Ожившая история на улицах ФеодосииУ галереи Айвазовского прогуливался сам Илья Гинзбург, автор памятника маринисту

В воскресенье, прогуливаясь по проспекту Айвазовского, неожиданно повстречала самого Ивана Константиновича: маринист стоял у фонтана, который он когда-то открыл для горожан, и рассказывал, как ликовал тогда народ, и как всё это было…
Прошлое не вернуть, и в роли Айвазовского предстал актёр театра экскурсий «Мир прекрасен». В общении с организаторами особенной экскурсии в Феодосии выяснилось, что история оживает не только на улицах нашего города, а вообще по всем городам Крыма.

Экскурсии бывают разные, а вот остаются в памяти человека далеко не все. Экскурсоводу, а в данном случае целой команде, надо много предварительно поработать, чтобы человеку, приехавшему на отдых, в летний зной нескучно было «таскаться» по жаре и уныло слушать что-то там из прошлого. Но что ещё сложнее – заинтересовать подачей материала в том числе детей, которые вместе с родителями посещают мероприятия, проводя отпуск вместе. Так вот, здесь всё сложилось с театром экскурсий «Мир прекрасен».
В их копилке уже достаточно представлений, прошедших в разных городах Крыма. Например, в Севастополе экскурсия называется «Дневник одной почтенной дамы», именно она и является главным действующим лицом. В городе русских моряков людей ведут от Екатерининской площади к Приморскому бульвару – здесь одна купчиха делится впечатлениями от просмотра синематографа. А у Морского офицерского собрания уже поджидает городской голова Максимов. Оказывается, на Нахимовском проспекте столько всего было… И человек видит поступь времени, смену эпох, тех людей, которых помнят по добрым делам, – и всё рассказывают сами герои из прошлого легко и интересно.
Спектакли-экскурсии «Бухта символов. Балаклава», «На старых улочках Бахчисарая», «Город С. Страницы. Лица», «Евпатория: тайны, народы, судьбы», «Ялта. История царского курорта», «Ялта начиналась с Поликура», «Другая Ялта», «Письма Массандры», «Форосское царство от имени чайного магната до санатория ЦК КПСС», «Легенды старого Гурзуфа» и другие театральные представления, мастерски вплетённые в историю Крыма.
Среди слушающих были люди, которые посещают уже не первую экскурсию «Театра сказок», и они в восторге. Кроме полуострова, театр экскурсий гастролирует и по другим регионам России. История нашей страны настолько богата, что работы у экскурсоводов – непочатый край, внутренний туризм сейчас очень активно развивается. Ну а мы прогуляемся по Феодосии.

Назад, в прошлое: по проспекту Айвазовского

Организаторы не стали брать большой по километражу маршрут, мы прошлись всего-то от галереи Айвазовского до фонтана-памятника «Доброму гению», при этом экскурсия длилась почти 2,5 часа. Не углублённый в вековые пласты истории Феодосии человек скажет: «Что там смотреть?» А посмотреть и послушать есть что. Авторы постарались не брать в поле внимания общеизвестные факты, а рассказать о прошлом через личности.
– Сколько городов на планете земля? – спросил ведущий. Оказалось, 4 400 населённых пунктов, и у каждого своя история, знаковые сооружения, здания и фонтаны. Наша Феодосия много чем знаменита, здесь происходили важные исторические события, у города огромная история, таких городов мало. 25 веков, насыщенных, огромное количество значимых личностей – рассказать обо всём в рамках одной экскурсии невозможно, поэтому ограничились 19-м веком, захватив немного и 20-го.
Приоткроем содержание некоторых эпизодов этого театрализованного маршрута.

«А кисть-то не моя!»

