Звонки «сотрудников банка» и «ваш родственник попал в ДТП»Начальник Следственного отдела МВД России по г.Феодосия подполковник юстиции Ольга Данилова

Что нужно знать о самых распространённых схемах обмана

Мошенничество под предлогом «ваш родственник попал в ДТП» продолжает быть актуальным, несмотря на постоянное информирование населения и просьбы быть внимательными к своим сбережениям. Конечно, данная схема направлена на самых доверчивых граждан, как правило – пожилых людей, которые готовы отдать последние деньги и ценности, лишь бы с их близкими ничего не случилось.

О том, почему люди продолжают доверять мошенникам и как этого избежать, рассказала начальник Следственного отдела МВД России по г.Феодосия подполковник юстиции Ольга Данилова.

– Ольга Юрьевна, расскажите о схемах мошенничества, которые наиболее популярны в нашем округе.
– Мошенничество – это основной вид преступлений, который совершается на территории Феодосийского округа. Хотя такая ситуация не только у нас, по Крыму и всей России в том числе. С развитием информационных технологий самым популярным стало дистанционное мошенничество. Основными жертвами таких действий становятся люди пожилого возраста, пенсионеры. Кроме схемы «ваш родственник попал в ДТП», еще большой популярностью у мошенников пользуются звонки так называемых «сотрудников банка».
У нас в отделе разработан целый ряд мероприятий, направленных на профилактику дистанционного мошенничества. Участковые проводят разъяснительные беседы с гражданами, раздают памятки действий в случае, если вам поступил такой звонок. Сейчас такие памятки размещены на экранах банкоматов, а также в виде объявлений развешены на остановках общественного транспорта, на информационных щитах у подъездов многоэтажных домов.

– Расскажите подробнее об этой схеме обмана. Что должно насторожить и как себя вести в случае звонка от «сотрудника банка»?
– В первую очередь, подставные сотрудники банка звонят гражданам не по номеру мобильного оператора, а через социальные сети, мессенджеры: это Телеграмм, Вайбер, Вацапп и по номеру домашнего стационарного телефона. Если звонок поступил именно через эти сети, то однозначно можно говорить о том, что звонят мошенники. Трубку не берите, а если ответили на звонок, то сразу же отключитесь.
Следующий момент, который должен насторожить, это просьба предоставить какие-то личные данные, номер карты или цифры на ее обороте, пароль. Как я уже говорила ранее, настоящим сотрудникам банка данная информация не требуется. Кроме того, мошенники, бывает, просят подойти к банкомату и выполнить какие-то действия. Подчеркиваю, для подобных действий сотрудники банка обязательно пригласят клиента в офис. Никакая смена паролей или данных счета для его безопасности не проходит дистанционно. Это нужно запомнить каждому.
И еще отмечу, что были случаи, когда так называемые «сотрудники банка» звонили с предложением принять участие в акции, быстро выиграть деньги или подключить какую-нибудь полезную услугу бесплатно. Для этого требовалось скачать и установить приложение на телефон или открыть ссылку в сообщении. Данная ссылка или приложение дает мошенникам удаленный доступ к телефону, и таким образом они заходят в интернет-банкинг и переводят все имеющие у вас средства на свои счета. Кстати, попадали в это ловушку граждане средних лет, которые свободно разбираются в современных технологиях и уже не так доверчивы, как пенсионеры.

– Каков алгоритм действий, что нужно сделать в первую очередь?
– Успокоиться. Никакой паники – это самое главное. Дистанционное мошенничество как раз рассчитано на то, чтобы вывести человека из равновесия, повергнуть его в шоковое состояние, чтобы мозг отключился, тогда им легко управлять, манипулировать. Мошенники, к сожалению, хорошие психологи. Они своим спокойным, уверенным голосом «ведут» человека. Схема такова: звонок – шоковая информация – решение проблемы (скажите пароль, номер карты, скачайте ссылку или приложение). И человек попадается на удочку, он ведом, легко управляем, как следствие – обман и потеря денег.
Поэтому необходимо взять паузу, положить трубку и позвонить в банк. Можно на «горячую линию», номер которой указан на оборотней стороне пластиковой карты, можно сотруднику вашего отделения банка, если у вас есть такой номер. Если не получилось в банк, тогда в полицию, на номер 102, и спросить действительно ли сотрудникам банка требуются такие данные. В конце концов, позвоните близкому человеку, посоветуйтесь, важно не оставаться с этой проблемой один на один. Как только человек сделал паузу, он успокаивается, «включает» голову, понимает, что это обман. Данная мошенническая схема работает только в условиях скорости, все надо делать быстро – быстро скачать, перевести на другой счет, быстро пойти к банкомату. Это делается для того, чтобы не дать человеку время подумать.

– Давайте теперь поговорим о другой распространенной схеме: «ваш родственник попал в ДТП». Как она работает?
– Отмечу, что эта схема впервые появилась лет пять назад, может, немного раньше. Тогда была целая серия случаев и в округе, и по Крыму, но потом все стихло. И вот теперь началась новая волна. Правда, схема все та же.
С гражданином созванивается неопределенное лицо, как правило, не находящееся в этом городе, из другого региона. В первую очередь мошенники выбирают домашние телефоны, потому что ими пользуются пожилые люди. На том конце провода представляются сотрудниками полиции, прокуратуры, Следственного комитета, рассказывают, что ваш сын (дочь, внук, внучка) попал в серьезное ДТП или задержан, поэтому необходимы денежные средства, чтобы решить вопрос. К сожалению, граждане охотно передают свои сбережения для «решения вопроса». Поводы могут быть различными, но схема одна: требуются деньги и сейчас наш курьер придет за ними, подготовьте все для передачи. Сумма обычно озвучивается довольно крупная – 300-400 тысяч. Если предложенной суммы нет, то мошенник спрашивает: «а сколько есть?», «сейчас передайте сколько есть, остальное – потом». И еще для того, чтобы отвести подозрения, предлагается вместе с деньгами собрать пакет с вещами или приготовить постельное белье, предметы первой необходимости. Таким образом переключается внимание, человек уже думает, что ему надо положить в сумку, кроме денег. Затем мошенник говорит, что через несколько минут приедет Иван, Дмитрий, Степан (называется конкретное имя), передайте ему вещи и деньги. И пока человек собирает вещи, приходит названный молодой человек, представляется, забирает сумку, деньги и исчезает.
В данный момент у нас, на территории Феодосии, задержаны уже более 8 лиц, которые были курьерами в такой мошеннической схеме. Они находятся под стражей, ведется следствие.

– Откуда эти люди? Они крымчане?
– Они жители Крыма, несколько из них из других регионов материковой части России. Это очень легкий способ заработка. Эти курьеры рассказали, что нашли объявления о подработке на официальных сайтах вакансий в сети интернет. Связавшись с предполагаемым «работодателем», им сказали, что они будут работать курьером, нужно будет осуществлять следующие действия. Четко сообщался адрес, что нужно сказать, как представиться и куда перевести полученные деньги.
Хочу отметить, что между совершением обмана и получением на счет мошенника денежных средств проходит очень короткий промежуток времени. Курьер идет к ближайшему терминалу и переводит средства на указанный счет. Когда сотрудники полиции задерживают курьера, у него уже нет денежных средств. У нас был всего один случай, когда наши сотрудники задержали курьера вместе с пропавшей суммой. Гонорар курьеров был около 20-30 тысяч рублей за один такой случай обмана. Как правило, их заработок составляет процент от перечисленной суммы на счет мошенника.

– Получается, что главный виновник преступления остается в тени?
– Да, кураторы являются организаторами и, так сказать, идейными вдохновителями данной мошеннической схемы. Они же и получают основной «доход». Кураторы все делают дистанционно, поэтому их отследить тяжело. Для их поимки требуется время и сложная процедура для отслеживания перемещения средств по счетам. Кураторы через интернет находят людей, которые потом становятся курьерами, в телефонном режиме дают им инструкции. Обычно курьерами становятся безработные молодые люди, 19-25 лет, без образования. Они не работают, им хочется легких денег, при этом побыстрее и побольше. Вот такая категория людей охотно соглашается на данный незаконный вид заработка. Понятно, что эти люди стали виновниками совершенного мошенничества и понесут положенное наказание. В отличие от кураторов, курьеров установить и разыскать намного легче.

– А есть ли надежда вернуть свои деньги?
– Как правило, родители не знают, чем зарабатывают их дети. Был случай, когда мы задержали курьера, он уже перевел деньги на указанный расчетный счет, созвонились с его родителями, они приехали и возместили пострадавшим оказанный ущерб. Но так бывает редко. Обычно родные не в состоянии выплатить всю сумму, поэтому по решению суда виновных обязывают выплачивать похищенные деньги. Конечно, это занимает продолжительный период времени, потому что суммы большие, сотни тысяч.

– Как действовать человеку в случае звонка от имени правоохранительных органов?
– Во-первых, сотрудники полиции не решают вопросы таким путем, и граждане должны это понимать. Дача взятки – это незаконно. Во-вторых, если действительно что-то случилось с вашим родственником, допустим, он был задержан. В таком случае сотрудники горотдела сами придут по месту проживания, никто не ведет переговоры в телефонном режиме. Это может быть участковый или сотрудники следственного отдела, одетые в форму и имеющие при себе в обязательном порядке соответствующее удостоверение.
В случае звонка по схеме «ваш родственник попал в ДТП» алгоритм действий тот же, что и при звонке предполагаемого сотрудника банка. Нужно взять паузу и подумать. Нельзя принимать поспешных решений, действовать сгоряча, в панике. Обязательно созвонитесь с человеком, который якобы в беде, если нет связи или не берет трубку, свяжитесь с другим родственником, обсудите ситуацию. Главное – не оставаться один на один с этим. А лучше всего, позвоните в полицию и уточните информацию, действительно ли такой гражданин был задержан. У нас были уже такие случаи, когда нашим дежурным звонили и спрашивали. И дежурные разъясняли, что это мошенники, ни в коем случае не передавайте деньги.

– Ольга Юрьевна, что посоветуете нашим читателям, чтобы не стать жертвой мошенников?
– Конечно, сохранять спокойствие, как бы не было трудно это сделать. Необходимо положить трубку, сделать паузу и обязательно проверить поступившую информацию. Позвонить в отделение банка, если это звонок по поводу безопасности карты или счетов, позвонить в полицию на номер 102, если это звонок по схеме «ваш родственник попал в беду». И еще важно помнить, что за сохранность своих сбережений отвечает лично гражданин. Ответственности за переводы денежных средств третьим лицам банки не несут.

Подготовила Виктория ФОМИНА, фото автора