«Раньше думай о Родине, а потом о себе»

Трудно поверить, что на детство людей этого поколения выпали столь страшные испытания. И, конечно, достойно огромного уважения, что не смогли эти испытания сломить характер, силу духа и оптимизм.

В гостях у «Победы» – ветеран труда с 58-летним трудовым стажем, известная многим феодосийцам старшего поколения и молодёжи общественница, просто замечательная женщина и интересная собеседница Инна Игнатьевна Гринь. Когда началась война, ей было всего четыре года. Конечно, память ребёнка в этом возрасте не может досконально запечатлеть все моменты тех ужасных событий, но самые отчётливые воспоминания у Инны Игнатьевны всё же остались…

У меня вместо детского садика была война

«Раньше думай о Родине, а потом о себе»
Это фото своей маленькой дочки Инны отец пронёс через все фронтовые испытания. Фотография осталась на память и находится в семейном альбоме сына, Сергея Гриня

– Как началась война, не помню. Но знаю, что папа сразу ушёл на фронт, – вспоминает ветеран. – Мы жили в Краснодаре. Война для меня началась в обозе партизанского отряда. Помню, как по лесной дороге одна за другой едут телеги с семьями, в одной из них я, укутанная в одеяло. Партизанский отряд уходил в леса неподалёку от места Горячий Ключ. Остановились в частном доме, во дворе которого были вырыты траншеи. На следующий день начался страшнейший артобстрел. Бомбы свистели, всё вокруг громыхало. Мы все укрылись в траншеях, а мама с сестрой остались в доме. Бомба попала в одну часть дома. Я хотела побежать к маме, но волной от разорвавшегося снаряда меня подхватило, и кто-то вовремя успел схватить меня за платье и затащил обратно в траншею. К счастью, моя мама и сестра остались живы. После этого налёта командование партизанского отряда приняло решение, что гражданское население не может дальше идти с партизанами, и всех нас вернули в Краснодар.
А потом началась военная жизнь во время оккупации. В самом центре города на улице Красная располагалась старинная гостиница, сейчас на этом месте находится детский кукольный театр. В гостинице были огромные подвалы и коридор с 24-ю комнатами, в одной из них жила семья Инны. В комнате – только железная кровать. Мама уходила на работу, четырёхлетняя Инна оставалась дома. Когда наступила зима, все соседи объединились в одной комнате гостиницы, чтобы было теплее и не так страшно. В городе свирепствовали фашисты. Инна Игнатьевна помнит, как один раз увидела, как на улице немец подстрелил парнишку на велосипеде. А на рынке в центре города она видела повешенных, на шее у них были таблички «Он – партизан». Однажды семья, что жила с ними, мама и две девочки, ушли и не вернулись. Была облава, их поймали и увезли в «душегубку». По соседству, в комнате гостиницы, поселились фашисты. Там делали торты, а один немец каждый день ходил по остальным комнатам и забирал у всех еду, если какая-то была.

«Ребята, хватайте быстрее!»

«Раньше думай о Родине, а потом о себе»
Перед войной, с бабушкой. Инна – слева

На семью выдавали продовольственные карточки. Маленькая Инна вставала ночью, чтобы занять очередь в магазин за хлебом. Потом произошёл трагичный случай, у неё украли карточки. И тогда семья перестала получать даже это. К счастью, в городе жили люди, у которых было немного хлеба. И для девочки раз в три дня они собирали в кулёк остатки хлеба. В деревнях мама Инны выменивала на кукурузу кое-какую оставшуюся одежду. На самодельных жерновах лущеные кукурузные зёрна перемалывали в крупу, из которой её бабушка варила мамалыгу. Очень вкусная каша получалась, даже без масла, вспоминает Инна Гринь.
– В подвалах гостиницы у немцев хранились продукты. Однажды наши пленные разгружали машину с яблоками. А мы детвора сидели неподалёку и смотрели. И вдруг один из пленных как будто случайно спотыкается, роняет ящик с яблоками и кричит нам: «Ребята, хватайте быстрее!». Немец увидел и стал бить парня, заставил быстро собрать рассыпавшиеся яблоки. Но по одному каждый из нас успел схватить…, – вспоминает Инна Игнатьевна.
Однажды водитель, который возил одного немецкого генерала, предупредил семью, что бабушке как коммунистке, имеющей связь с партизанским отрядом, грозят застенки гестапо. Тогда девочку и её бабушку спрятали в заброшенном доме, где не было окон, только один просвет в потолке. Входная дверь заколочена крест-накрест, значит, был шанс, что сюда не придут фашисты.
– Еду нам приносила мама. В комнате стояла кровать с толстой периной, а под кроватью всегда было постелено. Когда начиналась бомбёжка, бабушка говорила мне прятаться под кровать, чтобы осколки от снаряда не долетели и застряли в перине. Так мы прятались полгода, – рссказывает Инна Гринь.