Начали от галереи Айвазовского. Собрались у памятника маринисту. Конечно, коснулись немного истории дома Айвазовского, создания картинной галереи… и тут раздался возглас:
– А кисть-то не моя!
Это вдоль галереи прогуливался Илья Гинзбург, автор памятника. Илья Яковлевич рассказал, что много сделал скульптур известных людей, а в 1910 году ему поступил заказ от жителей Феодосии. Люди по копейкам собрали деньги и на материал для памятника, и на гонорар мастеру.
Очень ценно, на мой взгляд, что актёры ведут повествование от первых лиц, тех исторических личностей, которых они играют. Информация воспринимается легко, потому что слушать интересно.
– С Иваном Константиновичем я был знаком лично, и поэтому к работе подошёл с большим усердием. Маринист смотрит на море перед тем, как приступить к делу. В одной руке он держит кисть, в другой – палитру, – говорит Илья Гинзбург.
В 1914 году скульптура была отлита в Санкт-Петербурге и готовилась к перевозке, но началась Первая мировая война, затем революция… Скульптура стояла в Академии художеств и дожидалась оправки домой… Наконец, в 1930 году скульптуру Айвазовского из Санкт-Петербурга доставили на родину, в Феодосию. Решали, какое место для установки памятника подойдёт лучше, в итоге установили рядом с картинной галереей. Второго мая этого же года состоялось открытие памятника, на нём были вдова Айвазовского Анна Никитична, Александр Грин, Николай Барсамов.
А что касается кисти в руке мариниста, то её потеряли при перевозке. И изготовили уже в местной кузнице.

Львы, которые сторожат древности Феодосии

На пересечении с улицей Галерейной Игорь Ткачёв рассказал о том, как и что здесь было в прошлом, а затем мы переместились к Феодосийскому музею древностей. Пошёл диалог о ценностях, а ведь действительно, сколько человечество потеряло предметов и артефактов…
И тут к нам подошёл Семён Михайлович Броневский, начальник города Феодосии с 1808 по 1816 год. Он рассказал о копателях древностей в те времена. Обратились к лапидарному дворику, а он замечательный! Перешли к истории музея древностей. В начале 19 века Семён Михайлович приступил к созданию прожекта места, в которое каждый свои находки мог бы принесть, а другие полюбопытствовать. В губернии Таврической в то время ещё ни одного музея не было. 13 (25) мая 1811 года на основании коллекции купца Джеварджи, которая была куплена у него за тысячу рублей, был открыт музей, и назван он был именно так, как сейчас: Феодосийский музей древностей. Есть здесь экспонаты, которые сохранились с тех пор, например, львы, которые до сих пор «сторожат» древности, разместившись в тени деревьев лапидарного дворика.
Между делом участники театрализованного действа поговорили с людьми о разных зданиях музея, кто и в каком году их построил. Так, в 1871 году Айвазовский построил здание для музея, которое во время Великой Отечественной войны было разрушено. А в том здании, где сейчас находится музей, располагался роддом. Однако когда стали изучать историю здания, то оказалось, что когда-то это была гостиница «Генуэзская». В 1988 году было приято решение, что Феодосийский краеведческий музей переезжает в это здание, в 2010-м вернулось и его исходное название.
Раскопки на слоях истории города длиной в 20-ть с лишним столетий идут и сейчас, и ведёт их Феодосийская экспедиция Государственного Эрмитажа. Каждый год находятся всё новые и новые артефакты.

Сколько граммов золота в десяти царских рублях

Со строительством железной дороги в город хлынул поток купцов. Генрих Людвигович Кейль был городским архитектором Феодосии, вот он-то нас и встречал у гостиницы «Астория» во время экскурсии. Кейль выбрал стиль модерн и спроектировал гостиницу на 75 номеров, наполнив её всеми изобретениями того времени. Уже тогда людей поднимала на третий этаж конструкция на электрической тяге – лифт, пол убирали «полесосом» – от слова «пол». Цена за номер была приличная: от 20 копеек до десяти рублей. Царский рубль содержал 0,77 грамма золота, в десяти рублях – в червонце – его было 7,7 грамма. То есть на современные деньги гостиничный номер на 10 дней можно было снять тогда примерно за 42 тысячи рублей по нынешним меркам.
Первого июля 1914 года «Астория» была открыта. Много кто останавливался в ней, в том числе из известных людей. Например, Юрий Алексеевич Гагарин, и о связи Феодосии с подготовкой к запуску аппаратов в космос тоже коснулись на экскурсии.
– А лифт остался? – спрашивает Кейль.
– Остался?
– А читальня есть?
– Нет, есть Интернет.
– А там читать можно?
– Можно.
– Ну ладно, пойду я читать, – распрощался с нами городской архитектор из прошлого.

Благодаря Крыму Пушкин снова начал сочинять

В здании Феодосийского Дома культуры находился Городской комитет комсомола, и экскурсовод рассказал, как однажды с поезда вышла девчушка, которая искала этот самый комитет. Девушкой была молодая и никому тогда неизвестная Екатерина Фурцева, карьера которой началась здесь. Министр культуры – это всего лишь этап её биографии, она была членом Политбюро ЦК КПСС.
Конечно, во время экскурсии нас не могли провести мимо парка А.С. Пушкина. У памятника поэту гости города узнали, как связан великий русский писатель с Феодосией и Крымом, как вообще была спланирована поездка по полуострову. А она и не планировалась, предыстория была такая: Пушкин был отправлен на службу в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), это была практически ссылка, и поэт, находясь в тяжёлом моральном состоянии, перестал писать. Но мимо проезжал генерал Раевский с семьёй по пути на Кавказ, и поэт отправился с ними в путешествие. Однако после лечения минеральными водами решили ещё и прокатиться по Тавриде. 15 августа 1820 года они оказались в Феодосии. А Раевский как раз дружил с Броневским…
Поговорили об исторической точности в описании пребывания Пушкина в Крыму. Но об этом мы писали буквально недавно, так что пойдём дальше. Главное, что стоит отметить: после длительного творческого кризиса Александр Сергеевич, стоя на корабле и глядя на Золотые ворота Кара-Дага, снова начал писать! И это заслуга нашего края.

Операция на обеденном столе

У первой музыкальной школы «пропели» всем известную песню «Ягода-малина, нас к себе манила…» Эта эстрадная песня, исполненная почти 40 лет назад никому тогда ещё неизвестной Валентиной Легкоступовой, сразу завоевала сердца миллионов людей. Она феодосийка, семья переехала в наш город, когда ей было всего три года, здесь она окончила музыкальную школу.
Наш кинотеатр «Крым» выполнен в стиле ампир, а когда-то на этом месте стояла женская гимназия, в которой училась скульптор, художник, модельер, лауреат Сталинских премий Вера Игнатьевна Мухина, и об этом нам рассказала она сама. В гимназии учили всему, что необходимо знать светской даме: держать осанку, танцевать, говорить на разных языках… Мухина в этой гимназии однажды решила, что она обязательно станет скульптором. Вера будет учиться и набираться опыта по всему миру в разных странах, но в 1914 году вернётся в Россию и станет… медсестрой, началась Первая мировая война. Во время Октябрьской революции Вера выйдет замуж за хирурга, учёного Алексея Замкова. Она ваяла его талантливые руки врача в своей первой скульптуре «Крестьянка», сейчас она находится в Ватикане. В 1920 году у супругов родился сыночек Всеволод. В четыре года он упал с санок во время катания, из-за травмы у мальчика стал развиваться туберкулёз кости. Срочную операцию никто не соглашался делать… И тогда решили делать операцию сами. Дома. На обеденном столе. Вера ассистировала мужу… Операция прошла успешно.
На реабилитацию уезжали за границу, можно представить, чего стоило в то время добиться выезда за рубеж. Но для матери, когда на чаше весов стоит здоровье её ребёнка, нет преград. Лечение пошло на пользу. Алексей изобрёл гормональный препарат, он окончательно исцелил сына. А Вера снова с головой окунулась в работу. Она создаст скульптуру «Рабочий и колхозница», которая будет признана лучшей. Очень сложная технология, из хромоникелевой стали. В Париже на выставке она произвела настоящий фурор, а похвалы шли от самых известных художников мира.

