Олимпийское  звонкое  эхо  остаётся  в  стихах  и  сердцах…Александр Савин делится своими воспоминаниями с журналистами Василием Ежовым и Галиной Оленевой

В минувшую субботу, 18 июля, на пляже «117-й километр» состоялся мини-турнир по волейболу, посвященный 40-летию Московской Олимпиады 1980 года – тех самых летних Олимпийских игр, которые завершились на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И.Ленина взлетом надувного олимпийского восьмиметрового талисмана под слова трогательной песни «До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес…»

Почетным гостем турнира был олимпийский чемпион, игрок сборной СССР по волейболу Александр Борисович Савин.
Мастер спорта СССР, Мастер спорта международного класса, Заслуженный мастер спорта СССР, номинант конкурса «Лучший игрок столетия», лучший игрок десятилетия 1970-1980 годов Александр Савин – один из самых титулованных спортсменов мира. Судите сами: Олимпийский чемпион (1980), двукратный чемпион мира (1978, 1982), двукратный обладатель Кубка мира (1977, 1981), шестикратный чемпион Европы (1975, 1977, 1979, 1981, 1983, 1985), победитель Игр доброй воли (1986). В составе своей родной команды ЦСКА – 13-кратный чемпион СССР, трехкратный обладатель Кубка СССР и пятикратный обладатель Кубка европейских чемпионов в составе ЦСКА. Также в составе ЦСКА становился обладателем Интернационального Кубка (1984), дважды побеждал в Спартакиаде дружественных армий (1975 и 1986). А еще в составе сборной Москвы – победитель Всесоюзных летних игр молодежи (1977) и чемпион Спартакиады народов СССР (1979) год. Обладатель Кубка Японии, победитель многих международных турниров. Неоднократно признавался лучшим игроком мира и входил в состав сборной Мира. В 2010 году Александр Савин был принят в «Зал Славы волейбола», который находится на родине игры в американском городе Холиок, и стал одиннадцатым по счету представителем советского волейбола в этом почётном клубе. Церемония его инаугурации состоялась там 24 октября 2010 года.
…Александр Борисович гостил в Феодосии у нашего известного земляка, ученого, коллекционера и музейщика Михаила Ивановича Куманцова – также ветерана отечественного волейбола. «Победа» уже писала о его победах на престижных ветеранских турнирах и наградах, являющихся сегодня экспонатами уникального в своем роде музея волейбола, с любовью оформленного и размещенного в доме Куманцова.
На днях этот музей пополнился ценными экспонатами, привезенными из Москвы. Олимпийский чемпион приехал в Феодосию не с пустыми руками. Но об этом чуть позже. Здесь, в домашнем музее Куманцова, и состоялась наша беседа с Александром Борисовичем Савиным.

«Ради красоты спорта, Родины своей ради!»
Тогда, 40 лет назад, попытка бойкота Московской Олимпиады западными странами нисколько не сказалась на уровне мужского Олимпийского волейбольного турнира. Практически все сильнейшие сборные мира собрались в июле1980 года в столице Советского Союза. Тем ценней оказалась победа, одержанная сборной СССР в этом турнире. В шести матчах наша команда отдала соперникам лишь два сета. Олимпийскими чемпионами вместе с Александром Савиным стали Вячеслав Зайцев, Владимир Дорохов, Александр Ермилов (все – «Автомобилист», Ленинград), Владимир Кондра, Вильяр Лоор, Олег Молибога (все – ЦСКА), Валерий Кривов, Фёдор Лащёнов (оба – «Звезда», Ворошиловград), Владимир Чернышёв (МВТУ, Москва), Павел Селиванов («Радиотехник», Рига) и Юрий Панченко («Локомотив», Киев).
Александр Савин играл за сборную СССР с 1975 по 1986 год. За ту самую легендарную великую команду, которая с 1977-го по 1985 год выиграла все без исключения международные соревнования, в которых принимала участие. А начиная с 1978 года, сборная Советского Союза не проиграла в этих соревнованиях
ни одного матча!
Мой собеседник – гигант двухметрового роста (если верить интернету, в сборной СССР имел прозвище «Слон»), человек с непростым характером, человек, знающий себе цену и, как мне показалось, немного уже подуставший от славы. Впрочем, от славы более чем заслуженной. Одних только золотых медалей у него – 72 штуки.
– Все эти награды добыты вот этими руками, – говорит Савин, демонстрируя свои натруженные ладони.
Непростой характер собеседника проявился уже в самом начале нашей беседы, когда я упомянул фамилию тренера сборной Советского Союза Вячеслава Платонова. Хотя, готовясь к интервью, я вычитал в интернете, что «в 1986 году А.Савин в возрасте 29 лет по собственному желанию покинул сборную СССР. Главной причиной ухода было несогласие с изменениями в политике главного тренера сборной В.А.Платонова», но никак не ожидал, что Александр Савин так резко отреагирует на эту фамилию и даст понять, что вообще не хочет ничего о ней слышать.

– Хорошо, ладно. Но команда-то была великая…
– Согласен. Такой команды сейчас нет. И уже не будет!

– В чем была её сила?
– Понимаете, в то время было другое отношение ко всему. В те годы мы не бегали из команды в команду, из «Спартака» в ЦСКА, как сейчас. Была верность клубу. Нас учили заботиться о своей команде. А играть в сборной страны вообще было величайшей честью. Лучше умереть, чем проиграть! Да и сам волейбол сейчас – не тот. Я считаю, что сделали большую ошибку, когда изменили правила и поменяли счет. Раньше за переход подачи очки не начислялись, тогда на площадке не было амплуа либеро, а нужны были универсальные игроки, которые умели и блок ставить, и в защите играть. А сейчас – это не игра, а – «бей-беги». На мой взгляд, спорт лёг под телевидение. Сделали так, как удобно телевидению. Раньше мы играли шесть игр за неделю, сейчас заставь кого-нибудь так играть – они умрут, они вообще не работают. Неумёхи! Мне бы сейчас в эту компанию,
вот бы я порезвился! – хмыкает Савин.
Действительно, когда сравниваешь игры тех лет и сегодняшние, кажется, что волейбол сейчас стал более силовым, но менее интеллектуальным, чем тот, в который играл Александр Савин. Играл, как поётся в песне, «Ради красоты спорта, Родины своей ради!»
«Вспоминай эти дни, вспоминай…»
Первые шаги в волейболе Александр Савин делал в Обнинске, куда переехал с родителями из Таганрога. Волейболом начал заниматься в 1967 году в детско-юношеской школе Обнинска, которая с 2004 года носит имя Александра Савина и в которой он учит детей. Кстати, одна из его бывших учениц – нынешний министр спорта Республики Крым Ольга Торубарова. На Олимпийском турнире в 1980 году он был одним из самых молодых игроков сборной.
– Когда я пришел в команду, в ней были игроки старше меня на 12 лет. А когда я уходил, то младше меня были лет на восемь. То есть я сыграл с тремя поколениями, – говорит он.

– Хорошо ли помните игры Московской Олимпиады?
– Олимпиада – это пик спортивной карьеры. На чемпионатах мира команды, как правило, помощнее, игры потяжелее, но Олимпиада – это престиж! Это мечта любого спортсмена! Победил – ты герой! Проиграл – ты никто. При подготовке нервов ушло, не знаю сколько! И кровь, и пот, и слезы. Теряли за игру по семь килограммов. Помню, в Японии матч длился 4 часа 28 минут, до часа уходило на одну партию! – рассказывает Савин и вспоминает олимпийские моменты сорокалетней давности. – Точно помню, что когда мы вышли в финал и должны были играть с болгарами, болгары накануне, дня за два до игры, уже вовсю гуляли и пили. Они мне говорили: «Савин, не переживай, мы отдадим игру, нам второе место – выше крыши, мы уже и так – герои». А игра у них в финале пошла, они выиграли вторую партию, сравняли счет, и далее всё балансировало на грани. Еще немного, и мы – никто! Кому сейчас расскажи, – не поверят!
Хотя нашу Олимпиаду западные страны и бойкотировали, но были отдельные спортсмены из Италии, Франции, видел и англичан… В памяти сохранилось, что всю Москву почистили, милиционеры – в белых рубашках, – продолжает собеседник. – Помню, что тогда по договору, заключенному с финнами, у нас впервые появились такие маленькие пакетики с соком, с молочком.

– Спортсменов выпускали из Олимпийской деревни?
– Конечно. Иди куда хочешь! Но кто пойдет, когда надо настраиваться на игры? Это для зрителей Олимпиада – фестиваль, а для нас это была тяжелая работа до дрожи в руках. Если ты четыре года готовишься к этому событию, неужели пойдешь на какой-то концерт или по театрам? Вот мне говорят, Савин ты весь мир объездил. А что я видел? Зал, вокзал, кофейня, гостиница. Собрались – выиграли – улетели. Ну еще рынки…

– А где рынки лучшие?
– Ну в Японии, например. Помню, кажется, в Риме на рынке джинсы – по пять долларов, с ума сойти! Вот так многие и жили – купил там, продал здесь…

«В спорте надо жить ярко! Надо побеждать честно!»
– Вернемся к Олимпиаде. Что можете сказать о соперниках?
– Был бойкот Олимпиады. Но по волейбольному рейтингу в то время как раз были хороши сборные соцстран: поляки, чехи, болгары… Румыны, злые как собаки… Куба – очень серьезный соперник… А вообще, в те годы нашими лучшими друзьями были американцы. С ними было очень легко играть, потому что если американец говорит, что мяч коснулся блока или не коснулся, будь уверен: так оно и есть. Так играли и мы, и они это знали. Правило было такое – выигрывай, но выигрывай честно. Если ты обманул – значит, ты не мужик! В спорные моменты в матчах с американцами даже судьи не вмешивались, мы на площадке сами разбирались. А вот кубинцы были наглыми…
Александр Борисович вспомнил забавный случай, когда в 1975 году сборная США прилетела в Союз на традиционный Матч Звёзд имени почти его однофамильца, бывшего Председателя Федерации волейбола СССР Владимира Саввина. Багаж американцев задержался где-то в аэропорту, и советские спортсмены, проявив гостеприимность, дали им свои тапочки и костюмы. И на открытии турнира гости стояли под американским флагом и в майках, на которых написано «СССР», под пиджаками.
– Вот бы найти ту фотографию, – говорит он и вспоминает еще один курьезный момент уже во время Московской Олимпиады. – Моя жена дружила с женой нашего игрока Чернышева, а та была болгаркой. И после финальной игры с болгарами жена мне рассказала, что на трибуне рядом с ними сидели русский мужчина с сыном, которые почему-то все время кричали: «Болгары, болгары!» Возмущенная подруга жены нашла и привела милиционера и пожаловалась ему, мол, «я сама болгарка, а болею за русских, а эти гады кричат за Болгарию». Еще помню, как после победы в финале мы пили из мыльницы. На пять бутылок закуска – две конфетки.

Олимпийское  звонкое  эхо  остаётся  в  стихах  и  сердцах…

– Следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 уже Советский Союз
бойкотировал…

– О том, что не поедем в Лос-Анджелес, мы узнали за месяц до начала Олимпийских игр. Помню, это было в Харькове. Мы играли со сборной США, и когда узнали эту новость, ушли в раздевалку и не выходили. Все были возмущены, ведь четыре года готовились! Мы взбунтовались. Потом приехали люди из комитета, стали запугивать…

– А в чемпионатах страны кто был основным соперником ЦСКА?
– Никто. Мы били всех! И Ригу, и Питер… Я, когда уходил, говорил: держите ЦСКА, не дайте команде развалиться, сохраните разработки, систему тренировок.

– Что нужно, чтобы реанимировать волейбол?
– Волейбол живой, но он, повторюсь, лёг под телевидение. Спорт превратился в шоу, в зарабатывание денег. А что надо делать? Я могу научить бить и ставить блок, а как эту ситуацию перевернуть – не знаю. У нас много героев, на которых надо равняться. В Севастополе есть, например, Фомин, еще четыре человека из Крыма за сборную играли. Их никто не знает. Найдите их, расскажите о них, может, у молодежи в голове что-то щёлкнет…

Олимпийское  звонкое  эхо  остаётся  в  стихах  и  сердцах…
Атакует игрок ЦСКА Александр Савин

«На трибунах становится тише, тает быстрое время чудес…»
Слушая Александра Борисовича, ловлю себя на мысли, что на протяжении всей нашей беседы в воздухе словно застыло ощущение какой-то безысходной грусти о навсегда ушедшем. Давно нет той великой страны, и уже никогда не будет… Давно нет той великой команды…

– Часто общаетесь с бывшими игроками сборной?
– Вообще никак. Разве что по телефону позвонишь, чтобы с днем рождения поздравить. Их уже осталось девять. Многие умерли. Дорохова видел… Ермилова… Зайцева. Всем уже под семьдесят, их никто не помнит. Вот Михаил Иванович меня нашел, – кивает Савин в сторону Куманцова, – говорит, приезжай. Почему бы не приехать? Заезжал как-то в Ригу, к Селиванову. Дом у него хороший, живет, как депутат. Попили, поели, он поплакал, с ним бывает такое. Говорит, вот если вы, как и мы, пойдете в Европу… Это он мне, русскому человеку, говорит! А я ему – ну кому ты нужен в этой Латвии? Выкопай у себя в саду окоп и сиди там!

– Сколько вам заплатили за победу на Олимпиаде?
– Четыре тысячи рублей, по тем временам огромная сумма! Жена говорит, «я столько денег никогда в руках не держала…»

«Олимпийская сказка, прощай!»
После 1988 года Савин ушел на тренерскую работу. Работал на Мадагаскаре до 1990 года, затем – до 1996-го – тренировал московскую команду «Рассвет», а после, до 2001 года – нижневартовский «Самотлор».
Успел поработать и государственным тренером по волейболу в Агентстве по физической культуре и спорту Российской Федерации. То есть хорошо знает всю подноготную высших спортивных чиновников и, наверное, имеет право с сарказмом и иронией отзываться о бывшем министре спорта России Виталии Мутко.
– Одно из первых его решений было подчинить всех врачей, работающих в спорте, Минздраву. До этого они у меня получали по 60 тысяч, а там стали получать по семь. Естественно, все ушли, а мы ведь самых лучших подбирали. Потом, правда, отыграли назад, но было поздно. Или его решение вынести на тендер проведение спортивных сборов команд, готовящихся к международным соревнованиям. То есть в тендере могли участвовать и побеждать все, кому не лень. Был случай с нашей молодежкой по стрельбе, когда команда поехала на сборы, а их там то ли собаки, то ли крысы покусали, – вспоминает он.

– Вы бывали раньше в Феодосии?
– В Крыму бывал, молодёжку в Керчь привозил… А в Феодосии – нет.

– Ваши впечатления?
– Ну какие могут быть впечатления? Морем меня не удивить. А вот Музей рыбы и рыболовства – это да! – оживляется Савин, глядя на создателя и хранителя этого музея Михаила Куманцова…

– Может, приступим к церемонии вручения подарков?
– Ну наконец-то! А то уже замучили вопросами, – с радостью соглашается собеседник.
Под вспышки фотокамеры Александр Борисович Савин передал Михаилу Ивановичу Куманцову два стильных планшета, где под стеклом на красном бархате – прекрасно выполненные копии золотых медалей самых престижных международных турниров. И конечно, – Московской Олимпиады! А еще в дар музею олимпийский чемпион передал часть экипировки сборной СССР: красную майку с третьим номером, под которым Савин играл на Московской Олимпиаде, и знаменитую хэбэшную мастерку с надписью на спине «СССР», чудом сохранившуюся еще после Олимпийских игр в Монреале в 1976 году.

– Помните? Это не подделка! – гордо произносит он.
Еще бы не помнить! Феодосийцы – те, кто постарше, помнят, как
в детстве и юности завидовали тем, кому удалось где-то раздобыть такой синий шерстяной спортивный костюм, который, если память не изменяет, в те годы стоил немалые деньги – 60 советских рублей!
А завершилась наша встреча фотографированием на память и раздачей автографов. Расписываясь черным фломастером на памятных открытках с изображением игрока сборной СССР Александра Савина, Александр Борисович скромно произносит: «Я ставлю только подпись, ну а вы уже сами вписывайте себе
пожелания, какие хотите…»