Таинственный полуостровПолуостров Гастелугаче (Gaztelugatxe)

Первую половину маршрута велопутешествия Волошина по Испании от Биаррица до Бургоса в октябре 1915 года удалось проследить с высокой степенью точности (см. «Победа», 2024, № 7). Со второй частью оказалось гораздо сложнее.

К сожалению, информации для полной ее реконструкции недостаточно. Во всех, известных в настоящее время, жизнеописаниях поэта упоминается только то, что он решил возвращаться «через Бискайю» – провинцию на севере Испании в составе автономного сообщества Страна Басков. Но Бискайя, «слишком нарядная и кудрявая и тесная» не понравилась ему после плоскогорий Старой Кастилии, «где синеют горные дали, на желтых холмах цепенеют сторожевые башни».
Из географических подробностей описал только то, что «заехал нарочно на место родины Св. Игнатия». А это значит, посетил родовой замок основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы в городе Аспéйтия (Azpeitia) в провинции Гипускоа. Его давно интересовала фигура этого религиозного подвижника.
На месте замка в XVII—XVIII веках был построен огромный храмовый комплекс. Старая башня родового замка Лойол заключена в оправу порфирного, мраморного и гранитного барочного монастыря, имеющего вид орла, расправляющего крылья для полета. Особняк, в котором святой Игнатий испытал «просветление», полностью встроен в базилику; его личная комната обращена в капеллу.

Волошин, побывав в ней, написал: «Оттуда видна из окна совсем голая, сплошная, без трещин и без скал и без зелени, огромная каменная гора Исараис. Она все время висит и давит, как вечная грозовая туча. И цвет ее – цвет дождевой дали. Мне стало сразу ясно, что она была Синаем Иезуитизма». Исараис (Izarraitz) – карстовый горный хребет, расположенный на северо-западе провинции Гипускоа, с наибольшей высотой 1026 м.
А вот путь между Бургасом и Аспейтией оставался загадкой. На помощь вновь пришли рисунки Волошина. В Коктебеле, в Доме Поэта хранятся две акварели, написанные им в 1915 и 1920 годах, на которых изображен один и тот же скалистый полуостров, соединенный с материком узким перешейком. Подписи к рисункам не содержат каких-либо указаний на место. Неожиданно среди работ, выставленных на аукционе Литфонда в 2017 году, удалось обнаружить еще один рисунок этого же места, но в этот раз, имеющий авторскую подпись «Милой Ирине (Это не Коктебель, а Viscaïa). Максимилиан Волошин 1923». Viscaïa – это искаженное Биская. На современном испанском Bizkaia, а на историческом испанском Vizcaya. Эта находка помогла уточнить маршрута путешествия.
Изучив береговую линию в Бискайе, удалось обнаружить очень похожее геологическое образование недалеко от Бильбао – административного центра провинции. В этом месте море беспрерывно разрушает берег, создавая причудливые арки, пещеры, скалистые острова и полуострова. В центре этого участка находится полуостров Гастелугаче (Gaztelugatxe). Во время приливов, которые в Бискайском заливе достигают шести метров, он становится островом, соединенным с материком старинным каменным мостом. На его высшей точке находится небольшая часовня Сан-Хуан-де-Гастелугаче, возведенная в честь Иоанна Крестителя еще в Х веке. Этот полуостров стал второй известной точкой маршрута путешествия.
Волошин спешил, Останавливался редко. В записной книжке сделал всего два наброска. Но они позволили нанести на карту еще две точки маршрута.

Максимилиан Александрович признавался, что его пейзажи не написаны с натуры, «а представляют собою музыкально красочную композицию». А среди его акварелей нет ни одного «вида», который бы совпадал с действительностью. А вот зарисовки в записных книжках обладают почти фотографической точностью. Он следовал советам, которые давал своим ученикам Архип Иванович Куинджи и о которых ему рассказывал Константин Богаевский. Работая с натуры – изучать природу, фиксировать все с максимальной точностью. И только потом, когда материал им усвоенный, забыт настолько, что сам начинает подыматься из глубины души, как внутреннее видение – приступать к композиционной работе. Акварели Волошина живописны, а эскизы документальны. В настоящее время в Институте Русской литературы (Пушкинский Дом) готовится к изданию каталог рисунков из Записных книжек Волошина, которые, несомненно, должны привести к открывтию его новых биографических подробностей.
На первом рисунке – вид прибрежного городка и надпись «Zumaia». Сумайя небольшой городок в 17 км к северу от Аспейтии расположенный на берегу Бискайского залива.
На последнем рисунке вид еще одного прибрежного городка. Это место легко узнать и на фотографии, сделанной в наши дни. В центре гора Сан-Антон, а в левой части хорошо видна колокольня. Это совсем небольшой городок Getaria (Хетария), основанный в 1209 году и известный как родина Хуана Элькано, завершившего кругосветное путешествие после гибели Магелана.
Далее путь лежал вдоль побережья Бискайского залива. Проезжая через Сан-Себастьяна, он отправил открытку своей матери. Завершилось путешествие 20 октября в Биаррице.
Затем две недели Волошин не отрываясь писал акварели – спешил зафиксировать все, что видел в Испании. Восстанавливая свои испанские впечатления, израсходовал рулон акварельной бумаги (23 квадратных метра). И только после этого выехал в Париж.

К сожалению, значительную часть этих работ ему пришлось раздарить друзьям, ведь из-за войны в Европе возвращаться в Россию пришлось кружным путем через Англию и Скандинавские страны. В настоящее время акварели из испанской серии Волошина находятся в собраниях Дома-музея в Коктебеле, Третьяковской галерее и других музеях. Их специальное изучение может помочь восстановить и другие подробности этого путешествия.
Давая оценку всему путешествию, Максимилиан Волошин написал: «Дни, проведенные в Испании, были глубокой радостью, потому что это были единственные дни вне войны, единственные наедине с природой за все 15 месяцев».
Еще через несколько лет он подвел итог этого путешествия в лекции «Скрытый смысл войны»: «Я видел Испанию, застывшую среди своих каменистых плоскогорий, вытоптанных пастбищ, скудных нив и иссохших костяков дворцов и соборов в своей застывшей грезе, как будто ничего не ведающую о мировом пожаре».

Сергей АЛИМОВ