Питьевая вода для жителей Феодосии

– Как вы думаете, что будет главным дефицитом в будущем для человечества?
– Вода.
Как вы поняли, мы переместились к фонтану И.К. Айвазовского. Система водоснабжения создавалась ещё в 14-15 веках. В городе были поставлены водоразборные будки, куда жители ходили за водой. Их было свыше 30-ти. Столетия шли: войны, застройка и разрушения изменяли гидробаланс в природе.
Феодосия постоянно испытывала недостаток воды. В сухое лето 1887 года воду в город доставляли в бочках пароходами аж из Севастополя! А что было дальше – нам рассказал появившийся невесть откуда сам Иван Константинович Айвазовский! Мы слушали, как он принял решение передать городу Субашские источники, которые находилось на территории его поместья. Закладка фонтана состоялась 12 сентября 1887 года после богослужения в Александро-Невском соборе Феодосии. И построили! Официальное открытие фонтана состоялось 1 октября 1888 года. По проложенному водопроводу длиной в 25 км из чугунных труб Феодосия стала ежесуточно получать 50 000 ведер чистой питьевой воды. Можно только представить, какое это было счастье и праздник! В те годы в кафе, примыкавшему к фонтану, вообще собирался весь свет Феодосии, здесь отдыхали, вели беседы, обсуждали проблемы города. Фонтан, как и сама вода, стали центром жизни.
Слева находилась чебуречная, справа готовили шашлыки, называлось кафе «Фонтанчик» – приятное место отдыха в Феодосии. В теплое время года столики устанавливали за легкой оградой под открытым небом. На рубеже 19 и 20-го веков этот уголок города был у горожан очень популярным.
Фонтан построен в восточном стиле и является точной копией фонтана в Константинополе. В одном из писем Айвазовский писал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо ещё я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». В дореволюционное время у фонтана была серебряная чашка с надписью «За здоровье И.К. Айвазовского и его семьи».

У «Доброго гения» поставили точку

Маринист простился с нами, а участники экскурсии не по разу обошли фонтан вокруг, рассматривая сооружение, а затем прогулялись по красивому цветущему парку и остановились у памятника «Доброму гению».
В 1980-х годах скульптор Валерий Замеховский представил проект возрождения известного в Феодосии памятника-фонтана «Доброму гению». К нему прилагалась фотография, на которой была изображена гипсовая модель скульптуры. Проект поддержал известный в Крыму архитектор и краевед Юрий Коломийченко и донес идею до земляков, написав об этом в самой популярной – нашей! – феодосийской городской газете «Победа».
Идея автора нашла большой отклик в сердцах горожан. После долгих ожиданий «Добрый гений» воплотился и благополучно живет на улице Назукина, радуя нас своей красотой, неся в себе историческую память о прекрасном творце маринисте Иване Константиновиче Айвазовском. И в другом месте его и представлять не хочется.
…И тут мы увидели, как идут к нам по аллее все участники театрализованного представления. Финал экскурсии был красивым.

Планы экскурсий пишут мэтры

краеведения, экскурсоводы с именем, они же являются авторами идей для мизансцен. Все задействованные люди – из сферы туризма, они не профессиональные актёры. Наши экскурсоводы многогранны, вот, например, Светлана Клепс, она не просто экскурсовод, а ещё и актриса, и режиссёр, и преподаватель школы искусств.
Что касается первой программы по Феодосии, то её автор – Игорь Ткачёв, который и вёл экскурсию под названием «Добрый гений» от начала и до конца. Феодосия настолько исторически богата, что, открою вам секрет, у Игоря написан уже второй сценарий театрализованной экскурсии по Карантину.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора