Навигаторы детства, только вперёд!Урок, посвящённый Дню грамотности, в 3-А классе школы №15

В России 2023-й год объявлен Годом педагога и наставника. В феврале 2022 года в перечень должностей педагогических работников была включена должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

И уже с сентября в школах 45 регионов России советники приступили к работе. А с начала следующего учебного года такие специалисты будут работать во всех школах страны.

В школах Феодосии работают советники

Обозначив, что единство образовательного и воспитательного процессов всегда было «важной традицией и сильной стороной» образования в нашей стране, Глава Республики Крым Сергей Аксёнов сообщил, что в январе должность советника директора введена в 436 крымских школах. В кадровый резерв попали педагоги – победители Всероссийского конкурса «Навигаторы детства 2.0», который в 2022 году проводился Минпросвещения России совместно с Российским движением школьников. Участники прошли обучение в Корпоративном университете Российского движения школьников и в Международном детском центре «Артек», после чего начали свою деятельность в российских школах.
С начала учебного года советники также приступили к работе почти во всех школах Феодосийского округа. За это время в рамках дней единых действий они организовали и провели в школах около трёх десятков мероприятий патриотической направленности, и столько же планируют провести до конца учебного года. Общаясь между собой в специальном чате, советники работают под руководством муниципального куратора Екатерины Ивахненко, которая координирует их деятельность, помогает ставить цели и задачи. Также они общаются между собой в социальной сети Вконтакте, где есть всероссийское и крымское сообщества «Навигаторы детства». Регулярно команды советников проводят рабочие совещания по видео-конференцсвязи.
Среди советников в школах нашего города своей активностью в соцсетях, неуёмной положительной энергией в работе и блеском в глазах, который бывает только у увлечённого любимым делом человека, можно заметить Ирину Лазареву, учителя информатики и математики в школе №15. С начала учебного года также она стала советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Так кто же такой советник директора, чем он занимается и, вообще, нужны ли такие специалисты в школе, – об этом мы побеседовали с Ириной Юрьевной.

Навигаторы детства, только вперёд!
Ирина Лазарева в гостях у побединцев. Фото Эвелины Портной

100-процентное попадание!

Ира всегда была творческим человеком, ходила в художественную школу и осваивала мастерство игры на фортепьяно в музыкальной школе, занималась в танцевальном ансамбле и кружке журналистики в Центре дополнительного образования «Интеллект». Конечно, это очень повлияло на выбор будущей профессии, да и сейчас помогает Ирине Лазаревой в работе.
В плане становления в профессиональной деятельности она почти повторила историю своей тёти, которая с детства мечтала стать учителем, но, следуя советам родителей, поступила в вуз на факультет экономики. А потом прошла переобучение и всё-таки осуществила свою давнюю мечту, и вот уже много лет работает учителем в школе. Ирина Лазарева также получила специальность финансиста в СевГУ. Но так сложилось, что ещё в студенческие годы поняла, что вряд ли свяжет с этой профессией свою дальнейшую карьеру. Тогда она прошла переквалификацию на специальность учителя информатики и математики.
– Это будет для меня намного лучше, чем работа в офисе, подумала я. И оказалось стопроцентное попадание с первого раза! Не было ни дня, чтобы я пожалела о своём выборе. С каждым годом моя работа становится всё интереснее, даёт реализовать ещё больше ярких идей, – улыбается Ирина.
Спустя некоторое время работы в школе учителем и педагогом-организатором у Ирины Лазаревой появилась возможность приступить к новой должности – советник директора. В конкурсе «Навигаторы детства 2.0» активным участникам, уже имеющим опыт педагогической и воспитательной работы с детьми, надо было пройти несколько испытаний, в том числе – предоставить своё портфолио. Успешно сдав экзамены по теме методических знаний и навыков, активный педагог набрала максимальное количество баллов и стала победителем конкурса. А после насыщенной недели обучения в «Артеке», где более опытные наставники щедро делились собственным опытом, современными методами и приёмами создания воспитательной среды и работы с детьми, Ирина Юрьевна приступила к новой должности советника директора в школе №15.

Навигаторы детства, только вперёд!
В рамках проекта «Орлята России» Ирина Лазарева проводит урок для учеников 2-Б класса в школе №15

«Зачем нам советник?»

