«Я  лиру  посвятил  народу  своему…»Г.Д.Новожилов. Портрет Пушкина. 1970

(Окончание. Начало читайте тут)

А в начале творчество поэта прошло эволюцию от ранней лирики и романтизма первых стихов и южных поэм («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»), к реализму.
Пушкин впервые отразил в русской литературе многие проблемы русского общества ХIХ века: народ как движущую силу истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды, обстоятельств и общества («Евгений Онегин»,1823-31), личности и государства («Медный всадник»,1833); судьбу «маленького человека» («Повести Белкина» 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама»,1833).
В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»), а также в философской лирике 1830-х годов он обратился к коренным вопросам бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, – величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературах. Пафос истины, гуманизм и гражданственность, реализм, народность и историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы.
Как историк Пушкин много внимания в своём творчестве уделил личности Петра Первого – крупнейшего государственного деятеля, впервые в истории России почти что в прямом смысле «прорубившего» окно в Европу. Поэма «Медный всадник» – это настояший Гимн не только государю, но городу, ставшему и новой северной столицей Государства Российского, и местом, где творчество великого поэта достигло своего апогея, и где он безвременно, трагически ушёл из жизни.
В последние годы жизни Пушкин интересовался историей Пугачёвского восстания, побывал в окрестностях Оренбурга, где проходили связанные с Пугачёвым события.
Александр Сергеевич Пушкин обладал удивительным даром даже в небольшом стихотворении выразить и сказать многое. Вот один из примеров: стихотворение, посвящённое Петру Первому:

Стансы

« В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен».

Александр Сергеевич всем сердцем любил и воспевал родную русскую природу. Чего только стоят, ставшие хрестоматийными, эти пушкинские строки:
«Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»

Или:
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На затоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…»

А какие прелестные, вечные шедевры он создал в посвящении двум музам своего сердца: «Я Вас любил…» – Аннет Оленевой и «Я помню чудное мгновенье…» – Анне Керн! Обе миниатюры приобрели мировую известность, и, положенные на музыку, превратились в прекрасные романсы, которые прелестно звучат и поныне. К творчеству поэта не раз обращались композиторы Глинка, Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский, Бородин, Глиэр, Римский-Корсаков, Свиридов и многие другие. На сценах разных оперных театров мира с успехом ставились оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». «Борис Годунов». С началом эры кинематографа были экранизированы многие прозаические произведения Пушкина, в числе которых повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Как царь Пётр арапа женил», а также ряд сюжетов из «Повестей Белкина».
Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимает всемирно известный роман в стихах «Евгений Онегин».
Поэтических произведений такого масштаба и уровня в русской литературе до него просто не было. Вот что сказал об этом великий знаток литературы, знаменитый критик Виссарион Григорьевич Белинский: «Евгений Онегин» – есть самое задушевное творение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. В нём вся жизнь, вся душа, вся любовь его, все чувства, понятия и идеалы. Оценить его – значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой деятельности. «Евгений Онегин» – это подлинная энциклопедия русской жизни».
Знаменитый роман Пушкин писал частями –«песнями», как он их называл. Каждая песнь-глава состояла из нумерованных строф – особой, пушкинской формы стихосложения, которую он в данном случае специально применил.
Роман создавался на протяжении почти всей недолгой жизни поэта. Из черновиков удалось составить точную хронику его написания. Итак, первая глава (песнь), была начата 9 мая 1823 годав Кишинёве, а последняя глава была окончена в Болдино в 1830 году, 25 сентября. По подсчёту самого Пушкина он работал над романом 7 лет 4 месяца и 17 дней. По отдельности, одна за другой, главы публиковались в печати и расходились по рукам. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в 1833 году в Санкт-Петербурге, в типографии Александра Смирдина.

«Я  лиру  посвятил  народу  своему…»
И.К.Айвазовский. Пушкин на берегу
Чёрного моря. Фрагмент.1868


Второе и последнее прижизненное полное издание «Евгения Онегина» вышло в миниатюрном формате незадолго до смерти Пушкина, в январе 1837 года, и тоже в северной столице.
Первоначально роман состоял из 8 глав и заканчивался сценой объяснения Евгения и Татьяны. Её последними словами были:
«Я Вас люблю, к чему лукавить?
Но я другому отдана
И буду век ему верна!»

