Владимир Астафьев: «Мои картины для меня живые. Я с ними живу и разговариваю…»Натюрморт 90-летнего художника. Фото А.Устиновича

О художнике, который пишет душой

Владимир Иванович Астафьев – уникальный, самобытный феодосийский живописец и старейший крымский фотохудожник, участник Народного фотоклуба «Чайка» при Феодосийском ДК и член Крымского республиканского отделения Всероссийского творческого союза «Фотоискусство».

На счету мастера – десятки персональных выставок живописи и фотографии. Он активный участник городских и крымских коллективных художественных выставок по изобразительному- и фотоискусству. Совсем недавно, в День народного единства, в городском Доме культуры торжественно открылась его очередная авторская выставка, приуроченная также и к будущему юбилею Владимира Ивановича. В декабре ему исполнится 90 лет!
Подкрадываясь незаметно…
Наше знакомство с Владимиром Астафьевым состоялось пять лет назад. Мой собеседник оказался человеком добрым и веселым, поэтому картины и фотографии у него такие же, насыщенные и жизнелюбивые. Он четырежды лауреат Всесоюзного самодеятельного творчества, преподавал рисование для детей и более шестидесяти лет своей жизни посвятил творчеству. Основные направления в работах художника – городская архитектура, пейзаж и жанровые сюжеты на бытовую тему, портреты. Его картины своеобразны, его манеру письма не спутаешь ни с чьей. Наверное, потому, что в каждой работе художника – его душа. Смотришь на его произведения, вроде напоминает детский рисунок, а отступишь на несколько шагов – и картина приобретает совсем другой смысл. В них – одновременная простота и живость, и никакой помпезности. Художник изображает легко понятные нам сцены из повседневности. Живопись Астафьева бурлит цветом и азартом, наполнена тонким юмором и необузданностью, легкостью, сочувствием и огромной любовью к жизни.

А вот фотографией он занялся относительно недавно. На 80-летие дочь подарила ему фотоаппарат любительского уровня. Небольшого размера, чтобы он помещался в кармане куртки или жилетки. С тех пор неутомимый летописец и хроникёр протекающей вокруг него жизни с фотокамерой не расстаётся, его всегда можно встретить практически на всех городских массовых мероприятиях. Как настоящий документалист и патриот нашего города и поселка Приморского, Владимир Иванович старается запечатлеть все происходящие события, сюжеты из жизни отдыхающих, феодосийцев и самой Феодосии. Помимо постановочных портретов, любит он делать и внезапные снимки и как профессиональный фотограф умеет подкрасться к объекту съёмки бесшумно и незаметно. Так произошло на одном из митингов в посёлке Приморский и с автором этой публикации – корреспондентом «Победы», моментально выхваченном из толпы зорким «астафьевским» глазом и запечатлённом во время работы в кадре. С гордостью можно отметить, что этот снимок также представлен на открывшейся фотовыставке в ДК.

Владимир Астафьев: «Мои картины для меня живые. Я с ними живу и разговариваю…»

– С фотоаппаратом, похоже, и спит, так любит все фотографировать – и свои картины, и с телевизора, автопортреты и все вокруг. А еще Владимир Астафьев участвует в клубных фотосессиях в качестве модели, его образ на снимках – колоритный и оригинальный. Талантливый человек – талантлив во всем! – отзывается о нём известнейший фотохудожник Феодосии, участник, призер и лауреат выставок мирового уровня, руководитель фотоклуба «Чайка» Андрей Устинович.
– Владимир Иванович – духовно богатый, разносторонне развитый человек. Его природа щедро наградила даром видения того, чего не замечает обычный человек, – уверена руководитель «БиблиоТеатра», Заслуженный работник культуры Республики Крым, волонтер Тамара Долгорукова.
– У меня интересов много. Если они все воплотятся… Вот десять лет назад начал фотографией заниматься, это было новое для меня. Фотография позволяет раскрыть неведанные грани, взглянуть по-новому на человека, – говорит фотохудожник.
Представленные на юбилейной выставке работы являются лишь небольшой частью из всего созданного Владимиром Астафьевым за многие годы жизни. Они в полной мере характеризуют яркое, непосредственное, самобытное дарование их автора. Их объединяет атмосфера радости, восторженный взгляд на повседневность, яркие краски и цвета, внимание к деталям, совмещение вымысла и реальности. В каждой из них – частица доброй, немного наивной, чистой души.

