Наш  героический  десант

Из архива газеты «Победа» №2 от 12 января 2013г.

В холодную морозную ночь с 28 на 29 декабря 1941 года Феодосия проснулась от залпов орудий с моря. Десант! Что это такое, мы еще тогда толком не знали. Он начался с обстрела города кораблями «Красный Крым» и «Красный Кавказ». Шквальный огонь орудий, стремительный натиск матросов с катеров застали немцев врасплох. Они выскакивали из домов в одном нижнем белье. Где-то издали нарастало наше родное, победоносное «Ура!».
Неожиданно в крышу нашего дома – в квартиру соседей по коридору – попал снаряд. Он пробил потолок и взорвался вверху, изрешетив всю мебель осколками. Удивительно, но никто не пострадал. Мы потом горько шутили, что наш снаряд не мог нас убить. А в образовавшуюся дыру мгновенно ворвался ледяной декабрьский холод. Конечно, жить в этой комнате было уже невозможно. Моя добрая мамочка пустила в нашу единственную комнату пострадавшую семью. Их было четверо. Мы отгородили для них часть комнаты ширмой. С другой стороны ширмы лежал умирающий папа.

Наш  героический  десант


С рассветом уже по всему городу шли уличные бои, десантники выбивали из города немцев. Несмотря на лютый мороз, матросы бежали в бескозырках, зажав ленточки в зубах. Постепенно пальба стихала, то тут, то там раздавались возгласы на нашем родном русском языке. «Наши пришли!» – ликовали феодосийцы и стали осторожно выбираться на улицы. Но оказалось, что, уходя, немцы оставили снайперов, которые засели на чердаках, в отдельных домах и расстреливали по одному наших матросов на улицах. Снайперов называли «кукушками». Сидела такая «кукушка» на башне Константина, сидела и в двухэтажном доме рядом с нами. Мы сами обнаружили врага и сообщили об этом. Через некоторое время с ним было покончено.
С освобождением города феодосийцы словно вдохнули свежего воздуха. Оживленные, улыбающиеся, люди ходили по городу, налаживая быт. Очень хотелось верить, что больше мы не увидим немцев, что скоро весь Крым освободится от оккупантов. До нас доходили слухи, что героически обороняется осажденный Севастополь.

Наш  героический  десант


Но радость наша была недолгой. Опомнившись от первого удара, немцы предприняли бомбардировки города. Налетали сразу по несколько «мессеров». Многие жители убегали на гору Тепе-Оба – там было менее опасно. Ну а кто не успевал убежать, прятались в подвалах, в помещениях, менее опасных при обрушении, или даже под кроватями в своих квартирах. Почему под кроватями? Потому что были случаи, когда при обрушении крыши сетка кровати сдерживала удар, и люди оставались живы под обломками. Если же случалось прямое попадание, то уже ничто не спасало. Навсегда остался в памяти нарастающий свист падающей бомбы. Вот-вот она коснется земли, куда упадет, не мне ли на голову? В эти секунды бешено билось сердце. Нет – мимо! Еще раз – мимо!
К середине января 1942 года поползли удручающие слухи. Гитлеровцы стягивали со стороны Симферополя большие силы. Десантники ждали помощи, но она так и не пришла. Наши войска спешно покидали город и шли в сторону Керчи. Ужас и безысходность селились в душах. Снова оккупация, снова чужие жестокие порядки.
Не всем десантникам удалось вовремя уйти. Уцелели те, кому удалось добраться в лес, к партизанам. Многие прятались в домах у феодосийцев, затем при попытке уйти попадали к немцам, а тогда – конец. О днях десанта напоминают нам сегодня братские могилы в разных уголках Феодосии.