В самом начале введение должности советников в школах вызывало массу вопросов. «Зачем нужна такая должность? Ведь есть завучи или заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы…», – спрашивали учителя и родители. На сегодняшний день подобных вопросов становится всё меньше, и ситуация начинает постепенно проясняться. Появление новой должности стало важным кадровым механизмом реализации как Стратегии развития воспитания в России до 2025-го года, так и федерального проекта «Патриотическое воспитание».
Педагогические методики должны корректироваться с учетом актуальных требований времени и особенностей психологического развития современных детей и подростков. Об этом недавно заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания с региональными командами советников директора. «Именно советники директоров по воспитанию становятся одними из творцов новых направлений в педагогике и организации работы с детьми, они играют важную роль в формировании новой педагогической среды», – подчеркнул Сергей Кравцов. Он отметил, что необходимо вовлекать ребят в позитивную повестку, делать все для того, чтобы они развивались и раскрывали свои таланты. Над решением этих задач работают именно советники по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Еще основоположник педагогики Константин Ушинский писал, что в деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, «минуя голову учителя». Поэтому неудивительно, что реформы современной системы образования, заложенные в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в национальных и федеральных проектах, предусматривают, прежде всего, развитие кадрового потенциала, и именно педагог является ключевой фигурой в реформировании образования.
Введение должности советника директора по воспитанию позволяет оперативно реагировать на сложившиеся в обществе ситуации и на процессы внутри школы. Проще говоря, это – помощь классным руководителям в воспитательной и патриотической работе со школьниками.
– Заместитель директора по воспитательной работе в отличие от советника – должность административная. Завуч планирует проведение мероприятий, контролирует их, взаимодействует с кадрами, отчитывается о проведённой воспитательной работе. А советник помогает завучу и педагогу-организатору эту работу проводить, – рассказывает Ирина Лазарева.

Навигаторы прокладывают курс

Советником директора может работать тот человек, кто живёт жизнью школы и вместе с коллективом создаёт программу ее развития. А успех у этой программы будет тогда, когда в ней появится акцент на ценности личности ребёнка, ценности его общения со взрослыми.
Творческий, креативный, активный, увлечённый лидер, – таким должен быть советник. Неудивительно, что девиз в жизни и работе Ирины Лазаревой – «Вижу цель. Верю в себя!».
–А ещё – это человек с добрым, открытым сердцем, который должен принимать детей такими, какие они есть, быть для них другом и наставником. Вместе с детьми я с самого нуля пробовала всё новое. Всё было в новинку и для них, и для меня. Очень повезло с коллективом нашей школы, руководителем методического объединения классных руководителей и нашей большой дружной командой советников из Крыма и других регионов страны. Мы поддерживаем друг друга, советуемся, вдохновляем, делимся методическими разработками. Мои коллеги – грамотные, талантливые, яркие специалисты, имеющие педагогический опыт, люди активные и вдохновлённые. Всегда помогаем друг другу в организации мероприятий, торжественных линеек, тематических митингов и акций. У нас в школе есть действующий отряд юнармейцев, с которым мы очень активно работаем. Наши юнармейцы участвуют в почётной миссии, им выпала честь нести Вахту Памяти «Пост №1». В школе развивается добровольческое движение, ребята принимают участие в конкурсах различного уровня. Так, на муниципальном этапе творческого патриотического конкурса «Наследники Победы» мы заняли одно из призовых мест. Учитывая, что видеоформат сейчас довольно популярен в соцсетях и заметен гораздо больше, чем самое красочное фото, мы активно снимаем большое количество тематических видеороликов. И уже победили в конкурсе социальных роликов «Останови насилие!».
В Год педагога и наставника советники являются инициаторами участия учеников своих школ во Всероссийской акции «Учить. Вдохновлять. Развивать». В общем, тандему советника и его воспитанников – активности не занимать! А так как участвуют они во всех самых разных мероприятиях, очень важно уметь правильно поставить цели и распланировать своё время. Причём и самому эффективно распределить временной ресурс, и научить этому своих детей. А ещё каждый советник отметит, что несомненным плюсом в его работе является отсутствие отчётов. Освободилось много времени, которое можно потратить на реальные, важные и нужные, добрые дела.
Сейчас проект «Навигаторы детства» набирает обороты. «Нам хватит сил стать теми, кто все изменит, если мы всегда будем вместе», – как раз этими словами закончился форум «Таврический бриз -2022», в котором приняли участие советники со всего Крыма.
– Главный источник сил, вдохновения, идей – это мои коллеги, советники. Это те люди, которые помогут советом, поддержкой, сделают красивый кадр. Каждый из нас на своём месте и стал «навигатором детства» не случайно. В наших руках сделать этот мир лучше и изменить тысячи детских судеб, – уверена Ирина Лазарева.

Навигаторы детства, только вперёд!
Со своими учениками Имином Сейтмамутовым и Эльвирой Куркчи.
Фото пресс-службы «Дома молодёжи»

«Мостик» между учеником, родителем и школой

Советники в школах решают разноплановые задачи, такие как вовлечение в воспитательный процесс учителей, родителей, социальных партнеров, повышение эффективности методического сопровождения воспитательной деятельности, создание условий для поддержки социальных инициатив учеников с учетом региональных и муниципальных особенностей, подготовка предложений по разработке программ воспитания, мониторинг воспитательной среды. В целом – это помощь педагогу-организатору и завучу по воспитательной работе в выполнении воспитательного плана, в том числе – внедрение новых интересных для детей методик и материалов, а также – контроль внешкольного времяпровождения.
– В первую очередь – информирование учителей, родителей и детей о федеральной повестке, оповещение о предстоящих конкурсах, фестивалях, о работе различных детских объединений, помощь в реализации самого главного документа школы – ежегодного воспитательного плана образовательного учреждения. Неотъемлемая часть деятельности советника – работа в соцсетях, где большинство из нас проводят значительную часть времени. Задача советника – наполнять группы в соцсетях полезным и добрым контентом, который будет вдохновлять молодёжь, рассказывать о мероприятиях в школе и работе общественных объединений, о возможностях, которые реализуются в нашем регионе и в других городах России. Другими словами, – информировать молодёжь обо всём, что происходит в нашей стране, – рассказывает собеседница.
Одной из важных составляющих работы советника является выстраивание взаимоотношений с родительским сообществом. Особенно это актуально на сегодняшний день, когда в рамках антитеррористических мер для родителей доступ в школы ограничен. Здесь как раз на помощь приходит советник. Потому что обучение родителей, создание программ, связанных с семьей, играет большую роль в разработке и понимании стратегии воспитания. А раз так, то у педагога появляется сразу несколько новых ролей и расширяются границы его влияния и взаимодействия.

Навигаторы детства, только вперёд!
Урок в 6-А классе школы №15

Дружной командой в одной лодке

Общение с детьми – это, пожалуй, один из самых важных этапов работы. Советник помогает из всего многообразия направлений выбрать именно то, что будет наиболее интересно. Само название «Навигаторы детства» подразумевает, что советник – это специалист, который поможет ребёнку найти индивидуальные цели и проложить свой путь к ним, реализовать свои интересы и возможности, раскрыть собственные таланты и творческий потенциал.
– За этот год я успела познакомиться со всеми ребятами в нашей школе, а их у нас 740! Пожалуй, только учеников из начальных классов не всех знаю в лицо. Но меня они знают, подбегают, обнимают, здороваются, рассказывают о своих увлечениях, готовы и пошутить, и поучаствовать в серьёзном деле, прийти на помощь друг другу. Такое общение очень полезно, потому что знаешь, к кому можно подойти с каким-то предложением. Одного можно заинтересовать спортивным мероприятием, другого – творческим конкурсом, – рассказывает Ирина Лазарева. – Мы с ребятами участвуем во всём. В школах проводятся запланированные торжественные мероприятия с учётом корректировки и предложений советников, дополнения их авторскими акциями и флешмобами. Многие акции и конкурсы мы проводим в онлайн-формате, который пользуется большой популярностью среди молодёжи. Ребята с удовольствием участвуют в них, используя интернет-ресурсы. И более того, в этом случае начавшуюся инициативу, запущенный челлендж или марафон быстро подхватывают ученики и учителя из других школ. Это здорово! Вместе с ребятами мы чувствуем себя «в одной лодке», в одной команде. Такие мероприятия, как квесты, викторины, игры проводим в оффлайн-режимах. Вот, например, в начале декабря, в День художника, для ребят-шестиклассников был организован увлекательный квест, было задорно, весело и познавательно. Всем понравилось.
Развитие школьных спортивных клубов, театров, музеев, хоров, института школьного самоуправления, дополнительного образования детей, разработка предложений по внеурочной занятости… Например, «Разговоры о важном», которые проводятся во всех российских школах с нового учебного года, – это живое общение учителей с ребятами на те темы, которые им интересны, волнуют школьников. Ну и, конечно, подготовка планов и программ по работе с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Короче говоря, дел у советников не счесть! Поэтому «побединцы» желают всем, кто приступил к новой должности, – профессионального роста, неиссякаемого оптимизма, продуктивной работы и воплощения здесь и сейчас даже самых креативных идей.
– Дорогие ребята! Хочу пожелать вам не бояться пробовать новое, преодолевать свои страхи и не тратить время впустую. А мы, советники и учителя, всегда готовы вам в этом помочь. Будьте сильными, смелыми, будьте лучшими среди лучших! А коллегам хочется сказать, что мы с вами выполняем очень важную и сложную миссию первопроходцев, потому что наш проект новый. И даже если тяжело, у нас всё получится, так как мы – сильная команда. Не сдаваться, почаще улыбаться и добиваться поставленных целей! – обратилась Ирина Лазарева к ребятам и коллегам в конце нашей беседы.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из личного архива Ирины Лазаревой