Газета "Победа" Феодосия

Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым

«Я лиру посвятил народу своему…»

«Я  лиру  посвятил  народу  своему…»

Г.Д.Новожилов. Портрет Пушкина. 1970

Эдуард АБРАМОВ, член Союза писателей России

(Окончание. Начало читайте тут)

А в начале творчество поэта прошло эволюцию от ранней лирики и романтизма первых стихов и южных поэм («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»), к реализму.
Пушкин впервые отразил в русской литературе многие проблемы русского общества ХIХ века: народ как движущую силу истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды, обстоятельств и общества («Евгений Онегин»,1823-31), личности и государства («Медный всадник»,1833); судьбу «маленького человека» («Повести Белкина» 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама»,1833).
В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»), а также в философской лирике 1830-х годов он обратился к коренным вопросам бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, – величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературах. Пафос истины, гуманизм и гражданственность, реализм, народность и историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы.
Как историк Пушкин много внимания в своём творчестве уделил личности Петра Первого – крупнейшего государственного деятеля, впервые в истории России почти что в прямом смысле «прорубившего» окно в Европу. Поэма «Медный всадник» – это настояший Гимн не только государю, но городу, ставшему и новой северной столицей Государства Российского, и местом, где творчество великого поэта достигло своего апогея, и где он безвременно, трагически ушёл из жизни.
В последние годы жизни Пушкин интересовался историей Пугачёвского восстания, побывал в окрестностях Оренбурга, где проходили связанные с Пугачёвым события.
Александр Сергеевич Пушкин обладал удивительным даром даже в небольшом стихотворении выразить и сказать многое. Вот один из примеров: стихотворение, посвящённое Петру Первому:

Стансы

« В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен».

Александр Сергеевич всем сердцем любил и воспевал родную русскую природу. Чего только стоят, ставшие хрестоматийными, эти пушкинские строки:
«Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»

Или:
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На затоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…»

А какие прелестные, вечные шедевры он создал в посвящении двум музам своего сердца: «Я Вас любил…» – Аннет Оленевой и «Я помню чудное мгновенье…» – Анне Керн! Обе миниатюры приобрели мировую известность, и, положенные на музыку, превратились в прекрасные романсы, которые прелестно звучат и поныне. К творчеству поэта не раз обращались композиторы Глинка, Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский, Бородин, Глиэр, Римский-Корсаков, Свиридов и многие другие. На сценах разных оперных театров мира с успехом ставились оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». «Борис Годунов». С началом эры кинематографа были экранизированы многие прозаические произведения Пушкина, в числе которых повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Как царь Пётр арапа женил», а также ряд сюжетов из «Повестей Белкина».
Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимает всемирно известный роман в стихах «Евгений Онегин».
Поэтических произведений такого масштаба и уровня в русской литературе до него просто не было. Вот что сказал об этом великий знаток литературы, знаменитый критик Виссарион Григорьевич Белинский: «Евгений Онегин» – есть самое задушевное творение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. В нём вся жизнь, вся душа, вся любовь его, все чувства, понятия и идеалы. Оценить его – значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой деятельности. «Евгений Онегин» – это подлинная энциклопедия русской жизни».
Знаменитый роман Пушкин писал частями –«песнями», как он их называл. Каждая песнь-глава состояла из нумерованных строф – особой, пушкинской формы стихосложения, которую он в данном случае специально применил.
Роман создавался на протяжении почти всей недолгой жизни поэта. Из черновиков удалось составить точную хронику его написания. Итак, первая глава (песнь), была начата 9 мая 1823 годав Кишинёве, а последняя глава была окончена в Болдино в 1830 году, 25 сентября. По подсчёту самого Пушкина он работал над романом 7 лет 4 месяца и 17 дней. По отдельности, одна за другой, главы публиковались в печати и расходились по рукам. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в 1833 году в Санкт-Петербурге, в типографии Александра Смирдина.

«Я  лиру  посвятил  народу  своему…»
И.К.Айвазовский. Пушкин на берегу
Чёрного моря. Фрагмент.1868


Второе и последнее прижизненное полное издание «Евгения Онегина» вышло в миниатюрном формате незадолго до смерти Пушкина, в январе 1837 года, и тоже в северной столице.
Первоначально роман состоял из 8 глав и заканчивался сценой объяснения Евгения и Татьяны. Её последними словами были:
«Я Вас люблю, к чему лукавить?
Но я другому отдана
И буду век ему верна!»

Однако, как известно, Александр Сергеевич после такого финала продолжил роман и написал девятую главу «Путешествие Онегина», в которой отправил героя по знакомому маршруту – на Кавказ, а затем – в Тавриду. Здесь уместно заметить, что образ Евгения Онегина в некотором роде автобиографичен для самого Пушкина.
А далее происходит вот что: в 1830 году, в Болдино, поэт пишет Десятую, завершающую роман главу, рукопись которой потом собственноручно сжигает. Но и это ещё не всё. В 1835 году появляется малоизвестное широкому читателю стихотворение «В мои осенние досуги», в котором Пушкин признаётся, что роман не завершён. Обращаясь к друзьям-современникам он прямо говорит о намерении продолжить роман:
«В мои осенние досуги,
В те дни, что любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.
Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво,
Роман не кончив перервать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить.
Вы говорите – Слава Богу!
Покамест твой Онегин жив,
Роман не кончен, понемногу
Иди вперёд, не будь ленив!
Со славы, вняв её призванью,
Сбирай оброк – хвалой и бранью!»

К глубочайшему сожалению, поэт не успел выполнить это пожелание друзей, да и своё, судя по всему, намерение довести роман до счастливой развязки…
Ну что ж, теперь остаётся признаться, что двадцать лет тому, к 200-летию Пушкина, автор этих строк рискнул опубликовать свой вариант Десятой, заключительной главы к великому роману и тем самым как бы выполнить оставленный нам завет.
К настоящему времени моя глава переиздавалась около десяти раз и привлекла к себе достаточно много внимания. Ей были посвящены публикации в разных средствах массовой информации: развёрнутые положительные рецензии вышли в Москве в газете «Известия», в Минске – в газете «Культура», в Пятигорске – в газете «Кавказская здравница», в Пинске – в газете «Полесская правда», в Усть-Каменогорске (Казахстан) – в газете «Рудный Алтай», в Краснодаре – в «Новой газете» и во многих других.
7 октября 2002 года в Санкт-Петербурге, в библиотеке имени А.Блока, мой вариант Десятой главы обсуждался и был одобрен на совместном заседании городского общества библиофилов и отделения Союза писателей. Глава с успехом была представлена в 2001 году на Первом Международном поэтическом фестивале «Крымская Альгамбра» в Симферополе, а затем – 6 июня 2006 года – на ХХХ Юбилейном Пушкинском празднике в Гурзуфе. Мне довелось читать главу перед студентами и преподавателями филологических факультетов в Московском, Минском, Мелитопольском, Харьковском и Крымском университетах. Невозможно даже приблизительно назвать число встреч с отдыхающими, прошедших в крымских здравницах.
Чтобы не утомлять читателей подобной информацией, хочу в заключение привести несколько интересных, на мой взгляд, фактов. Во время одной из моих поездок в Санкт-Петербург я передал экземпляр книжечки «Я к Вам пишу» в приёмную Администрации города.

«Я  лиру  посвятил  народу  своему…»
А.И.Григорьев. Памятник Пушкину
в Феодосии. Открыт 6 июня 1974 года


25 декабря 2004 года я неожиданно получил письмо от губернатора северной столицы Валентины Ивановны Матвиенко – ныне Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Текст привожу дословно: Абрамову Э.М., главпочтамт, а/я 26, Феодосия Крым. «Уважаемый Эдуард Михайлович! Благодарю Вас за книгу, тронута Вашим вниманием. Ваше своеобразное произведение «Я к Вам пишу» передано в библиотеку Смольного.
Не сомневаюсь, оно найдёт своих читателей. Желаю Вам здоровья, радости, удачи и неувядаемой творческой мысли. Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко».
В начале апреля 2004 года я был приглашён в Москву – на творческую встречу с читателями Российской государственной библиотеки, где передал три экземпляра книжечки «Я к Вам пишу». Примерно через месяц я получил небольшое письмо, текст которого также привожу:
«Уважаемый г-н Абрамов! От имени Российской государственной библиотеки выражаю Вам глубокую благодарность за любезно предоставленную книгу «Я к Вам пишу», Феодосия, 2002, 3 экземпляра. Издание занесено в Книгу даров библиотеки и один экземпляр включён в её действующий фонд под регистрационным номером И 5071 – 04, а остальные направлены в обменно-резервный фонд для передачи в другую библиотеку, так как РГБ хранит иностранные книги только в одном экземпляре.
Заведующая Отделом иностранного комплектования и книгообмена Т.Г.Афанасьева. 27. 04. 2004 г.»

И ещё один, приятный для меня факт: в год 220-летия Александра Сергеевича Пушкина мою главу под названием «Я к Вам пишу», сопроводив редакционным предисловием, опубликовал солидный литературно-художественный и публицистический журнал писательской организации Краснодарского края «Огни Кубани». В этом я вижу ещё одно свидетельство вечной, непреходящей любви к нашему Великому Поэту, а также желание узнать как можно больше о нём и его творчестве.
Всем нам, ныне здравствующим, несказанно повезло родиться и жить в стране, давшей миру негасимую, первой величины Звезду русской и мировой литературы, озарившую своим светом красоту и богатство нашего родного русского языка!

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять