Человек, у которого крылья за спинойГерой России, Заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник Виктор Васенков и Заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник Владимир Ефимов после очередного полёта на сверхзвуковом самолёте, одетые в специальные высотные костюмы

Летом 2023 года я гостила у своей бабули в Феодосии. В комнате увидела над телевизором картину, от которой невозможно было оторвать глаз: сквозь высокую морскую волну пробивалось солнце.

«Что за картина, кто автор?» – поинтересовалась я. – «Называется «Солнечная корона», а написал её наш сосед – пожилой мужчина, который выращивает цветы возле подъезда. Мы ему воду выносим для полива», – ответила бабушка. – «Так это же Владимир Иванович! – воскликнула я. – У него такие добрые голубые глаза, он всех ребят знает по именам! Как я хочу к нему в гости!»
На следующий день мы были у него. Сначала мне показалось, что я попала в музей. На всех стенах висели многочисленные картины: море и лес, цветы и натюрморты, портреты жены и природа разных времён года. А писать Владимир Иванович начал в 2007 году по просьбе сына. Тогда нашему соседу было 72 года. Господи, как бы я хотела хоть капельку научиться писать так, как он! Но это, увы, уже невозможно. Владимир Иванович очень плохо видит, ему 88 лет.
Главное же то, что наш пожилой сосед, оказывается, полковник в отставке, Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Фамилия его – Ефимов. Когда он вынес свой парадный мундир, я ахнула. Каких только наград на нём нет! А я-то думала, о ком мне написать сочинение на тему: «Мой герой»! Вот он, замечательный, заслуженный человек! И я могу с ним поговорить, даже дотронуться до него.
В интернете мы с моей семьёй нашли фильм о Владимире Ефимове, фотографии… Стало ещё интереснее. Снова отправились к соседу. Записали на диктофон его воспоминания. Только уже не было парадного мундира, лётного комбинезона, шлемофона – все эти вещи забрали в музей города Керчи. А за несколько дней до нашего прихода к Владимиру Ивановичу приезжали с «Мосфильма», от К. Шахназарова, чтобы снять о Заслуженном лётчике-испытателе фильм. Ну а тем временем я решила поделиться со всеми тем, что услышала от этого удивительного человека.

Опора мамы

Родился он в 1935 году в посёлке Фряново Московской области. Отец его до призыва в армию был рабочим, в 1936 году главу семейства отправили на офицерские курсы. Окончив их в звании лейтенанта, он получил назначение в Минск. Там его и застала война.
Владимир Иванович помнит, что ранним утром 22 июня он проснулся от страшного гула. Выглянул в окно и увидел множество самолётов с крестами, закрывших собой всё небо. Дома он был один: папа на службе, а мама в роддоме, она только родила Володину сестрёнку. От ужаса не было слёз, криков никто не слышал. Боже, как же страшно ему было!
Он залез под кровать, а очнулся оттого, что кто-то с плачем метался по комнате и звал его. Это была, конечно, мама, которая сбежала из роддома в поисках сына. Собрав на скорую руку одежду и еду, они бросились в воинскую часть.
Я плакала вместе с Владимиром Ивановичем, слушая его рассказ:
«На руках у мамы новорождённая сестра, ей всего три дня, я держусь за подол юбки. За плечами у мамы рюкзак и сумка. Только повзрослев, я задумался: где же взялись силы у неё, только что родившей женщины? Вот она, материнская любовь, вот оно, самопожертвование!»
Началась эвакуация. Куда они ехали – не знали. Сутками стояли на разных станциях и перегонах, пропуская военные эшелоны. Их поезд постоянно бомбили. Разбитые вагоны отцепляли, цепляли новые, продолжали двигаться дальше. Было множество убитых людей.
Мальчик повзрослел очень быстро: требовалось быть маме опорой. Молока у неё не было. Она размачивала печенье в воде и давала сестре. А Володя смотрел на печенье голодными глазами, но понимал, что съесть не имеет права, потому что сестра умрёт. Больше месяца (это уже после вспоминала мама) они добирались до города Куйбышева (ныне Самара). На станции Кинель, что в 20 километрах от Куйбышева, мама вышла и сказала, что больше они никуда не поедут, иначе умрут от голода и болезней. Пришли к начальнику вокзала, тот дал подводу, и они отправились в деревню под названием Малая Малышевка.
«В деревне, как и по всему Поволжью, население было смешанным: русские, татары, чуваши, мордва, но все с пониманием и любовью отнеслись к нам, оказывали посильную помощь, – продолжил свой рассказ Владимир Иванович. – В сентябре 1941 года я пошёл в первый класс, там же окончил и второй. От отца не было никаких известий. Мы не знали, жив он или нет. В 1943 году вернулись во Фряново, где жила бабушка. Семьи были огромные: у бабушки по маминой линии было 12 детей, по папиной – семь. Всех и запомнить трудно.
Папа вернулся во Фряново только в 1945 году, побыл дома неделю, посмотрел на всех и отправился на войну с Японией. Нам повезло: папа вернулся живым. Забрал нас только в 1946-м, получив назначение в Закарпатье. Там мы жили в городах Хуст, Берегово, Ужгород. Школу я окончил в Берегово в 1953 году, поступил в лётное училище».

