Газета "Победа" Феодосия

Самые свежие новости Феодосии. События и происшествия Феодосии сегодня. Актуальная информация для жителей Феодосийского округа и Крыма.

Экскурсионный маршрут «Подвиг милосердия: о военных врачах Феодосии»

Экскурсионный  маршрут  «Подвиг  милосердия:   о  военных  врачах  Феодосии»

Военный врач Поршнев Н.В., довоенный снимок

Владимир СМИРНОВ

Феодосийский краевед Денис Первухин, побывав в гостях в редакции «Победы», рассказал об одной очень интересной патриотической акции.

Речь пойдёт об ученице 10-го класса феодосийской школы №1, участнике культурного патруля Феодосии и проекта «Памятники с нами говорят – возвращение имен» Татьяне Пальчун и её маме, Наталье Николаевне, которые заинтересовались подвигом и судьбами феодосийских военных врачей. Они, поработав в библиотеках и с данными сайта «Память народа», написали и создали экскурсионный маршрут по старому городскому кладбищу «Подвиг милосердия: о военных врачах Феодосии».
Шесть имён – шесть разных судеб!
Город Феодосия всегда был лечебным курортом – и до войны, и после. Очень многие медработники во время войны, получив звание военврача, были призваны Феодосийским военкоматом в первые же дни войны. А начинается экскурсия следующими словами
и интересными фактами:
«…Сегодня мы с вами узнаем о судьбах шести героев из нашей огромной страны. Все эти люди так или иначе связаны с Феодосией: кто-то здесь родился, кто-то приехал позже, но все посвятили свою жизнь благородному делу – медицине, и похоронены недалеко друг от друга на нашем старом городском кладбище.
Пока мы идём в начале маршрута, я скажу вам несколько поразительных фактов, о которых узнала недавно: ”Во время Великой Отечественной войны через госпитали прошло более 22 миллионов человек. Из них более 17 миллионов были возвращены в строй. 85 человек из каждой сотни раненых снова защищали Родину, вернувшись из госпиталей. Благодаря работе медиков армия не потеряла 72% раненых и 90% заболевших на полях сражения”.
И все это благодаря героизму врачей, медсестер, санитаров, которые спасали воинов, порой даже ценой своей жизни… Представьте только – в период войны смертность медработников была на втором месте после гибели на полях сражений бойцов стрелковых подразделений. Средняя продолжительность жизни санинструкторов на передовой в 1941 году составляла всего 40 секунд. Как же это страшно!
Чем дальше отодвигается от нас война, тем больше усилий нам надо приложить, чтобы не забыть о том, какой ценой нам досталась Победа! Эта экскурсия – маленькая дань памяти Великому
подвигу медиков».
…Проводя экскурсию, Татьяна Пальчун показывает места захоронений военных врачей и рассказывает о судьбах этих замечательных людей. Среди них: Заслуженный врач РСФСР Сухарев Онисим Иустинович (1886-1959); мичман, медсестра Танковская (по мужу Соколик) Клавдия Михайловна (1911-1964); врач-хирург, военный врач, орденоносец Поварнина Пелагея Корниловна (1899-1976); полковник медицинской службы, доктор медицинских наук Радовицкий Георгий Алексеевич (1900-1967); военврач 2-го ранга, майор медицинской службы Чекушкин Григорий Николаевич (1905-1964) и военный врач Поршнев Николай Васильевич (1898-1973).
Татьяна Пальчун отмечает, что об этом человеке, Николае Васильевиче Поршневе, мы можем рассказать более подробнее, чем о других, потому что сейчас, к счастью, жив его близкий родственник, и он живет в Феодосии. Вот что от него узнала Татьяна.
Николай Васильевич Поршнев родился на Урале. Закончил медицинский институт и стал врачом-инфекционистом. Его жена, Надежда Михайловна, была окулистом. Служил на Дальнем Востоке в звании военного врача 3-го ранга. Тяжёлые условия службы, холод и голод спровоцировали у Николая Васильевича туберкулезное заболевание. Супруги уехали в Крым на лечение, потому что в наших краях климат более благоприятен для таких больных. Здесь же, в Феодосии, для Поршневых нашлась работа: Надежда Михайловна стала главным врачом в поликлинике, а Николай Васильевич работал в военном санатории.
22 июня 1941 года. Грянула война. В санатории поднялся страшный переполох. Ведь в это время на отдыхе и лечении было много офицеров Красной Армии со всего Советского Союза. Им срочно надо было отправляться в свои части. В порту – неразбериха. Когда стали эвакуировать жителей города, Николай Васильевич вместе с женой и двумя детьми, дочерью Галиной и сыном Германом, остались в Феодосии. Жили они на территории санатория в небольшой комнате.
Уже в ноябре 1941 года фашисты захватили Феодосию. А в конце декабря наши воины высадились десантом и освободили город. Николай Васильевич видел, как советские солдаты и моряки прыгали в ледяную воду, стреляли и стремительно освободили Феодосию. Это было очень неожиданно для немцев, они в панике покинули город. К сожалению, это была недолгая победа, потому что в январе 1942 года гитлеровцы получили подкрепление и снова пошли на штурм. После этого было очень много ранено наших военных. В помещении дачи Стамболи организовали госпиталь для раненых, среди которых оказалось много бойцов в тяжёлом состоянии. Их, к сожалению, не было возможности эвакуировать. Большинство врачей отступило с десантом, а Николай Васильевич остался, так как раненые очень нуждались во врачебной помощи. Немцы вернулись в город. Раненых не тронули, а Николаю Васильевичу разрешили остаться при них. Лекарств не было. Выше санатория, где сейчас район улицы Профсоюзной, фашисты организовали концлагерь для советских военнопленных, который охранялся полицией. Дети Поршневых, Галина и Герман, ходили к этому концлагерю, приносили пленным воду и немного съестного. Вскоре немцы стали отселять всех жителей выше – в горы, подальше от берега. Из санатория выселили и семью Поршневых. Николай Васильевич остался при госпитале. Вместо лекарств – тряпки смачивал в морской воде и ими перевязывал раненых. Домой доктор очень редко ходил, чтобы не попасть в облаву.
Однажды к Надежде Михайловне прибежали соседки и рассказали, что ее мужа схватили на базаре. Доктора отправили в местный концлагерь, где он продолжал оказывать помощь раненым. Вскоре фашисты всех пленных стали грузить на баржи для отправки в румынские концлагеря. Николая Васильевича это очень страшило, так как у него было плохое зрение, к тому же он не умел и плавать. Несмотря на страшные условия пребывания в румынском концлагере, доктор Поршнев выжил. Из последних сил он как врач оказывал помощь больным везде, где бы ни находился.
После освобождения Румынии Красной Армией Николай Васильевич вернулся в Феодосию. Вспоминал, что румынская шинель и штаны – это всё, что было на нем, и всё было во вшах.
Эту одежду дома сразу же сожгли.
Началась мирная жизнь. После войны Николай Васильевич работал в Феодосийской городской больнице, в инфекционном отделении.
Николай Васильевич похоронен рядом с сестрой своей жены. Так случилось, что его жена похоронена в Запорожье, а перевезти ее тело не удалось.
Вот такая история.
В завершение хочется напомнить, что у человека, не знающего своей истории и истории родной страны, – не может быть будущего. Великая Отечественная война давно закончилась, но мы не должны
о ней забывать.