Мир! Труд! Май!Бригада Александра Щаникова. Фото из журнала «Судостроение СССР»

О лучшей бригаде судостроителей-«старшиновцев» в СССР

Демонстрации с музыкой и духовыми оркестрами, красными транспарантами и портретами вождей, многочисленные колонны предприятий с нарядными и весёлыми людьми, субботники, маёвки – праздник Первомай отмечался раньше по традиции с размахом.

Это было время, когда в Феодосии, как и во всех городах, работали фабрики и заводы, а деревья вдоль городских улиц были выше. В преддверии майских праздников в этом материале мы вспомним одно из наших градообразующих предприятий того времени – завод «Море» с богатейшей историей, а точнее – людей, которые здесь работали.

«Море»

На заводе трудились многие славные семейные династии, о которых мы расскажем в следующих выпусках «Победы». Сегодня же речь пойдёт о лучшей бригаде судостроителей, которая прославилась не только в родном городе, но и гремела на весь Советский Союз. И постараемся рассказать, какую часть жизни судостроителей-«старшиновцев» занимали труд, работа, любимое дело. Об этом – в беседе с Владимиром Дьяковым, сварщиком завода «Море», который занимался и продолжает заниматься общественной работой, а тогда возглавлял заводской комитет комсомола. В 1989 году Владимир Дьяков за достижения в труде был удостоен звания лауреата Премии Ленинского Комсомола, стал участником XIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Корее. Владимир Дьяков – человек активный и жизнерадостный. В его глазах и сейчас светится молодёжный задор, особенно, когда он рассказывает о лучшей бригаде судостроителей СССР…
За свою историю судостроительное предприятие «Море» построило более тысячи судов и кораблей различного назначения – торпедные и патрульные катера, корабли на воздушной подушке, быстроходные пограничные и противолодочные катера на подводных крыльях. С его стапелей сошли уникальные «Зубры», «Циклоны», «Соколы», «Антаресы», построенные руками заводчан «Ракеты», «Восходы» и «Кометы» обеспечивали пассажирские линии четырёх континентов! Здесь трудились специалисты высочайшего уровня, способные работать практически с любыми материалами – со сталью, алюминием, титаном любых сплавов и толщин, люди ведущих судостроительных профессий – сборщики корпусов и сварщики.

«Металлисты» из «восьмёрки»

Преемственную связь поколений завода цементировала дружба и сотрудничество с техническими училищами посёлка Приморский. В ГПТУ №18 и ТУ №8, «восьмёрке», как его называли, готовили мальчишек после восьмого и десятого классов, давали теоретические знания по специальностям судосборщик, токарь, фрезеровщик и сварщик. Но какая теория без практики! Настоящими специалистами высочайшего класса они становились уже на заводе.
– Если человек был «в теме» и включался в работу, его брали в нашу бригаду. Иногда «ПТУшникам» даже платили небольшую зарплату от бригады за хорошую работу. Бывало, конечно, что кто-то занимался тунеядством, прятался. Разве интересно подметать цех, убирать участок или выполнять другую подручную работу? Интересно получать профессию. И если человек был заинтересован, он работал по специальности, – вспоминает Владимир Дьяков.
Связь с заводом у Владимира Дьякова началась с 1980 года. Тогда, после 10 класса, у кандидата в мастера спорта по боксу была возможность поступить в институт без экзаменов, а он решил сделать по-своему – пошел по стопам отца, поступив в Приморское училище-«восьмерку» на сварщика.
Отличники в училище получали повышенную стипендию – целых 45 рублей! В 70-х годах для вчерашнего школьника это были большие деньги. Кроме того, это был отличный толчок для дальнейшего обучения.
– Преподавательница училища Анна Николаевна Кисель часто писала статьи об учениках, одна из них называлась «Мы – металлисты». Тогда ещё не было в нашем городе металлистов и панков как представителей субкультур, и уже тогда с гордостью мы, молодые судостроители, говорили: «мы – металлисты», потому что работаем с металлом. И это было приятно и почётно. Я уже тогда почувствовал профессию. Мне было интересно повышать свою трудовую квалификацию и поэтому на заводе с удовольствием включался в работу.
Трудовые отношения с молодыми специалистами строились так: опытные наставники передавали свои знания новичкам, зачастую просто по-семейному, по дружбе. Таким образом выпускники ПТУ за год становились специалистами экстра-класса.
– Эта связка «училище-бригада-завод» цементировала людей в одну семью, – вспоминает Владимир Владимирович.
Нельзя не отметить и сотрудничество завода «Море» с другим учебным заведением посёлка – с 2000-х годов кузницей кадров для корабелов также был Феодосийский филиал судомеханического техникума, сейчас это Феодосийский филиал Керченского государственного морского технологического университета.

«Всегда «горел» сваркой»

После окончания училища с отличием молодой сварщик Володя Дьяков попал в бригаду Алексея Самодурова, высококлассного специалиста, слесаря-монтажника.
– Мы приходили с утра в большой цех, а работы было мало. Но я молодой, горю желанием – дайте работу! В бригаде посмеялись, отправили к начальнику цеха: «Иди, он тебе работу даст». Начцеха Анатолий Бут сразу раскусил эту шутливую издёвку над молодым, но наряд дал: «Иди, делай!». Я выполнил заказ и доложил ему. А он вызвал бригадира и говорит: «Вот пацан пришёл и нашёл, что делать, а вы ходите, работы у вас нет!». И с тех пор мы были загружены нарядами, и по сварке, и другими работами. Но я всегда «горел» сваркой.
После службы в армии он вернулся на завод, но уже в бригаду Александра Щаникова, в которой было 25 человек, из них – 8 сварщиков во главе со звеньевым Анатолием Журавлёвым. Бригада занималась закладкой нового корабля «Зубр» на воздушной подушке.

Щаников – Стивкин

Комсомольско-молодежной бригаде судостроения СССР, бригаде коммунистического труда впоследствии было присвоено имя Героя Советского Союза и Почётного гражданина Феодосии Николая Васильевича Старшинова. Сам Николай Старшинов был официально зачислен в бригаду судосборщиком, а его ежемесячную зарплату перечисляли в Фонд мира. Было перечислено около 10 тысяч рублей, в то время – немалая сумма. Напомним, что сейчас почетное имя Николая Васильевича Старшинова носит феодосийская школа №9.
Бригада судостроителей «гремела» на весь Советский Союз. Коллектив был инициатором городского соцсоревнования по увеличению производительности труда. Кстати, название этому бригадному почину – «Каждому дню 12-й пятилетки – сверхплановую производительность труда!» – вышло из редакции газеты «Победа» после совместного мозгового штурма в рядах «побединцев». Такое задание в то время было дано журналистам городским комитетом Компартии. И раз уж речь идёт о Первомае, можно также вспомнить о непростой задаче, которая ставилась перед сотрудниками «Победы» накануне празднования «красных дней» календаря – 1-го Мая и 7-го ноября. В преддверии праздничных демонстраций надо было обзвонить все предприятия города, а их был не один десяток, и получить информацию о достигнутых трудовых показателях и передовиках производства, чьи имена будут звучать во время первомайского шествия колонны на площади. Эта обязанность ложилась на широкие плечи в то время заведующего партотделом редакции и нынешнего нашего коллеги Василия Ежова.
Рабочие свое дело знали. Перевыполняли сменные задания на 15-20%, благодаря этому происходили передвижки заказов на месяц раньше срока. За отличную и качественную работу бригада была признана лучшей бригадой судостроения СССР. Это было гордостью рабочих! Лучшая рабочая бригада судостроительной отрасли СССР неоднократно попадала на страницы газет, в том числе и «Победы». За право носить почётное звание лучшей соревновались две бригады – Александра Щаникова и Виктора Стивкина. Когда стремились повысить производительность, о зарплате, конечно, думали, но деньги играли не главную роль. Помимо хорошей зарплаты, в то время был азарт какой-то – выполнить работу лучше и быстрее других, вспоминает Владимир Владимирович.
– Для сварки аргон подавался по специальному трубопроводу, шланги были длиной сто метров. Но когда аргон заканчивался, привозили его в баллонах, которые были очень тяжёлые. И тогда у нас, сварщиков, начинались «весёлые старты», кто быстрее дотащит баллон на рабочее место. Кто-то катил, кто-то на плечо забрасывал, сгибаясь под стокилограммовыми тяжестями, – у каждого был свой способ. Главное – прийти первым и начать работать, – рассказывает Владимир. – На одном заказе работало несколько бригад. Мы, корпусники, работали в стапеле и выполняли основную задачу по строительству – сборке судна. Сварщики аргонодуговой сварки используют увесистую горелку, в которую подаётся газ аргон для защиты рабочего места от попадания кислорода. Рука сварщика должна быть точной и твёрдой, как у хирурга. Иначе шов получится бракованным, останутся вкрапления, придётся вырезать и переделывать. Дальше – тоже как в медицине, – следом делается рентген для определения качества шва. Работа тяжёлая, мужская. Но в бригаде работала и женщина – Евгения Шеховцова.
– Мы её берегли, по отсекам лазили сами. В основном она выполняла сварочные работы в верхней части корабля. А когда пришёл на цех орден Трудового Красного Знамени, общим собранием было решено вручить его лучшему сварщику нашей бригады Евгении Михайловне. И это было почётно для всей бригады.
«Мне ни за что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня»!
– Завод учил работать в тёплой дружеской обстановке, потому что на тяжёлой работе всегда необходимо дружеское плечо. У нас всех было по несколько смежных специальностей, чтобы при необходимости можно было подменить друг друга в любом процессе. Вместе работали, вместе и отдыхали. Интересно было жить. Свадьбы, КВНы, спортивные старты, дни рождения, похороны – всё вместе. А когда расходились с завода, бывало, что и в гараж к кому-то заходили, – смеётся собеседник.

В бригаде работали целые семейные династии, вспоминает Владимир Дьяков. Члены семей рабочих бригады, видя перед собой пример пап и дедушек, тоже приходили после учёбы сюда на работу. Так на завод пришёл сын бригадира Александра Фёдоровича Щаникова Олег, после окончания училища на сборщика-судостроителя трудился в бригаде и сейчас работает в сфере судостроения. Семья Калиниченко, Александр, Пётр и Андрей, – два судостроителя и сварщик аргонодуговой сварки – ещё одна почётная семейная династия завода. Таких семейных династий на заводе «Море» было очень много. Одна из знаковых заводских династий – Облётовы.
Здесь автор этого материала приоткроет небольшой секрет – полный материал о трудовой династии Облётовых читатели смогут увидеть в одном из ближайших выпусков газеты.
– Мне нравилось работать с бригадиром Сашей Щаниковым. Как грамотного специалиста Александра Фёдоровича отправляли в командировку в Китай, чтобы обучать китайских судостроителей, как строить корабли «Зубр». А мы часто ездили в Севастополь, Донузлав, другие города, где порой в тяжёлых условиях ремонтировали корабли. Бывало, что нас бросали «на прорыв», когда где-то не успевали со сроками строительства. Тогда приходил начальник цеха и говорил: «Дай нам Дьякова и Игоря Большунова! (Игорь Большунов – отец Алексея Большунова, депутата Феодосийского горсовета). Не успеваем». И мы включались в поточную линию, «на прорыв», и варили-варили…
Сейчас Владимиру Дьякову шестьдесят, он и сейчас занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения, проводит выставки, встречи со школьниками и молодёжью средних учебных заведений на темы сохранения исторической памяти. Наверное, это у него в крови. Отец Владимира Дьякова, Владимир Борисович, тоже работал на заводе «Море», был хорошим токарем, начальником ОТК.
– Работал отец в экспериментальной лаборатории Константина Беседина, где изготавливались макеты кораблей. Я всегда приходил на обед к отцу, и мы всегда что-то мастерили вместе, – рассказывает Владимир Владимирович.
Многих из давних друзей уже нет в живых, но приморчане их всех помнят. С кем раньше Владимир Дьяков работал на заводе, остались друзьями на всю жизнь. Провожали Александра Фёдоровича все вместе. До сих пор он дружит с Володей Пьянзиным, Игорем Касьяненко.
– Михаил Аркадьевич Облётов – главный хранитель истории боевой и трудовой славы Приморского, основатель музея боевой и трудовой славы Приморского, руководитель клуба «Малая родина». Общаясь с коллекционерами (Владимир Дьяков является руководителем Клуба коллекционеров Феодосии), можно найти много интересных архивных документов о заводе и заводчанах. Недавно передал в музей архивные альбомы с результатами испытаний технических характеристик судов середины 70-х годов, многолетнюю подшивку заводской газеты «Прогресс», которая рассказывала о людях, чьи имена прославляли завод «Море» и посёлок Приморский. И сейчас прославляют. Наши люди до сих пор строят корабли во Владивостоке, Питере, Керчи, Хабаровске, кто-то яхты в Ярославле строит, а кто-то работает в зарубежных судостроительных компаниях. Без наших специалистов не обходится ни один завод страны. Такие специалисты нам здесь нужны. Очень хотелось бы, чтобы завод восстановился. А пока память о нашей настоящей мужской, рабочей дружбе позволяет нам жить дальше и делает нашу жизнь интересней, делится Владимир.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Владимира Дьякова