Освобождение и Победа

«Раньше думай о Родине, а потом о себе»

Также моя собеседница помнит, как в 1943-м году шли бои за Краснодар. Повсюду полыхало зарево, слышалась канонада, на улицах – пожары. Перед приходом Красной армии всю ночь женщины готовились к встрече с нашими солдатами, делали для них папиросы-самокрутки.
– Рано-рано утром мы вышли встречать наших. По Красной улице шла колонна пленных немцев, кто в чем был: кто-то в нижнем белье, кто-то в рубашках. Один идёт и ест пирожное, мы удивились: «Ух, фриц пирожное ест!». А мы встречали наших освободителей. Держу в руке папиросы и одному солдатику протягиваю. Запомнила, как подхватил он меня на руки, прижал к себе, а потом поднял высоко-высоко! – говорит Инна Игнатьевна.
– А День Победы я встречала в санатории, потому что заболела. Нас, всех ребятишек, вывели на центральную улицу, мы увидели, как город ликовал. Как все смеялись, радовались, кричали, плясали! Эта радость осталась в моей памяти навсегда.
Офицерская семья
Сразу после войны Инна Гринь пошла в школу. Но даже тогда с едой было трудно. Мама с работы приносила свёклу, это и был ужин. А кусочек макухи вообще считался лакомством…
В школе Инна Гринь всегда была активисткой, сначала – октябрёнком, потом – пионеркой, секретарём комсомола. В 1955 году она окончила школу и пошла работать в районную библиотеку, окончив Ростовский библиотечный техникум. В 1958 году вышла замуж за военнослужащего и уехала в Хабаровск, где, после окончания пединститута, работала в центральной городской библиотеке, была ведущей на радио и телевидении. Семья офицера жила в Биробиджане, Уссурийске, Орле, Грозном. В Приморском крае Инна Игнатьевна преподавала историю, в школу учительница ходила таёжными тропами семь километров. В 1974 году вместе с мужем переехала в Феодосию и устроилась на работу в библиотеку политехникума, где заведующей тогда была Аида Алексеевна Касаткина.
Тридцать семь лет, с 1975 по 2012 год Инна Гринь работала инструктором по культурно-художественной работе в Феодосийском Доме офицеров. Многие феодосийцы, конечно, помнят, как много здесь проводилось мероприятий, концертов, в том числе – и выездных выступлений в воинских частях, на учениях и кораблях, творческих вечеров и встреч с командованием флота и интересными людьми, сколько здесь работало кружков и секций! Этой патриотической работой с офицерами и матросами руководила Инна Игнатьевна. Начальники менялись, а она продолжала работать день и ночь. Инна Гринь награждена грамотой Президиума Верховного совета Крыма. Коллектив подводников выдвинул её на звание Заслуженный работник культуры. Но это звание она не получила, сказали, что не положено, ведь тогда ДОФ принадлежал Черноморскому флоту.

Главное богатство

«Раньше думай о Родине, а потом о себе»

Во время нашей беседы никак не покидал вопрос, как удалось удивительной женщине не растерять и пронести сквозь годы доброту и душевное отношение к людям?
– Главное в жизни сыграло моё воспитание. У всех нас в семье преданность Родине была самым основным принципом, – отвечает Инна Игнатьевна, – Когда-то уже после войны на бабушку напал грабитель, так она ему сказала: «Всё забери, партбилет оставь!». Конечно, воспитывалась я и на книгах Шолохова, Симонова, многих других писателей-фронтовиков. Сейчас мы рассказываем об авторах и книгах уже подрастающему поколению. А ещё, семья военного не задумывается о каких-то материальных ценностях, вот и мы не старались нажить богатство. Потому что знаешь: приказ, чемодан – в руки и переезд на новое место службы. Так живут все семьи и жёны офицеров. И я благодарна судьбе, что в моей жизни было столько интересного, я побывала в 52 городах нашей необъятной страны! А самое главное для меня, что в жизни всегда встречались люди, для которых любовь и защита Родины стояли на первом месте. И я тоже всегда жила по принципу «Раньше думай о Родине, потом о себе». Так я прожила всю жизнь – ради людей. И сына также воспитала.
Материальных ценностей Инна Игнатьевна не нажила. Зато есть у неё другое, самое главное богатство – родные, сын, внук и внучка, трое правнуков, которые радуют бабушку учёбой на одни пятёрки и тем, что могут в пятом классе самостоятельно собрать компьютер или спеть как Робертино Лоретти. Каждое лето они обязательно навещают бабушку Инну. И, конечно, её не забывает и заботливый сын, каждый день в одно и то же время обязательно звонит маме.
Каждое лето после Дня города Инна Игнатьевна ездит в родной город Краснодар. Когда оказывается там, где уже давно нет ни той гостиницы, ни того дома, где она пряталась с бабушкой, в памяти всплывают воспоминания из нерадостного военного детства и радостной послевоенной юности…
Сейчас Инна Игнатьевна на пенсии, но всё равно продолжает вести активный образ жизни. Более десяти лет Инна Гринь занимается плаванием в бассейне, по утрам на городской набережной вместе с Аидой Касаткиной делает упражнения и не пропускает ни одной массовой зарядки в городе, концерта или мероприятия. На набережной подкармливает птиц, поэтому её «знают» почти все местные голуби, а друг-баклан берёт у неё корм прямо с руки.
И, конечно, она активно занимается общественной деятельностью, работой по сохранению памяти о погибших героях. Вместе с молодёжью из школы-интерната, студентами техникумов, общественным советом «Храни и помни», Русской общиной они восстанавливают захоронения на старом кладбище Феодосии. В комплексном центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Феодосии и Русской общине вместе с Татьяной Голуб собирают посылки для бойцов СВО.
– Я горжусь, что меня жизнь связала с людьми, для которых Родина и Отечество являются главными в жизни. И очень хочется пожелать всем, чтобы не было в нашей жизни войны, не грохотали орудия, чтобы ярко светило солнце и можно было применить свои знания и умения для развития нашей страны, – пожелала в конце нашей беседы Инна Игнатьевна.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Инны Гринь