Создатель  «летящих  над  волнами»  кораблейВыступление перед трудовым коллективом завода «Море»

25 октября 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося феодосийца, талантливого инженера-кораблестроителя и организатора судостроительного производства в области создания скоростных кораблей и судов из лёгких сплавов на подводных крыльях и воздушной подушке, лауреата Государственной премии СССР, кандидата технических наук, действительного члена Академии инженерных наук Украины, бывшего главного инженера и генерального директора завода «Море», ветерана труда, бывшего члена бюро горкома КПУ, депутата городского совета с 50-летним стажем, бывшего председателя городской Федерации парусного спорта Астахова Леонида Семёновича (1930-2005).

Леонид Семёнович Астахов родился в г.Проскурове (ныне г.Хмельницкий, Украина). Вскоре после рождения переехал с родителями в Москву. В возрасте 4-х лет остался без отца. В 1938г. поступил в школу. В 1941г., с приближением немцев к Москве, был эвакуирован с матерью в Караганду (Казахстан), где в 1948г. окончил с серебряной медалью среднюю школу и поступил в Одесский институт инженеров морского флота. Вскоре перевелся в Николаевский кораблестроительный институт, который окончил в 1954 г. по специальности «инженер-кораблестроитель». Направление на работу Леонид Семёнович получил на Николаевский судостроительный завод имени 61-го коммунара. В 1954-1962 гг. прошёл там путь от мастера достроечного цеха до заместителя главного технолога завода. В 1962 г. коммунисты завода избрали молодого и перспективного инженера секретарём партийной организации.
В 1964г. он был переведён на Феодосийский судостроительный завод «Море» и назначен на должность главного инженера, на которой проработал до 1979 г.

Создатель  «летящих  над  волнами»  кораблей
Астахов Леонид Семёнович


Став главным инженером завода «Море», Л.С.Астахов сразу энергично включился в работу по совершенствованию производства, по улучшению технологического процесса уже выпускаемой заводом продукции: речных теплоходов на подводных крыльях «Ракета», сторожевых катеров проекта 125-А, штабных, командирских, прогулочных и рабочих катеров, специальных лодок «Фрегат» для космонавтов, спасательных шлюпок и спортивных лодок.
Уже непосредственно под его руководством успешно прошла технологическая подготовка производства головных и серийных морских пассажирских теплоходов на подводных крыльях «Комета». В период до 1980г. заводом «Море» было построено 86 «Комет», в том числе 34 единицы – на экспорт! Умение находить общий язык с руководством 2-го Главного управления и Министерства судостроительной промышленности позволило «отбиться» заводу в 1966г. от постройки стальных катеров, и предприятие продолжало работать в своей уникальной родной специализации – легкосплавное судостроение.
Затем под руководством главного инженера Л.С.Астахова прошла подготовка производства и начато строительство малых патрульных катеров с водомётным движителем проекта «Аист», а также сторожевых пограничных катеров проекта «Гриф». Последний стал для завода одним из любимых и самых успешных заказов. Около 100 катеров закупили 25 стран мира. Со стапелей завода сошло 217 «Грифов», которые постоянно модернизировались. Также началось строительство поточно-позиционным методом речных теплоходов на подводных крыльях проекта «Восход-2». Всего их было построено 156 единиц.
В 1970г. завод освоил производство спортивной мотолодки «Крым» и «Крым-М» конструктора Виталия Ивановича Нелипы. В 1971г. был сдан в эксплуатацию конвейер сборки мотолодок «Крым». Предметно-замкнутый цех конвейерного производства мотолодок выпустил до 1984г. 37 800 мотолодок «Крым». Виталий Иванович в любом разговоре о своей славной конструкторской деятельности всегда добрым словом вспоминает, как легко и грамотно было решать любые конструкторские и технологические вопросы
с главным инженером Астаховым.