«Дети войны – и пахнет голодом…»

К великому сожалению, уходят ветераны, но пока остаются с нами дети войны, которые пережили это страшное время. Это точно было подмечено поэтессой Людмилой Голодяевской в одном из своих стихотворений, отразившем весь ужас двух внезапно встретившихся в одной связке полярных слов «дети» и «война»:
Дети войны –
И веет холодом,
Дети войны –
И пахнет голодом…
Дети войны –
И дыбом волосы,
На челках детских –
Седые полосы!

Детство Владимира Астафьева было далеко не безоблачным… Он родился в Коломне в 1932 году, а через несколько лет стал беспризорником. Семья Астафьевых жила очень бедно. Впрочем, как почти все в то время.
– Родители были заняты работой, не до нас было. Мама умерла, когда мне было шесть лет. Отец работал машинистом на Рязанской железной дороге, в 46-м году не стало и его. Мы, мальчишки, были люди свободные, как вольные птицы. Предоставленные сами себе. Дома не всегда была еда, голодно было. Поэтому из дома мы убегали. Нас ловили, возвращали домой. А потом мы снова убегали, – рассказывает Владимир Иванович.
Но не только призрак голодной смерти заставлял убегать из дома. Девяти и десятилетним мальчишкам очень хотелось попасть на фронт, в разведку, помогать нашим бойцам бить фашистов.
– Поэтому мы запрыгивали в эшелоны, которые шли на фронт. Нас довезут до какой-нибудь станции, а потом высадят с поезда. Хватит, пора домой.
Есть под Каширой одна станция, там эшелон с танкистами долго стоял. Я там месяца два жил. У меня был друг по фамилии Исаев. Он был старше меня, его забрали на фронт в 43-м году, в снайперскую школу в Дмитрове. А я за ним увязался. Был как посыльный, возил нашим тёплые носки, махорку, варежки. Потом приехал один раз, а там уже нет никого, их под Ленинград отправили.

«Смогу ли я так нарисовать?»

Умение подмечать прекрасное возникло у мальчика с самого раннего детства.
– Когда был совсем маленьким и родители были ещё живы, мне запомнилась картина, которая висела у нас дома над кроватью. На ней были нарисованы какие-то кавказские горы. Этот этюд запал мне в память, смотрел на него и думал, а смогу ли я так нарисовать. Когда был уже подростком и попал в детский дом, стал рисовать отрядные листочки. Точно не скажу, в каком возрасте. Но знаю точно, что рисовал всегда, – вспоминает собеседник.
Не получив профессионального художественного образования, Владимир Астафьев развил свой природный дар и создаёт по-настоящему талантливые произведения изобразительного искусства. Он и сегодня каждый день делает по два эскиза и практически не расстаётся с карандашом, тонко подмечая всё интересное в окружающем мире, таким образом собирая необходимый материал для своих живописных импровизаций.

«Жизнь прекрасна, вот и весь разговор»

Было время, когда Владимир Иванович играл в духовом оркестре на барабане.
– В Феодосии нас называли «офицеры», потому что форма у нас была красивая. Она была похожа на военную, с аксельбантами парадными. Хороший оркестр был. В Киеве мы даже возглавляли парад в День Победы, первыми шли по Крещатику и играли «Старый марш». Хорошо нас встречали тогда.
По окончании службы в армии Владимир Астафьев служил на вспомогательном флоте в Севастополе. Участвовал в спасательных работах, когда в 1955 году в Севастопольской бухте погиб флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск».
– Я был на вахте, когда произошло два взрыва. Вспоминать это трудно, как три или четыре рейса перевозили ящики с гробами. Потом наше судно в бухте Ушакова зацепилось дном за цепь, порвались винты и нас списали. Есть такие моменты, которые ушли в прошлое. Но жизнь прекрасна, вот и весь разговор, – не унывает Владимир Иванович.
А после переезда в Феодосию, три с половиной десятка лет он трудился электросварщиком на заводе «Море», причем имея квалификацию, которая позволяла ему работать со сложным производством, сваркой по цветным металлам и сплавам.