Однако, как известно, Александр Сергеевич после такого финала продолжил роман и написал девятую главу «Путешествие Онегина», в которой отправил героя по знакомому маршруту – на Кавказ, а затем – в Тавриду. Здесь уместно заметить, что образ Евгения Онегина в некотором роде автобиографичен для самого Пушкина.
А далее происходит вот что: в 1830 году, в Болдино, поэт пишет Десятую, завершающую роман главу, рукопись которой потом собственноручно сжигает. Но и это ещё не всё. В 1835 году появляется малоизвестное широкому читателю стихотворение «В мои осенние досуги», в котором Пушкин признаётся, что роман не завершён. Обращаясь к друзьям-современникам он прямо говорит о намерении продолжить роман:
«В мои осенние досуги,
В те дни, что любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.
Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво,
Роман не кончив перервать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить.
Вы говорите – Слава Богу!
Покамест твой Онегин жив,
Роман не кончен, понемногу
Иди вперёд, не будь ленив!
Со славы, вняв её призванью,
Сбирай оброк – хвалой и бранью!»

К глубочайшему сожалению, поэт не успел выполнить это пожелание друзей, да и своё, судя по всему, намерение довести роман до счастливой развязки…
Ну что ж, теперь остаётся признаться, что двадцать лет тому, к 200-летию Пушкина, автор этих строк рискнул опубликовать свой вариант Десятой, заключительной главы к великому роману и тем самым как бы выполнить оставленный нам завет.
К настоящему времени моя глава переиздавалась около десяти раз и привлекла к себе достаточно много внимания. Ей были посвящены публикации в разных средствах массовой информации: развёрнутые положительные рецензии вышли в Москве в газете «Известия», в Минске – в газете «Культура», в Пятигорске – в газете «Кавказская здравница», в Пинске – в газете «Полесская правда», в Усть-Каменогорске (Казахстан) – в газете «Рудный Алтай», в Краснодаре – в «Новой газете» и во многих других.
7 октября 2002 года в Санкт-Петербурге, в библиотеке имени А.Блока, мой вариант Десятой главы обсуждался и был одобрен на совместном заседании городского общества библиофилов и отделения Союза писателей. Глава с успехом была представлена в 2001 году на Первом Международном поэтическом фестивале «Крымская Альгамбра» в Симферополе, а затем – 6 июня 2006 года – на ХХХ Юбилейном Пушкинском празднике в Гурзуфе. Мне довелось читать главу перед студентами и преподавателями филологических факультетов в Московском, Минском, Мелитопольском, Харьковском и Крымском университетах. Невозможно даже приблизительно назвать число встреч с отдыхающими, прошедших в крымских здравницах.
Чтобы не утомлять читателей подобной информацией, хочу в заключение привести несколько интересных, на мой взгляд, фактов. Во время одной из моих поездок в Санкт-Петербург я передал экземпляр книжечки «Я к Вам пишу» в приёмную Администрации города.

«Я  лиру  посвятил  народу  своему…»
А.И.Григорьев. Памятник Пушкину
в Феодосии. Открыт 6 июня 1974 года


25 декабря 2004 года я неожиданно получил письмо от губернатора северной столицы Валентины Ивановны Матвиенко – ныне Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Текст привожу дословно: Абрамову Э.М., главпочтамт, а/я 26, Феодосия Крым. «Уважаемый Эдуард Михайлович! Благодарю Вас за книгу, тронута Вашим вниманием. Ваше своеобразное произведение «Я к Вам пишу» передано в библиотеку Смольного.
Не сомневаюсь, оно найдёт своих читателей. Желаю Вам здоровья, радости, удачи и неувядаемой творческой мысли. Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко».
В начале апреля 2004 года я был приглашён в Москву – на творческую встречу с читателями Российской государственной библиотеки, где передал три экземпляра книжечки «Я к Вам пишу». Примерно через месяц я получил небольшое письмо, текст которого также привожу:
«Уважаемый г-н Абрамов! От имени Российской государственной библиотеки выражаю Вам глубокую благодарность за любезно предоставленную книгу «Я к Вам пишу», Феодосия, 2002, 3 экземпляра. Издание занесено в Книгу даров библиотеки и один экземпляр включён в её действующий фонд под регистрационным номером И 5071 – 04, а остальные направлены в обменно-резервный фонд для передачи в другую библиотеку, так как РГБ хранит иностранные книги только в одном экземпляре.
Заведующая Отделом иностранного комплектования и книгообмена Т.Г.Афанасьева. 27. 04. 2004 г.»

И ещё один, приятный для меня факт: в год 220-летия Александра Сергеевича Пушкина мою главу под названием «Я к Вам пишу», сопроводив редакционным предисловием, опубликовал солидный литературно-художественный и публицистический журнал писательской организации Краснодарского края «Огни Кубани». В этом я вижу ещё одно свидетельство вечной, непреходящей любви к нашему Великому Поэту, а также желание узнать как можно больше о нём и его творчестве.
Всем нам, ныне здравствующим, несказанно повезло родиться и жить в стране, давшей миру негасимую, первой величины Звезду русской и мировой литературы, озарившую своим светом красоту и богатство нашего родного русского языка!