«Не смейте забывать учителей…»Сирийская Арабская Республика. Город Латакия. 1972 г.

Памяти учителя Аллы Яковлевны Фурунджи

«Не смейте забывать учителей,
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей…»
Андрей Дементьев

У каждого из нас свои воспоминания о школе, об одноклассниках, нелюбимых школьных предметах и любимых уроках и, конечно же, – о наших учителях. О тех людях, что оставили след в душе, образы которых сопровождают всю жизнь, вдохновляют на добрые поступки и служат опорой в трудную минуту…
И это интервью газета «Победа» публикует, с благодарностью отдавая дань памяти и уважения одному из учителей, которого уже нет с нами. Прошлым летом на 87-м году жизни не стало замечательного человека и учителя, ветерана труда, ветерана народного образования, одного из старейших педагогов школы № 11 имени Героя Советского Союза А. В. Преснякова Аллы Яковлевны Фурунджи.
Сегодня корреспондент в гостях у супруга Аллы Фурунджи, Николая Михайловича. В этой комнате всё осталось, как было раньше, при жизни Аллы Яковлевны. На этажерке – большие экзотические раковины, привезённые с дальних морей, веточки пушистой вербы – в хрустальной вазе, уютная обстановка, которую создавала хозяйка. На столе, покрытом вышитой скатертью, – портрет Аллы Яковлевны, а в руках у Николая Михайловича – удостоверение ордена Трудового Красного Знамени, одно на двоих…
В нашей беседе Николай Михайлович рассказал о своей жизни, вспомнил о знакомстве с будущей женой Аллой Яковлевной, с которой они прожили вместе 63 года.

Война

«Не смейте забывать учителей…»
Учитель химии Алла Яковлевна Фурунджи. 1980-е годы

Детство Николая Фурунджи было не по-детски трудным. Отец ушёл воевать, больная мать осталась одна с маленьким сыном. Во время Великой Отечественной войны семья Николая Фурунджи жила в Старом Крыму, в доме неподалеку от леса. Николай Михайлович вспоминает, как во время вражеской оккупации Феодосии со своими друзьями помогал партизанам. Однажды мальчишки, рискуя жизнью, пробрались в лес к партизанам и рассказали о начавшейся зверской расправе карателей над мирными жителями и детьми. Этим своевременным предупреждением удалось спасти жизни остальных жителей.
После войны дом, в котором проживала семья, отдали в пользование правлению колхоза, но случилось так, что вырученную от этого небольшую сумму не успели положить в сберкассу, и она «сгорела» из-за наступившей денежной реформы. В семье не осталось ни жилья, ни средств к существованию. К счастью, осталась корова, а, значит, можно было спастись от голода.
Алле Яковлевне тоже в детстве пришлось несладко: в семье Анищенко было девять детей, она – самая младшая. Во время Великой Отечественной войны её старшие сестры одна за другой ушли на фронт, сражались в зенитных войсках, одна из них получила тяжёлое ранение.

Свадьба в день комсомола

Уходя на фронт, отец оставил сыну наказ обязательно окончить десятилетку. Николай Фурунджи выполнил его, и после окончания школы поступил в техническое училище в Севастополе на специальность слесаря по ремонту судовых систем и механизмов. Государственное обеспечение формой и стипендия в 50 рублей давали возможность помогать маме. После окончания он приехал работать на судостроительный завод №831 «Южная точка», ныне – это завод «Море».
– Один раз на танцплощадке увидел девушку. Сразу её заметил. Стоит такая красивая и статная. Почему-то сразу подумал, что будет моей женой. Говорю друзьям: «Ну всё, я пошёл». Пригласил на вальс, проводил домой. Потом каждые выходные бегал на танцы, чтобы увидеть её и довести до дома. Через два года, в 1959-м, мы поженились. Это произошло в день комсомола, 29 октября, – вспоминает Николай Михайлович, ласково называя в разговоре свою жену «Цыпой».

Учителем надо родиться

После окончания Симферопольского педагогического института по специальности «Химик-биолог» молодую учительницу Аллу Яковлевну направили по распределению в школу Горловки в Донецкой области. Через четыре года она вернулась в родную Феодосию и работала в городском интернате, в 60-х годах – преподавала химию в школе №7 поселка Приморский. Но всё-таки родной для неё стала школа № 11, в которой она проработала с самого основания учреждения около 40 лет, пройдя путь от учителя химии до завуча и заместителя директора. За эти годы она выпустила в большую жизнь сотни и сотни юных приморчан. Среди них – и автор этого материала.
Преподаватель химии Алла Фурунджи всегда знала, сколько усилий нужно приложить для того, чтобы на уроках её слушали, слышали и понимали. Настоящий талант учителя заключается не только в умении передать знания другому, но ещё – в умении делать трудные вещи лёгкими. Говорят, что учителем надо родиться.

«Не смейте забывать учителей…»

Преподавала химию Алла Яковлевна очень ярко и образно. Всё было ново, интересно и увлекательно. На ее уроках всегда стояла тишина. Многие сидели тихо из уважения к учителю, а кто-то становился неслышным и невидимым потому, что не хотел выходить к доске и писать «страшные» уравнения. Алле Яковлевне важно было влюбить нас в химические формулы, а это, конечно, задача не из простых. Поэтому она часто устраивала демонстрации химических реакций, ловко манипулируя пробирками и колбами с реагентами и катализаторами, проводила таинственные для нас эксперименты, превращая вещества в разные агрегатные состояния, сопровождающиеся выделением тепла и выпадением осадка.
«Вы всё бегаете и бегаете, как Добчинский и Бобчинский», – с укором говорила она нам с подругой, всегда торопящимся на большой перемене в столовую. Или во время урока кому-то из нас задавала вопрос по теме и после совсем краткого молчания сразу объявляла: «Садись. Два!». Хотя можно признаться честно, на уроках химии мы были в числе лучших учеников. На её уроках все сидели смирно и боялись ошибиться, потому что знали «её строгий взгляд». Умела Алла Яковлевна это сделать – никого не оскорбить, но глянуть так… Это и было самым страшным наказанием для нас. Боялись её все, но ценили за справедливость.
– Она была, скорее, не строгая, а дисциплинированная. И скрупулёзная: пока своего не добьётся, не успокоится. Но одно можно сказать точно, что быть учителем – это ее призвание, – говорит Николай Михайлович.
К её урокам мы всегда были готовы: исписанные формулами и уравнениями химических реакций толстые тетради и вызубренные правила запомнились надолго. И не просто запомнились, а пригодились, ведь конспекты на уроках химии составлялись для поступления в политех на химико-технологическую специальность. Она внушила нам, что без химии мы пропадем. В то время, без компьютеров и других достижений, только с мелом и тряпкой в руках и отличным знанием преподаваемого предмета учитель Алла Фурунджи добивалась высоких результатов и давала нам, ученикам, глубокие знания.

Орден на двоих

«Не смейте забывать учителей…»

В начале семидесятых годов прошлого века многонациональная группа из 39-ти человек из разных уголков Советского Союза была направлена в тогда ещё молодую Сирийскую Арабскую Республику для выполнения секретного специального задания, целью которого была модернизация на торпедных и ракетных катерах устаревшей системы радиолокационного опознавания надводных и воздушных целей. В этой группе был Николай Михайлович Фурунджи. Вместе с ним, конечно, поехала и его супруга.
Условия работы и проживания можно было без преувеличения назвать боевыми из-за частых налётов авиации и бомбардировок лагеря. Несмотря на трудности, группа задание выполнила на месяц раньше запланированного срока. Надо было возвращаться домой. И супруги Фурунджи решили добираться в Крым на круизном лайнере, который следовал по маршруту через Средиземное и Чёрное моря, через Сирию, Кипр, Египет и Грецию – родину предков Николая Михайловича.
– Побывали в Афинах. Вот в этой вазочке у меня хранится горсть мраморной крошки с Акрополя. Часть раздал друзьям и знакомым. Храню эту святыню вот уже полвека, – показывает собеседник небольшой хрустальный сосуд.
В 1978 году Николая Фурунджи вновь отправили в дальнюю командировку, только на Кубу, где в то время находилось с десяток наших теплоходов на подводных крыльях «Комета», выпускаемых на заводе «Море». Цель задания – организация станции технического обслуживания наших судов. За успешное выполнение специальных заданий правительства Николай Фурунджи был дважды награжден орденом Трудового Красного знамени. Его супруга тоже была представлена к такой награде. Только из-за бумажной неразберихи Алле Яковлевне так и не смогли вручить орден. Теперь в своё удостоверение участника боевых действий Николай Михайлович вкладывает фото супруги и говорит, что этот орден у них один на двоих.
Аллу Яковлевну помнят учителя Приморского, ветераны посёлка, выпускники школ № 7 и № 11. И эта светлая память о замечательной и доброй женщине, настоящей приморчанке, истинном учителе и воспитателе навсегда сохранится в их сердцах…

Эвелина ПОРТНАЯ,
фото из семейного архива Фурунджи

«Не смейте забывать учителей…»
В своё удостоверение участника боевых действий Николай Михайлович вкладывает
фото супруги. Ведь этот орден у них один на двоих