церковь относится к этим ритуалам?
– Отвечу так. Однозначно, гадание и магия, колдовство и обращение к людям с экстрасенсорными способностями Церковью воспринимается негативно. В Библии есть слова о том, что Богу эти люди мерзки. Поэтому люди, которые участвуют в этих ритуалах, обрядах, отвращают себя от христианства. То, что гадают на церковный праздник, – скорее всего, связано с желанием дьявола поглумиться над людьми. В любом случае, всякое гадание приводит человека к греху, то есть к отступлению от Бога.
Человек обращается к дьяволу с вопросами, за помощью, какими-то своими желаниями, просьбами. Нередко бывает, что человек получает ответ, и ответ положительный, но цена всего этого очень высока. Приведу пример из произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Диалог дьявола с Вакулой: «Что же ты хочешь за красные сапожки»? «Самую малость, ты даже не заметишь – твою душу». Цена всегда остается одна, она не меняется, дьяволу нужны души. Будет человек гадать, пусть будет готов отдать за это свою душу дьяволу. Поэтому Церковь предостерегает от этих гаданий и обрядов. Опасайтесь, бойтесь этого!

– Важно ли ходить в храм? Или достаточно просто верить в Бога, в высшие силы, и не грешить?
– Этот вопрос задаёт подавляющее большинство населения, потому что, в первую очередь, человеку мешает идти в церковь собственная лень, а также гордыня. Человек, не желающий идти в храм по каким-либо причинам, всегда ищет себе оправдание. Оправдание найдётся всегда. Если есть желание идти в храм, то человек всегда найдёт в себе силы.
Нужно ли это? В Писании есть слова, говорит их апостол Иаков: «Вера без дел мертва есть». Вот и задайтесь вопросом: можно ли верить без дел? Можно ли, не проявляя своей веры в Бога, не проявляя своей религиозности, быть христианином? Нет, нельзя! Человек соединяется с Богом через Таинства, мистическая связь с Богом происходит в Церкви. Человек получает взаимную связь с Богом, он принимает на себя Тело Христово. Причащается, он принимает на себя Духа Святого покаянием, и так далее.
Есть мистическая часть жизни с Богом, она происходит только в Церкви. То есть, сидя дома перед телевизором, мистической связи с Богом не произойдёт. Будет молитва – и это хорошо, будет вера – и это хорошо, будет чтение Писания – это правильно, будет пост – это хорошо, но увенчаться это всё должно реальной связью с Живым Богом, а не с абстрактными высшими силами.

– Является ли защитой от зла нательный крестик? Важно его носить?
– Конечно, нательный крестик является защитой. Это один из символов христианства, в нём содержится сила Божественная. Когда священник освящает крестик, он читает молитву, в которой просит, чтобы всякий, носящий его на себе, имел Божественную помощь, защиту, покров Божественный, которые будут защищать человека от нападок сил нечистых.
В любом случае человек – есть камень пререкания, его перетягивают. Вспомним Фёдора Михайловича Достоевского, его роман «Братья Карамазовы»: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека». И вот возле этого сердца человек крестик и носит, чтобы не дать дьяволу возможность в него войти. Крестик – это защита.
Второе – это немая проповедь. Каждый христианин призван к проповеди Евангелия: говорить о Боге, проповедовать свою веру. Но не каждый, в силу разных причин, может говорить о Христе, а крестик на шее – это немая проповедь. Человек, носящий на себе крестик, молча говорит о том, что он христианин.
И третье, что немаловажно, – это говорит о личной любви к Богу, это честь христианина. Снимая с себя крестик, человек как бы показывает свое равнодушие к своей вере, к своему христианству. Представим себе офицера, который снимает с себя погоны. Кто он? Дезертир. Да, он снимает с себя свою честь. Поэтому крестик нужно носить всегда.

– Отец Николай, в настоящее время на Украине идут гонения на священников Украинской Православной Церкви (Московского патриархата), происходит незаконный захват храмов, ущемление прав прихожан.
– Безусловно, что это воспринимается с большой болью в сердце, насколько это всё ужасно и прискорбно, что политика вмешалась в дела церковные. У людей, которые заварили всю эту кашу, вообще нет царя в голове. Ситуация, происходящая на Украине, ярко отображает попытку через политическую власть надавить на церковное самосознание. Возвысить людей раскольнического образа жизни и мысли до уровня Святой Церкви, ту организацию, которая многие годы находилась и находится под анафемой, под проклятием церковным. История циклична, все в мире имеет свойство повторяться.
Такое случалось и около тысячи лет назад, когда раскололось Православие на католиков и православных. Происходит момент вмешательства в церковную гармонию. Дьявол пытается своими хитростью, лукавством внести такую борьбу, такую нечистоту, опорочить Церковь через тех, которые допускают его в свою жизнь.
Но это всё временно. Единственное вечно – это Христос, и Он не может разделиться. Господь присутствует в определённом обществе людей, которые истинно Его почитают, которые не связаны с политиками, с властью, а связаны именно только с Христом. «Тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь». А вот всё остальное можно рассудить самостоятельно.

– Отец Николай, чтобы вы хотели пожелать жителям Феодосии в новом, 2023 году?
– Желаю Божьей помощи во всех их начинаниях, во всех путях их жизни, здоровья, потому что оно есть ключ к свершению, без здоровья очень сложно. Хочу также пожелать, чтобы у них было желание развиваться, к чему-то стремиться, ставить перед собой цели, новые задачи. Стремиться к своему духовному развитию, к познанию Бога.

Владимир СМИРНОВ, фото автора

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять