Он очень тонко чувствовал время…Анжела Сердюкова и Светлана Колотупова на открытии выставки

4 ноября в рамках Всероссийской акции “Ночь искусств” в Феодосийском музее Александра Грина торжественно открыли выставку “Подлинная оборонная и боевая книга”. Среди экспонатов выставки – живопись, графика, книги и документы из фондов музея. Название выставки – это цитата Константина Паустовского из предисловия к вышедшей в 1944 году в издательстве “Военмориздат” повести Александра Грина “Алые паруса”.

Как известно, нынешний 2023 год проходит под знаком 100-летия гриновских «Алых парусов». Год был насыщен рядом событий, прошедших в музее и посвященных этой юбилейной дате. Новая выставка завершает цикл мероприятий в честь векового юбилея выхода «Алых парусов». Это отметила в своем приветственном слове директор музея Анжела Сердюкова. Она поздравила участников презентации выставки с Днём народного единства, подчеркнув, что не случайно выставка открылась именно в этот день.
Среди экспонатов, представленных на выставке, – работы на гриновскую тематику, выполненные художниками – участниками и ветеранами Великой Отечественной войны. И, словно подчеркивая это, открытие выставки началось со знакомых мотивов песен военных лет. В исполнении дуэта «Дюшес» в составе Асана и Ниаль Халиловых прозвучали мелодии песен «Огонёк» и «Тёмная ночь».
Повесть «Алые паруса» – маленькая книжечка в тонкой обложке с рисунком кораблика с красными парусами – начала свое триумфальное шествие по миру в январе 1923 года. Рассказывая об этом, ведущая презентацию выставки заместитель директора гриновского музея Светлана Кролотупова привела цитату из дневника Мариэтты Шагинян: «13 января 1923 года. Дома – за чтением прелестной вещи Грина «Алые паруса». Это прекрасный писатель, и я рада, что с самого начала отметила это качество: он обладает даром настоящего пафоса, без фальши. Это необычайно редко. При этом он не сентиментален, что еще ценнее».
Ведущая напомнила, что книга издавалась в очень тяжелое время и подчеркнула, что Александр Грин не был политиком. Он не разбирался во всех перипетиях классовой борьбы. Но он очень тонко чувствовал время, потому что был художником. «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее, сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен», – писал Грин.
Над своим главным произведением писатель работал пять лет. Первые наброски повести относятся к 1916 году. Когда Грина призвали в Красную армию, рукопись «Красных парусов» (а так в первоначальном варианте называлась повесть) лежала в его вещмешке. Затем были болезнь, возвращение в Петроград…. Больному, без жилья, без средств к существованию, Александру Грину протянул руку помощи Алексей Максимович Горький, при поддержке которого у Александра Грина появилась комната в Доме искусств. Именно там и была продолжена увлеченная работа над рукописью книги.
Светлана Колотупова озвучила воспоминания Всеволода Рождественского – соседа Грина по Дому искусств, в которых он пишет: «Александра Степановича Грина помню я в трудное переходное время, когда на внешних фронтах еще полыхали зарева Гражданской войны, а в самом Петрограде было и холодно, и голодновато. Город лежал, засыпанный высокими сугробами, в окнах по вечерам тускло светились коптилки, законсервированные заводы высились угрюмыми, безмолвными громадами. В одной из тесных комнатушек, примыкающих к кухне, жили мы с поэтом Николаем Тихоновым, а в непосредственном соседстве с нами поселился Александр Степанович Грин… Грин жил в полном смысле слова отшельником, нелюдимом и не так уж часто появлялся на общих сборищах. С утра садился он за стол, работал яростно, ожесточенно, а затем вскакивал, нервно ходил по комнате, чтобы согреться, растирал коченеющие пальцы и снова возвращался к рукописи. Мы часто слышали его шаги за стеной, и по их ритму можно было догадываться, как идет у него дело… Он нередко заходил в нашу комнату, сидел с нами, согреваясь у топившейся «буржуйки», читал что-нибудь по еще не просохшей рукописи, и те же «Алые паруса» мы узнали задолго до того, как они стали общим достоянием».

Вчерне повесть была завершена в 1920 году. А 8 декабря 1920 года, на одном из литературных вечеров в Доме искусств, Грин впервые прочел главы из повести. Повесть приобрела поистине всенародную любовь. Выдержала множество переизданий на русском языке, переведена на многие иностранные языки. Светлана Колотупова, переходя ближе к теме новой выставки, рассказала, что во время Великой Отечественной войны «Алые паруса» читала по радио актриса Нина Чернявская в блокадном Ленинграде. А накануне войны молодой композитор Владимир Юровский начал работу над балетом по повести-феерии. Эта работа была продолжена в первые месяцы войны и завершена в Куйбышеве, где 30 декабря 1942 года и состоялась премьера балета в постановке труппы Государственного академического Большого театра.
Среди экспонатов новой выставки, открывшейся в феодосийском музее, – пожелтевшая от времени афиша, анонсирующая представление балета 5 декабря 1943 года. В афише указано, что партию Ассоль исполняет Ольга Лепешинская. Именно специально для этой балерины и писал композитор. Но Лепешинская не смогла стать первой исполнительницей этой роли, потому что в это время выступала на фронтах перед бойцами. Поэтому роль Ассоль исполнила Ирина Тихомирнова. А вот уже 5 декабря 1943-го года в Москве, на сцене Большого театра, премьера балета Юровского состоялась с Ольгой Лепешинской в главной роли.
В выставочных витринах феодосийского гриновского музея представлена миниатюрная модель лодочки с алым парусом, переданная в музей легендарной балериной. Именно с этой лодочкой Ольга Лепешинская – исполнительница партии Ассоль в балете Владимира Юровского – выходила на сцену Большого театра. Здесь же, в выставочной витрине – книга Ольги Лепешинской с дарственной надписью: «Всем сердцем, что бьётся в Ассоль и до сих пор отдается в моей душе, я прошу принять в дар музею, носящему имя Александра Грина, его сотрудникам, которые, я уверена, живут и дышат романтикой этого прекрасного писателя и человека. Ольга Лепешинская с просьбой разрешить ей носить имя «Гриновского человека».
В центре выставочной экспозиции – издание «Алых парусов» 1944 года. В своем предисловии к книге, выпущенной издательством Военмориздат в 1944 году, Константин Паустовский пишет: «Сейчас, в дни войны, когда наша победа и будущее зависят от нашего мужества, от преданности Родине, от нашей культурности и силы, книги Грина, помогающие нам воспитывать в себе эти качества, являются по сути своей подлинными оборонными и боевыми книгами».
К творчеству Александра Грина и к его «Алым парусам» обращались в своем творчестве и художники – участники и ветераны Великой Отечественной войны, чьи работы представлены на новой выставке. Сразу бросается в глаза масштабное полотно – портрет Александра Грина. Это работа Зиновия Филиппова – участника Великой Отечественной войны, Заслуженного художника Украины и Автономной Республики Крым, члена Творческого союза художников России, Международной федерации художников.
Светлана Колотупова рассказала об удивительном случае спасения восемнадцатилетнего юноши, который ушел на фронт в страшном 1941 году. Командуя пулемётной ротой, Зиновий чудом, едва ли не единственный, уцелел после ожесточенного боя. Его спасла…лошадь. Она нашла раненого бойца и не отходила от него до появления санитаров полевого госпиталя. Этот художник оставил множество гениальных полотен: им создано более двух тысяч произведений искусства. Часть из них находится в музеях России, Украины, Чехии, в частных собраниях во многих странах Европы. Но большинство полотен хранятся в Музее-заповеднике героической обороны и освобождения Севастополя и в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого.
Также Светлана Колотупова подробно рассказала еще об одном из авторов выставки – Якове Басове. – На выставке представлены пять работ Якова Басова – одного из ведущих художников Крыма, наша гордость, классик, поэт акварели и певец Крыма, – отметила Светлана Владимировна, еще раз напомнив историю, о которой уже писала «Победа», освещая одну из последних выставок работ Якова Басова в гриновском музее. – Коренной крымчанин, уроженец Симферополя, по рекомендации своего учителя Николая Самокиша поступил в Академию художеств в Ленинграде. Во время учебы познакомился с Людмилой Григорьевной Борнштейн, которая в то время была замужем за поэтом Борисом Корниловым. Их круг общения состоял из людей, имена которых сейчас составляют «золотой фонд» русской литературы: Борис Пастернак, Эдуард Багрицкий, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц и многие другие. В 1937 году Корнилова арестовали по доносу. Людмила Григорьевна была беременна и находилась под подпиской НКВД о невыезде. На помощь пришел молодой художник Яков Басов. Он, бесстрашно нарушая все запреты, женился на ней и увез в Крым, укрыв от опасности, дав свое имя ей и новорожденной дочери…», – рассказала Светлана Владимировна, отметив, что Яков Басов обладал редкой щедростью, с радостью дарил целые собрания работ многим крымским музеям. Есть его работы и в фондах Феодосийского музея Александра Грина.
Ознакомление с экспонатами новой выставки продолжила главный хранитель музея Светлана Титова. А пространство выставочного зала еще не раз наполняла музыка. Джазовые композиции Джорджа Гершвина и Бени Гутмана звучали в исполнении Асана Халилова и его воспитанников – юных саксофонистов Ниаль Халиловой, Марии Гриценко и Дмитрия Хоружего.

Василий ЕЖОВ, фото автора