В 1974г. на базе судостроительного завода «Море», опытного завода «Новинка» и Крымского филиала ЦНИИТС было создано Феодосийское производственное объединение, которое стало именоваться ФПО «Море». К техническим службам главного инженера добавилось конструкторско-технологическое бюро (КТБ) в Феодосии, которое занималось разработкой и внедрением в производство судостроительной продукции из стеклопластика.
За период своей работы главным инженером Л.С.Астахов практически возглавил подготовку, организацию и проведение двух реконструкций завода. Большая реконструкция в середине 70-х годов увеличила площадь цехов почти вдвое! Начиная с 1970г., под его непосредственным руководством шла гигантская подготовка производства катеров и кораблей на воздушной подушке проектов «Скат», «Кальмар», «Касатка», «Тральщик», «Омар» и «Зубр». Также прошла подготовка производства уникальных судов и кораблей на подводных крыльях проектов «Антарес», «Циклон», «Олимпия» и «Сокол». По его инициативе ведущие инженеры-технологи и инженеры-конструкторы посетили ряд предприятий Министерства авиационной промышленности с целью освоения прогрессивных технологий строительства заказов из лёгких алюминиевых сплавов.
Строительство судов, кораблей, катеров, лодок и великого множества различных изделий, в том числе товаров народного потребления, постоянно требовало освоения новых технологий, создания на заводе новых производств. Например, для изготовления подводных крыльев из нержавеющих сталей и титановых сплавов потребовалось строительство специализированного производства. Больших усилий с привлечением талантливых инженеров, с сотрудничеством с ведущими НИИ страны стоило главному инженеру и возглавляемым им техническим службам освоение современных сварочных технологий. Здесь также потребовалось создание специализированных производств. Внедрение новой техники, прогрессивного оборудования для машиностроительного, корпусозаготовительного, механо-монтажного, трубомедницкого и достроечного производств, внедрение высокой культуры производства в целом, вопросы подготовки и переподготовки специалистов – за всё это и за многое другое отвечал главный инженер предприятия. И надо справедливо отметить: Леонид Семёнович со всеми этими задачами блестяще справлялся!
В 1976г. группа энтузиастов, среди которых были Игорь Кивзунов, Виталий Нелипа, Геннадий Шестаков и другие, сконструировали и построили первую парусную доску в Феодосии. В стране развивались новое увлечение и новый вид спорта – виндсёрфинг. В Приморском тогда же родился Клуб парусного спорта. Леонид Семёнович с первых дней поддержал новое начинание и в дальнейшем стал председателем городской Федерации парусного спорта и одним из главных организаторов ежегодной Всесоюзной парусной регаты на приз писателя-романтика А.Грина.
За освоение серийного строительства катеров на воздушной подушке «Скат» и «Кальмар» главному инженеру Л.С.Астахову в 1978г. была присуждена Государственная премия СССР.
С конца 1979 и по 1996гг. он работал генеральным директором объединения. Ему и всем нам, работникам завода, этот период жизни достался как самый счастливый (до перестройки), как самый стремительный (перестройка) и как самый трудный и печальный (развал страны в итоге некоторые историки сравнивают даже с трагедией Великой Отечественной войны)…
Директором Леонид Семёнович был демократичным, доступным и хозяйственным. В 80-е годы в посёлке и в городе мощно шло жилищное строительство и строительство объектов соцкультбыта. В те годы было завершено строительство новой нижней набережной Приморского. К 50-летию завода был открыт великолепный музей истории завода. При заводской службе быта были созданы своё подсобное хозяйство и своя бригада рыбаков. Рядом с заводом был построен новый корпус СПТУ-18. На заводе был создан первый в истории посёлка Совет ветеранов Великой Отечественной войны. В Приморском были открыты ресторан «Фрегат» с баром «Кубрик», Приморское отделение милиции, ателье «Чародейка», новая аптека на улице Железнодорожной, книжный магазин-клуб «Гринландия», стрелковый тир «Персей», детское кафе «Ассоль» на берегу моря, детская площадка аттракционов, молодёжный клуб «Зодиак», плавательный бассейн. Был реконструирован стадион «Альбатрос».
Среди большого количества многоквартирных жилых домов был построен 235-квартирный дом для малосемейных, в котором разместилась ДЮСШ, туристический клуб «Меридиан» и клуб виндсёрфинга. В Феодосии был построен высотный жилой дом на ул.Назукина с встроенным и великолепно отделанным магазином «Малыш». А на улице Генерала Горбачёва и Федько, кроме жилых домов, были построены музей скульптора В.И.Мухиной и городская поликлиника.
В эти же годы на заводе были построены уникальные производственные цеха для строительства экранопланов типов «Орлёнок» и «Лунь» со скоростью хода до 500 км. в час.
Сам Леонид Семёнович при жизни вспоминал постоянно, да и многие из нас, работавшие под его руководством, вспоминают теперь то замечательное время наивысшего расцвета советского судостроения, когда заводом «Море» было построено около 700 крылатых судов из 1000 имевшихся в мире. Завод производил кораблей и судов на подводных крыльях в количестве более 60% от всего объёма мирового крылатого судостроения! Это была наша мировая слава! Это была
мировая слава нашего древнего города!
С 1996г. Леонид Семёнович стал преподавателем в институте в Приморском, созданном на базе вечернего судомеханического техникума. Также он возглавлял Феодосийский городской экономический совет и был советником директора ОАО «Приморец».
За долголетний и доблестный труд по укреплению обороноспособности СССР Л.С.Астахов был награждён орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, а также медалями и ведомственными знаками отличия.
Осенью 2005г. вышла посмертная книга Л.С.Астахова «Летящие над волнами». Над книгой Леонид Семёнович работал до последнего дня, но успел увидеть лишь обложку. Умер Л.С.Астахов в апреле 2005 г.
Конечно, невозможно вспомнить обо всех успехах в газетном очерке. И в книге своей Леонид Семёнович успел вспомнить только что-то главное в своей замечательной жизни. А сколько всего было в истории посёлка Приморский и в истории завода! Было и хорошее, и плохое, бывали и неудачи, но бывали и триумфы, были проекты кораблей великолепные, а попадались и сырые, недоработанные… Конечно, всегда было много трудностей и препятствий… Но всё-таки, с высоты лет, мы, ветераны завода и посёлка, видим: хорошего всегда было больше! И успехов всегда было больше! А какие люди, какие высококлассные специалисты окружали нашего директора! Среди них были и бывшие и будущие мэры городов, бывшие и будущие директоры предприятий, депутаты Верховного Совета СССР и делегаты съездов КПСС, бывшие и будущие командиры кораблей и подводных лодок… Но главное можно сказать: все рабочие, инженеры и техники, приморчане и феодосийцы, ленинградцы и горьковчане, киевляне и одесситы, люди более ста национальностей – все, кто когда-либо работал на заводе «Море», работали с полной отдачей, с большой любовью к своей профессии и с огромной гордостью за результаты настоящего труда! Леонид Семёнович это прекрасно понимал…
Какие таланты выходили из рабочей среды! Художники, писатели, поэты, изобретатели, артисты, спортсмены… Только на тему «Астахов в спорте» можно написать огромный очерк! А как любил и лелеял Леонид Семёнович наш народный хор ДК «Бриз» под руководством Нины Сомовой! Кажется, что он с супругой, Валентиной Ивановной, не пропускали ни одного концерта любимого коллектива.
Сегодня в Приморском, чтобы ветераны завода и посёлка не чувствовали себя забытыми, чтобы молодые наши поколения знали своих героев, в ДК «Бриз» создан патриотический клуб «Малая родина». Также в посёлке, при заводе, создан и работает Совет ветеранов завода «Море». Участники клуба и совета по крупицам собирают биографии и воспоминания ветеранов, из которых слагается большая история нашего завода, пишется книга о его людях… Достойное место в ней занимает замечательный инженер-кораблестроитель Леонид Семёнович Астахов.
Несколько лет назад не один раз поднимался в Приморском и в Феодосии вопрос об увековечивании его памяти. Но к решению так и не пришли. Есть на проспекте Айвазовского только информационная доска от Клуба любителей истории Феодосии. От имени «Малой родины» предлагаю нынешнему руководству завода «Море», руководству города и Совету ветеранов завода вернуться к этой теме. Наверное, надо установить мемориальные доски, посвящённые Астахову, на проходной завода и на доме в Феодосии – на улице Советской, 17. Вместо проходной можно использовать постамент, на котором стоит катер на площади Десантников в Приморском, или Мемориал трудовой славы посёлка… Но Леонид Семёнович не обиделся бы, если рядом с его именем увековечить и других славных корабелов. Таких как Н.И.Вдовиченко, М.З.Аверкин, А.Ф.Ларин, И.Г.Шаповалов, П.П.Перовский, В.И.Батрацкий, В.И.Живило, Г.Ф.Лендер, С.А.Дубяга, А.И.Копылов-Артамонов, Л.Н.Поздняков, В.С.Куршин, А.С.Мельников, В.И.Стивкин, А.Ф.Щанников, В.П.Замуруев, Б.Н.Бородаев, А.Г.Пархоменко и многие другие.