В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из ФеодосииФеодосийская делегация перед входом в штольню подземного комплекса

18 апреля, в День освобождения Балаклавы от немецко-фашистских захватчиков, этот города посетила представительная делегация из Феодосии.

Семьдесят девятый мирный апрель продолжает свое победное шествие по Крымскому полуострову дорогами красноармейцев – освободителей от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Совсем недавно эти славные даты отметили Керчь, Феодосия, Симферополь. А 18 апреля День освобождения отмечала Балаклава.
В сводке за 18 апреля 1944 года указывалось: «На Севастопольском направлении наши войска, сломив сопротивление противника, овладели районным центром Крыма городом Балаклава, а также с боями заняли населенные пункты Алсу [Морозовка], Камары [Оборонное], Кадыковка [ныне район Балаклавы], Кучук-Мускомья [Резервное], Батилиман». Стремительное советское наступление войск вынудило немецкий гарнизон покинуть Балаклаву за сутки до подхода наших войск. Вслед за войсками в порт города были переброшены торпедные катера, которые вместе с авиацией усилили натиск на отходившие из Севастополя немецкие конвои. С освобождением Балаклавы было завершено блокирование немецких войск на юго-западной оконечности Крымского полуострова, наши войска начали подготовку к решающему штурму севастопольского укрепрайона.

Представительную делегацию из Феодосии возглавлял председатель городского Общества ветеранов-подводников капитан 1-го ранга Юрий Елисеев. В состав делегации вошли ветераны-подводники, феодосийские кадеты и юнармейцы.
В ходе визита феодосийцы посетили Балаклавский подземный музейный комплекс и передали в музей на вечное хранение Краснознаменный флаг Феодосийского соединения подводных лодок.
Феодосийские ветераны ВМФ не в первый раз посещают этот уникальный подземный комплекс. «Победа» уже рассказывала о том, что 12 ноября 2021 года в подземный канал комплекса завели подводную лодку С-49 проекта 633РВ, которая длительное время базировалась в Феодосии и занималась обеспечением испытаний. После установки в сухой док она стала главной частью музейной экспозиции. А в прошлом году музею была торжественно передана рубочная доска с этой подлодки.
И если для ветеранов-подводников экскурсии по подземным штольням становятся уже привычными, то для молодых феодосийцев – восьми юнармейцев под командованием Владимира Перминова и девяти учащихся 5-го кадетского класса школы № 3 под руководством Натальи Варавиной посещение подземного объекта стало настоящим открытием. Им представилась возможность увидеть, какой титанический труд был проделан советскими инженерами и военными. Объект поражает своими масштабами. Подземный музейный комплекс – один из самых впечатляющих не только в Крыму, но и в России. Думаю, что и для читателей «Победы» более подробный рассказ об этом уникальном объекте будет интересен.

В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из Феодосии

Подземные тайны Балаклавы

Балаклава. Рыбацкий посёлок, который из тихого курортного местечка Российской Империи, воспетого в произведениях Куприна, превратился в сверхсекретный объект ВМФ СССР. Долгие годы, доступ к её тайнам имел ограниченный круг военнослужащих и местных жителей. Никто точно не знал, что скрывают в себе горы, окружающие эту красивую бухту, вплоть до самого распада Советского Союза.
Балаклавский подземный музейный комплекс (Объект 825 ГТС или К-825) – музей, расположенный на бывшей подземной базе подводных лодок. Объект 825 ГТС был секретным стратегическим военным объектом Советского Союза времён «холодной войны». Это был ответный ход на применение США ядерного оружия против Японии. Было принято решение о строительстве по всему СССР гидротехнических объектов для укрытия подводных лодок от ядерного удара. В период угрозы лодки с ядерным боезапасом должны были зайти в канал, переждать падение бомбы, а затем выйти и нанести ответный удар. Сооружения рассчитывались так, чтобы выдержать три бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается он в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты – вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале объекта могло разместиться семь подлодок указанных проектов. Длина канала 602 метра, глубина достигает восьми метров, а ширина колеблется от 12 до 22 метров. Общая площадь всех помещений и ходов 9600 квадратных метров, площадь подземной водной поверхности равна 5200 квадратным метрам.

В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из Феодосии
Краснознамённый флаг Феодосийского соединения подводных лодок
в руках директора музейного комплекса Павла Плеханова

В глубинах горы Таврос

После Второй мировой войны обе сверхдержавы – СССР и США – наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус – город превратился в закрытый район Севастополя.
Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200– 400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз – со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет – с 1953 по 1961 год. При строительстве было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база, предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия.
После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 1993– 2003 годах бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из Феодосии
Среди экспонатов музея не только подводные артефакты, но и космические

История «холодной войны» в холодных глубинах

Севастопольское «Морское собрание» предложило Балаклавской мэрии проект создания в противоатомном укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье «холодной войны». План развития экспозиции музея изначально предусматривал создание подводной экспозиции в канале завода, осушения сухого дока и установку в него списанной подводной лодки; восстановление помещений завода и минно-торпедной части, создания в них экспозиций, посвященных периоду «холодной войны», истории военно-морской базы и подземного завода.
В состав военно-морского музейного комплекса входят подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. К осмотру доступны зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.
В 2014 году объект перешёл под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации. В 2020– 2021 гг. специалистами военно-строительного комплекса Министерства обороны России была проведена масштабная реконструкция объекта, в результате которой не просто приведено в порядок первое в мире секретное гидротехническое сооружение, но и соединена история так называемого Объекта 825 с передовыми музейными технологиями.
Сегодня в музее действует экспозиция – «Подводные силы Черноморского флота 1944–1994 гг.». На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории ВМФ, о подводных лодках Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах «холодной войны». Для осмотра открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружения. В одной из штолен находится выставка раритетов Крымской войны 1853-1856 годов.
В 2021 году, после реконструкции, музей открылся в новом формате. Особая атмосфера уникального противоатомного подземного убежища дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.
Музей удостоен Премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства за 2021 год в номинации «Музейно-выставочная деятельность» за проект «Новая эра Балаклавского подземного музейного комплекса».

В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из Феодосии

Краснознамённый флаг Феодосийского соединения подводных лодок передан в Балаклавский музей

Торжественная передача Балаклавскому музею на вечное хранение Краснознаменного флага Феодосийского соединения подводных лодок состоялась в одном из залов подземного объекта. Ветераны-подводники выстроились в ряд с развернутыми знаменами – Андреевским флагом, Военно-Морским флагом СССР и флагом Феодосийской городской общественной организации «Подводник». Также в торжественном строю замерли юнармейцы и кадеты. Здесь же присутствовала и группа ветеранов-подводников из Севастополя во главе с руководителем ветеранского общества капитаном 1-го ранга Виталием Манторовым.
Обращаясь к присутствующим, Юрий Елисеев напомнил, что первое соединение подводных лодок на Чёрном море было организовано согласно Приказу по Морскому ведомству № 273 от 8 декабря 1907 года. В Феодосии субмарины впервые появились в сентябре 1923 года, и в последующем их заходы в порт стали регулярными. С первого дня Великой Отечественной войны подводные лодки Черноморского флота приняли активное участие в ведении подводной войны. О том, как воевали подводники Черноморского флота, говорит тот факт, что за период войны семеро из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи были награждены орденами и медалями, а само соединение стало Краснознаменным. За годы войны были потоплены 63 корабля и судов противника. Были потери и с нашей стороны: по различным причинам погибли 27 подлодок, 23 из которых не вернулись из боевых походов. Книга памяти хранит имена более тысячи погибших подводников.
В Феодосии Краснознаменное соединение подводных лодок, под различными наименованиями, базировалось с 1953 по 1996 года. Наряду с боевой подготовкой, это уникальное соединение занималось и обеспечением испытаний новых образцов оружия и вооружения. За успехи в боевой и политической подготовки, за успешное испытание нового оружия и вооружения десятки подводников в мирное время были награждены орденами и медалями.
Перед тем как торжественно передать директору Балаклавского музейного комплекса Павлу Плеханову на вечное хранение Краснознаменный флаг Феодосийского соединения подводных лодок, руководитель Феодосийского общества ветеранов-подводников выполнил еще одну миссию.
– Хочу сообщить, что решением совета общества Павел Николаевич единогласно принят в члены Феодосийской городской Общественной организации ветеранов-подводников ВМФ «Подводник» с вручением членского билета и уже оплаченными членскими взносами на 1000 лет вперед, то есть до 18 апреля 3023 года, – сказал Юрий Сергеевич, вручая с присущим ему чувством юмора членский билет директору музея.

В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из Феодосии
На палубе подводной лодки С-49

В железном чреве чёрной субмарины

Специально для феодосийской делегации была организована экскурсия на подводную лодку С-49. Это единственная уцелевшая подлодка подобного проекта в России. Свою службу лодка начинала на Северном флоте, но позже была переведена на Черноморский. История о том, как субмарина была заведена в Балаклавский подземный музейный комплекс, заслуживает отдельного рассказа. В то, что главным экспонатом здесь станет настоящая подводная лодка, совсем недавно многие не верили.
По рассказам очевидцев этой уникальной операции, в конце августа 2021 года от своего причала в Южной бухте лодка была отбуксирована на ремонт в сухой док на Северной стороне. За длительный срок простоя внешний корпус пришёл почти в полную негодность. Было полностью заменено 90 процентов покрытия. За два месяца внешний вид лодки был приведён в идеальное состояние. 8 ноября 2021 года начался первый этап транспортировки. На некоторое время лодка была отбуксирована к своему прежнему место стоянки в Южную бухту. Это также понадобилось и для того, чтобы посмотреть, как лодка будет себя вести на воде.

В «Подземелье «холодной войны» – ещё один экспонат из Феодосии
Самыми любопытными из юных феодосийцев были девчонки из кадетского класса

Решающий день наступил 12 ноября. Транспортировкой занималось три буксира. Два для совершения точных манёвров, а третий исключительно для движения по морю. Благодаря большому буксиру, лодка в кратчайшие сроки была доставлена к входу в Балаклавскую бухту. Вся операция заняла около восьми часов. Лодку отцепили от большого буксира и перецепили на маленькие. Начался самый ответственный момент операции. Те, кто наблюдал за этой операцией, рассказывают, что заводить лодку стали кормой вперёд. Это сделали для удобства маневрирования перед входом в штольню и в самой бухте. За столько лет места там стало намного меньше из-за причалов и яхт. После того как лодку подвели к входу в подземный тоннель, началась самая ответственная фаза – поворот и затягивание лодки в док. В самом доке была установлена лебёдка, с помощью которой лодку затягивали внутрь. Медленно и аккуратно лодка входила в штольню. Кстати, раньше все входы и выходы в объект закрывала маскировочная сетка. Перед тем как лодку установили в музей, был полностью осушен и подготовлен сухой док, который не функционировал более 30 лет. Для установки лодки в доке были специально отлиты и подготовлены кильблоки, на которых и стоит главный музейный экспонат.
Во время экскурсии по музею спуститься внутрь подлодки было позволено лишь юным феодосийцам. Уверен, что эти минуты запомнятся им на всю жизнь. С соблюдением всех предосторожностей феодосийские юнармейцы и кадеты при страховочном сопровождении сотрудников музея по одному спускались в люк огромного железного туловища субмарины. Конечно, им было страшновато, но виду они не подавали. А как же иначе? Ведь они – будущие защитники своей Родины! К тому же родом из Феодосии – города воинской славы!

Василий ЕЖОВ, фото автора