Первые шаги к мечте

В 1954-м впервые в жизни Владимир Иванович сел в самолёт – в ЛИ-2. В первую очередь их повезли на прыжки с парашютом. Страшно было, но шагнул. Сколько потом было таких прыжков – не сосчитать. Началась учёба в лётном – и снова новая задача: окончить училище лучшим, только на отлично!
В тренажёрном зале стоял Як-18. Туда можно было залезть в любое время, всё пощупать, внимательно изучить. Владимир оттуда не вылезал, мог с закрытыми глазами всё показать. Лётная подготовка давалась ему очень легко. Он первым из всех курсантов вылетел самостоятельно. В программе подготовки курсантов на каждое упражнение есть норма вывозных и тренировочных полётов. Например, вывозных – три, тренировочных – пять-шесть. Владимиру это количество не требовалось.
В 1955 году он с отличными оценками окончил Черниговское училище. Затем продолжил обучение в Чугуевском училище, которое считалось лучшим в стране. В 1957-м его имя занесли в Книгу почёта училища. Это же учебное заведение окончил трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, который сам сбил 62 немецких самолёта.
Шесть лучших лётчиков-выпускников училища отправляют в Прикарпатский военный округ. Владимир Ефимов летал на МиГ-15, МиГ-17. Через шесть месяцев новое назначение: Крым, Багерово, должность – лётчик-испытатель. Была сформирована первая молодёжная истребительная эскадрилья. Летали на самолётах нового типа: МиГ-17, МиГ-19.
Ещё в детстве, когда немецкие самолёты бомбили мирные города, Владимир решил, что будет лётчиком, причём самым лучшим. И он это осуществил!

«Царь-бомба»

А ещё Владимир Ефимов принимал участие в испытании «Царь-бомбы», мощнейшего термоядерного оружия. В интернете вы можете найти об этом фильм «Лётчик-испытатель Ефимов». На сегодняшний день из состава трёх экипажей он единственный оставшийся в живых лётчик. Хочу поделиться его воспоминаниями.
Ядерные испытания СССР и США преследовали разные цели. Сверхмощные взрывы служили актом устрашения и не дали США напасть на нашу страну. Андрею Сахарову было поручено создать 100-мегатонную бомбу. Но он решил ограничиться 50 Мт.
Чтобы найти идеальное место для испытания, специальная экспедиция обследовала острова Новой Земли, Новосибирские острова, побережье моря Лаптевых. В 1954 году приступили к строительству полигона на Новой Земле, он получил название «Объект 700». С архипелага вывезли местных жителей, в основном это были ненцы. К 1961 году полигон был готов, бомба тоже.
Хрущёв с трудом согласился на снижение мощности вдвое, тем не менее характеристики бомбы поражали воображение: длина – 8 метров, диаметр – 2,1 метра, вес – 26 тонн. Чтобы исключить соприкосновение радиоактивных продуктов с землёй, решили взрывать бомбу на высоте 4000 метров.
31 октября 1961 года с аэродрома «Оленья» в Мурманской области взлетели два самолёта: Ту-95В с подвешенной под ним бомбой и Ту-16, самолёт-лаборатория. За 30 минут до их взлёта в небо взмыл ещё один самолёт, в задачу которого входила регистрация различных параметров взрыва. Весь ход полёта и взрыв снимали с бортов самолётов и различных точек на земле. Через два часа после взлёта бомба была сброшена с высоты 11,5 километра. Она плавно спускалась на целом каскаде парашютов. Площадь первого, самого маленького, – 1 кв. метр, второго – 5,5 кв. м. Ещё три парашюта по 42 кв. метра, лишь затем основной – площадью 1600 кв. метров.
Бомба плавно снижалась на цель. На 188-й секунде, по команде барометрических датчиков, она взорвалась именно на высоте 4000 метров. Огненный шар был диаметром приблизительно 4,6 километра. Полная энергия взрыва составляла от 57 до 58,6 Мт в тротиловом эквиваленте, это в 10 раз больше суммарной мощности всех взрывов Второй мировой войны, включая Хиросиму и Нагасаки.
Вспышка была видна на расстоянии более 1000 км, её наблюдали в Норвегии, Гренландии, на Аляске. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 км, форма шляпки была двухъярусной. Первый ярус – 95 км, второй – 70 километровы. Взрывная волна трижды обогнула земной шар, первый раз за 36 часов 27 минут. Сейсмическая волна тоже трижды. А волна атмосферного давления была три раза зафиксирована в Новой Зеландии, на Диксоне, который находится в 780 километрах от точки взрыва. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи на 40 минут в сотнях километров от полигона.
Успех был полный. Создавать термоядерные заряды можно сколько угодно и какой угодно мощности. Их мощность ограничена только значениями, при которых начнутся необратимые тектонические разрушения на Земле. Это событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире. «Царь-бомба» внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание.
«А как же наши самолёты?» – спросите вы. После взрыва связь с ними была потеряна. Что с экипажами – никто не знал, готовились к худшему. Но самолёты в сложнейших метеоусловиях вернулись на базу. На фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы. Ударная волна воздействовала на самолёты многократно: для самолёта-носителя – начиная с удаления от места взрыва на 115 км, для самолёта-лаборатории – на 250 километров.
Экипаж Ту-95В получил значительную дозу радиации, в течение двух лет десять человек экипажа ушли из жизни. Экипаж самолёта-лаборатории прожил дольше. Владимир Иванович находился в третьем самолёте, который вылетел раньше всех и снимал каждый этап. Как я упомянула выше, на сегодняшний день Ефимов остался единственным живым участником этих испытаний.
Не только наша страна, но и весь мир жил спокойно, благодаря таким лётчикам, таким отважным людям, людям с большой буквы. Их имена стали известны совсем недавно, это была секретная информация. Горжусь, что из первых уст слышала этот рассказ. Владимир Ефимов летал на самолётах и вертолётах всех типов, передавал свои знания молодым пилотам. Я очень счастлива, что знаю лично Владимира Ивановича, человека с жизненным девизом: «Хочу летать где угодно и сколько угодно! Только летать!»

Елизавета Яшнева