В Доме культуры открылась выставка живописи Надежды Болдиной «Впечатления»
«Мама, я приеду!»
Прогуляемся по малому залу Феодосийского Дома культуры и постоим у полотен художника Надежды Болдиной. Вот картина «Ожидание»: каменный забор, по белому желтые мазки – латаный-перелатаный, прекрасный в своей многолетней поре. Он видел много событий, таит за своей стеной много приходящих и уходящих людских судеб. По центру старая дверь с пожухлой краской, чешуйчатой, как это бывает, когда деревянную поверхность в течение ее жизни перекрашивают десятки раз. А на ней – маленький, в форме скворечника, ярко-синий почтовый ящик. И все становится предельно ясным: кто-то за этим забором очень ждет весточку от родных. Быть может, в стареньком жилище – настолько маленьком, что не видно и крыши со стороны дороги, – живет мама, много лет не видевшая сына, тоскующая по нему так, как ждут сыновей только матери. И картина цепляет за живое, заставляет задуматься, вспомнить о своих родителях… Все здесь говорит об отчем доме: и ирисы, и склоняющие свои желтые головы из-за забора «золотые шары», и замазанная неровная стена будто показывает нам морщинистые руки старого человека, который эти дыры латал…
Чудесные картины жизни
Акцентирование на какой-то одной маленькой детали является особенностью полотен Болдиной: зеленые ворота, веревка с развешанной после стирки разноцветной одеждой в лучах закатного солнца, цветок, не такой, как все, вид из арки старой крепости, свет в окне…
Все работы написаны в крымский период – буквально в течение последних семи лет.
В размышления погружает каждое полотно автора.
«Северная бухта», «Скалы в Балаклаве» — это, конечно, дыхание моря, шум ветра и скольжение на быстрых яхтах.
Натюрморты вообще отдельная тема, которая красной нитью связана с временами года: «Осенний день» – с подсолнухами и деревянным павлином; на летнем мы видим арбузы, дыни и персики, вазу с цветами и национальную посуду крымских татар; февральский – с окном, передающим ожидание тепла и солнышка, со спелыми гранатами на столе.
Много на картинах старых домов, а они всегда несут в себе глубокий смысл: жизнь, любовь, рождение, смерть… Тема Бахчисарая отражает дух старого города, и мечеть – как венец этого края.
Переходя от одной работы к другой, вы закончите знакомство с выставкой на волшебно-прекрасной ноте весны – с маками, нарциссами и веточками сакуры.
Как вкусно и красиво, браво автору!
Кошка Джеральдина, фантастика и Рембрандт
Познакомимся с автором.
– Надежда, вы помните свои первые работы?..
– Я родилась и выросла в Москве. Как и все дети, любила рисовать. Художников в нашей семье никогда не было, мама инженер, а папа – химик-металлург, но родители всегда очень увлекались живописью. В доме целый стеллаж альбомов и каталогов российских и зарубежных авторов, они привозились из разных стран и поселялись у нас.
Воспоминания первых рисунков у меня лет с четырех. У нас до сих пор хранится моя детская работа, я нарисовала, как мама ведет меня в детский сад.
Более осознанное занятие рисованием пришло ко мне в средней школе. В нашем районе художественной школы не было, и я занималась в простом кружке досугового центра у Галины Васильевны Иванисовой. Этот замечательный педагог и сейчас преподает, иногда мы выходим на связь.
– Вы тогда уже думали о том, что станете художником?
– Нет, я никогда не думала об этом. Занятия в кружке были просто моей отдушиной, увлечением. А стать я хотела ветеринаром! У нас была кошка Джеральдина. Не помню, где я услышала это имя, мне было шесть лет, когда животное появилось в доме, и она тут же стала Джеральдиной (смеется). Я любила все живое, вплоть до жучков, потому мечтала всех лечить. А когда подросла, стала понимать, что лучше всего у меня все-таки получается рисовать.
– Учиться в художественном институте было интересно?
– Вступительные экзамены сдала легко. А вот учиться поначалу было скучно, ведь до этого момента я рисовала по желанию и для души. Это был плод моего воображения: работы с волшебными существами и растениями. Я тогда очень любила фантастику, читала братьев Аркадия и Бориса Стругацких, Александра Беляева, Жюля Верна, классиков и современных авторов. Поэтому учеба в институте сначала казалась мне скукотищей, а потом я разглядела красоту в написании с натуры, в окружающем мире, в человеке – и мне очень захотелось это познать, углубиться, набраться опыта.
Многое дала стажировка в Санкт-Петербурге, в академии имени И.Е.Репина. Мы там писали только с натуры: человека, портрет, пейзаж. Этот опыт отличался, петербургская школа живописи очень сильная!
– Чьи полотна всемирно известных художников вас восхищают?
– Мне нравится Харменс ван Рейн Рембрандт, Микеланджело Караваджо, Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Нестеров и, конечно, Михаил Врубель.
С современными было труднее, пока я не узнала крымских ребят.
Как Крым связан с Италией?
В 2016 году Надежда Болдина открыла для себя крымских художников, приехав на мастер-класс к бахчисарайскому творцу Александру Тюнькину.
Стоит сказать, что в Крым девушка приезжала к родственникам в Севастополь со школьной скамьи, подолгу гостила у них. Здесь служили деды Надежды и ее мужа Евгения: Николай Маркин в Балаклаве ремонтировал подводные лодки, а Семен Шайкин – капитан 1-го ранга, ходил на крейсере «Москва».
Здесь, на полуострове, Болдина открыла для себя совсем иное в написании картин: как нужно выдерживать цвета. Есть такое выражение среди творцов: «Поехать в Крым и почистить палитру». Так вот: питерская палитра серебристо-серая, московская – земельных оттенков, коричневая, а здесь – все чистое, светлое. По цвету и колориту манера письма крымских художников схожа с итальянской. Гладя на работы Надежды Болдиной, можно с полной уверенностью сказать: свою палитру она почистила блестяще.
Чтобы не стать бедным художником
В 2020 году Болдины переехали в Севастополь, сейчас творчество Надежды полностью связано с Крымом. Она много пишет портретов, ей нравится писать лица, фигуры, людей за занятием любимым делом: муж за готовкой на кухне, мастер за работой на гончарном круге… Но все же ее любимым жанром остается пейзаж, благо у нас их можно писать на каждом шагу. Раздолье для художника!
В диалоге с творцом мы затронули тему того, как же все-таки не оторваться от реального мира и заработать себе на хлеб. Не все понимают, как реализовать свое творчество, какую нишу занять и как свои работы продавать. Этому, в первую очередь, надо учиться самому. Арт-дилер и менеджер – это хорошо, но изначально художник должен уметь это делать сам.
– Был период, когда хотелось все бросить, казалось, что этот труд приносит мне только страдания, – вспоминает Надежда. – Нужно было понять, что теперь делать с написанными картинами. За год я разобралась, как можно продавать и строить ценовую политику, как общаться с заказчиками и как себя подать. Я работаю над этим до сих пор. На сегодня много моих работ разлетелось по разным странам мира, приобретают картины и соотечественники. Например, за прошедший год за границу уехала только одна работа, а остальные поселились в домах россиян в Москве и Московской области, в Казани, Нижнем Новгороде, Севастополе.
«Встреча с Надей – это судьба»
На вернисаже Надежды Болдиной звучали песни в исполнении Галины Беловой и Александра Панченко, читали стихи Галина Кондратова, Ирина Игнатова и Станислав Кисленко (детский театр «Мельпомена»), в прекрасном танце «Вдохновение» кружилась Айше Хатип, солистка фольклорного коллектива крымскотатарской культуры «Къара-Дагъ». Феодосийская пианистка и композитор Ольга Аветисова играла вальсы собственного сочинения. Посетители, конечно же, делились впечатлениями от представленной их взору экспозиции.
Алла Алексеевна Ненада, Заслуженный работник культуры Республики Крым:
– Художнику удалось передать любовь к нашему полуострову, ауре старого Крыма – это хорошо чувствуется! Меня совершенно очаровала работа «Ожидание», она пронзительна! Глядя на нее, невольно вспоминаешь годы детства и юности, когда люди много писали друг другу писем, и вся корреспонденция доставалась из почтовых ящиков. Люди так ждали весточку от близких…
Людмила Карева, национальная община крымчаков:
– В Евпатории я встретилась и познакомилась с двумя молодыми людьми: Надей и ее мужем Женей. Я слушала их думала: «Таким нужно помогать, чтобы люди увидели их работы, поняли, что наше молодое поколение талантливое и творческое!» Мы должны видеть, что душа у нас не очерствела. Такие работы, которые представлены в этом зале, пробуждают в нас радость! Встреча с Надей – это судьба.
Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора