Азовский этюд Сергея МатюшкинаСергей Матюшкин. Азовский этюд. 2017. Холст, масло.

На крыльце веранды сидит художник. Перед ним – золотистые обрывы азовского берега, спокойное море и безоблачное небо, не мешающее припекать солнечным лучам.

Сергей Матюшкин изобразил себя со спины, но не узнать его невозможно. Через распахнутую дверь видно, что он делает наброски. Ветер колышет занавески, ветви дерева ажурно вплетаются в пейзаж. На веранде – круглый стол со скатёркой и простеньким стулом, на котором художник только что пил утренний кофе. Деревянная веранда кажется совсем родной. Такие были в нашем советском детстве. Утро, каникулы. Какое счастье – завтракать практически во дворе после длинной студёной зимы, читать на крыльце книгу и смотреть на цветы и деревья. Настоящий художник, даже если пишет с натуры, всегда привносит в картину своё видение мира. Человек, выросший во времена, когда люди были просты и сердечны, будет всю жизнь искать и находить эту теплоту. В белёном домике под черепичной крышей, деревянной скамейке у ворот, выгоревшей тропинке к морю или лесной поляне, где спряталась под травой спелая земляника. Детство Сергея прошло в Крыму, а у кого-то – за тысячи километров от крымских берегов. Но картина, написанная в Феодосии всего шесть лет назад, полна тем самым теплом, которого раньше было в избытке везде и которое осталось в сердцах, не остывших от прагматичных времён. Не случайно «Азовский этюд» Сергея Матюшкина напоминает мне не только далёкую родину, но и «самую утреннюю» картину советских времен Татьяны Яблонской. Кому не знакомо «Утро» из учебника, которое все школьники описывали в своих сочинениях? Залитая солнцем комната, открытая дверь на балкон, стол с нехитрым завтраком и девочка, делающая зарядку. Так и представляешь, как из радиоприёмника звучат команды утренних упражнений.
Впервые увидела «Азовский этюд» на выставке феодосийских художников. Упомянула о нём в газетной публикации, но не сразу разобралась, чем зацепили азовские берега. Года два назад случайно (не случайно?) увиделись с Сергеем Матюшкиным в городе. Он пригласил в свою мастерскую, показал серию новых работ после поездки по крымскому побережью и свежую графику Старого города. А потом достал «Азовский этюд» и сказал: «Узнаёшь? Дарю». Помог донести домой. Феодосия была тихой и пустынной, в воздухе висели не капельки – пылинки дождя. Отметила про себя, как тепло приветствовали Сергея соседи в его родном дворе и встречавшиеся нам знакомые.
С тех пор каждый день вижу художника за работой. В его лице – целое поколение. Эти люди близки и понятны. У нас одинаковые представления о долге, дружбе, чести и Родине. У нас очень похожие учителя. Классный руководитель Сергея Клавдия Григорьевна Глуховцева – вообще собирательный образ. Спасибо ему, что настоял познакомиться с ней и сделать материал в «Победу». Маленькая сухонькая женщина, полная задора и доброты. Разве могли такие, как она, отделить обучение от воспитания, как это пытались навязать современной школе?
В эти дни после его ухода узнала, что у многих феодосийцев есть работы художника. Он старался по-своему отметить тех, кто ценил и поддерживал атмосферу феодосийского бытия – несуетного, творческого, овеянного древними тайнами. «Каким светлым настроением окутывает его офорт, с какой нежностью написан уголок старого города», – поделилась одна из феодосиек. Сергей Матюшкин, шагнув своими произведениями во многие известные музеи, остался с своём городе – в наших домах и сердцах.
На днях пришло ещё одно воспоминание о художнике. И не откуда-нибудь, а из Московского Музея космонавтики. Научный сотрудник музея Виктор Таран в своём очерке о втором дублёре Юрия Гагарина Григории Нелюбове вспоминает, как десять лет назад впервые встретился в Феодосии с Сергеем Матюшкиным и его мамой Надеждой Дмитриевной. В жизни художника переплелись творчество и военная служба в Феодосийском лётно-испытательном центре. Он продолжил династию, ведь его отец был военным лётчиком. Анатолий Александрович в конце 50-х годов служил вместе с Григорием Нелюбовым под Керчью в истребительном авиаполку. Виктор Таран с благодарностью отмечает, что Сергей Анатольевич и Надежда Дмитриевна помогли ему в сборе материала и добавляет: «Тогда же я увидел его пейзажи, и они мне очень понравились».
И небо, и море, и любимый город, и другие уголки Крыма увидены любящим взглядом художника и запечатлены так, чтобы мы радовались этому миру и наполняли его теплотой.

Лариса СЕМЁНОВА, корреспондент «Победы»
в 1998-2018 гг.