«Горький август Серебряного века. Александр Блок и Николай Гумилёв» – новая книга известного русского поэта, прозаика, публициста и литературоведа Григория Блехмана, вышедшая в Москве, в издательстве «Российский писатель».
Григорий Исаакович Блехман хоть и живёт в Москве, но хорошо известен в Феодосии, в Коктебеле, он частый гость Крымского полуострова. Неоднократно приезжал на Международный поэтический фестиваль «Коктебельская весна», проводил в Феодосии творческие встречи и презентации. Он автор одиннадцати сборников – стихотворений, прозы и очерков, вышедших в издательствах «Российский писатель» и «Вече». Лауреат двух международных и многих всероссийских литературных премий в номинациях поэзия, проза, литературоведение. Является секретарём Союза писателей России.
В предисловии к книге Блехмана «Горький август Серебряного века» секретарь правления Союза писателей России Юрий Лопусов пишет: «…Читая его новую книгу «Горький август Серебряного века», я с удовольствием отмечаю, что в словах и критических суждениях Г.Блехмана нет даже микронного разрыва между тем, что написано и истинной позицией автора – и как критика, и как гражданина. Предельная искренность – вот что придаёт его размышлениям о литературе особую ценность.
Говорю это потому, что в последнее время в нашей литературной критике появилось очень много статей, написанных не по зову сердца, а с целью обозначить свою «партийную» позицию, свою принадлежность к тому или иному литературному сообществу, которое формируется не по сходству творческих интересов, а по наличию общего врага».
Далее он отмечает, что в книге «Горький август Серебряного века» духовные и нравственные реалии, безусловно, волнуют критика при анализе творчества знаковых поэтов Серебряного века – Александра Блока и Николая Гумилёва. Причём автор ведёт речь не только о поэтах, как таковых, но и об особенностях времени, в котором они жили и которое всегда накладывает существенный отпечаток на содержание и дух произведений. А поскольку Григорий Блехман является знатоком русской и мировой литературы, повествуя о поэтах Серебряного века, он подробно остановился на истоках и ходе развития одного из известнейших направлений в мировом искусстве – символизме, под ощутимым влиянием которого долгое время находились литература, живопись, музыка и театр русского Серебряного века.
Всем строем своей книги он призывает читателя вспомнить всё самое лучшее и самое светлое, что привнесла в нашу жизнь литература, на которой лежит печать высокого уважения к человеку, и разделить с ним, критиком, его глубокую любовь к этим выдающимся русским поэтам.
Завершает предисловие Юрий Лопусов блестяще: «Если допустима поэтическая метафора в духе Григория Блехмана, я назвал бы его счастливым садовником, который каждое утро входит в пронизанную солнцем стеклянную оранжерею, где благоухают прекрасные цветы – лучшие произведения современной эпохи и прошлых лет, – любуется их многоцветьем и мечтает о том, чтобы сегодняшний читатель, утративший в погоне за призраком «золотого тельца» способность чувствовать красоту этого мира, остановился на минутку и вдохнул чарующий аромат никогда не увядающего сада русской литературы, который, несмотря даже на горькие моменты тех или иных его «жителей», очищает наши души, позволяет нам подняться над суетой жизни и приблизиться к горним сияющим вершинам духа. Духа, которым и пронизана новая книга Григория Блехмана «Горький август Серебряного века»».
Владимир СМИРНОВ