Владимир Астафьев: «Мои картины для меня живые. Я с ними живу и разговариваю…»
В музее А.Грина на авторской выставке живописи

Каждая картина – история

– В каждой из картин – частица моей души. Есть ремесло, а есть искусство. Можно открыть интернет, можно скопировать чью-то картину. Поэтому настоящего искусства сейчас немного. Кто-то занимается ремеслом, а я пишу душой, как чувствую, – говорит мастер. – Вот чистый лист, как его заполнить так, чтобы то, что на нем будет изображено, трогало душу зрителя. На некоторых моих картинах изображены уголки, которые сейчас совершенно по-другому выглядят, есть и такие, которых нет уже. Каждая из картин – это наша история. У меня есть картины, которые писал, когда работал на заводе «Море», на них я изображал наши знаменитые суда на воздушных подушках, «Кометы» и «Ракеты». На московской выставке в Манеже выставлялась моя картина «Монтажники-высотники». Мои картины для меня живые. Я с ними живу и разговариваю.

«Чайка» в поисках старшего товарища

Его друзья и коллеги из фотоклуба «Чайка» тепло отзываются не только о его работах, с любовью они говорят и о самом мастере, при упоминании о котором на их лицах появляются добрые улыбки.
Несмотря на то, что Владимир Иванович человек уже преклонного возраста, он по своему темпераменту может дать фору своим гораздо более молодым коллегам. Забавный случай вспомнил руководитель фотоклуба «Чайка» Андрей Устинович во время открытия фотовыставки Астафьева в городском ДК. Как-то члены фотоклуба решили собраться и пойти на Кара-Даг. При этом они понимали, что для Владимира Ивановича такой поход вряд ли будет под силу. Пройти по крутым горным тропам – задача непростая даже для гораздо более молодого человека. Поэтому, как рассказал Устинович, они попытались как можно более тактично отговорить Владимира Ивановича от участия в таком походе. Слишком, мол, большая физическая нагрузка. А вдруг с ним что-то случится, годы то – далеко не молодые. Но их старший товарищ схитрил. То ли сделал вид, что не услышал дружеского совета из-за севших батареек в своем слуховом аппарате, то ли услышал, кивнул, но поступил по-своему. Когда группа собралась в назначенное время в назначенном месте, Астафьев со своим верным другом-фотоаппаратом был уже там. Что делать? Обратный ход давать было уже поздно. Начали восхождение, заботливо приглядывая за Владимиром Ивановичем, который шёл очень даже бодренько, не отставая.

Владимир Астафьев: «Мои картины для меня живые. Я с ними живу и разговариваю…»
Открытие персональной выставки Владимира Астафьева в Доме культуры

Какие фантастические виды открываются при подъеме на Кара-Даг, помнит каждый, кто хоть раз побывал там! Естественно, творческие люди, увлекшись созерцанием пейзажей небывалой красоты, на какое-то время потеряли из поля зрения своего старшего товарища. А когда спохватились, – его уже не было рядом. Как выяснилось потом, Владимир Иванович, никого не предупредив, оторвался от группы, первым прошел весь маршрут, сел в автобус и уехал домой, в Приморский.
Как вспоминал Андрей Устинович, «потеряв» Астафьева, они испугались не на шутку. Когда самостоятельные поиски ничего не дали, стал вопрос о проведении настоящей поисково-спасательной операции с привлечением МЧС. Слава Богу, что до этого не дошло! Кто-то из приморчан случайно заметил, что в окне квартиры уже проснувшегося Астафьева зажегся свет и вовремя сообщил об этом.

– Что для Вас самое главное в жизни?
– Чтобы можно было ходить по улицам спокойно, и везде звучал детский смех, – ответил он.
Пожелаем Владимиру Ивановичу быть и в дальнейшем таким же активным и радовать нас своим творчеством, по-настоящему оптимистичным и жизнеутверждающим, долгих лет жизни и новых сюжетов для картин и фотографий.
А завершить сегодняшнюю беседу хотелось бы словами талантливого художника Астафьева, его жизненным девизом, пронесённым им через многие годы: «Любите жизнь и людей!».

Эвелина ПОРТНАЯ (газета “Победа“)