Сила притяжения КомовскихА.Комовский. «Золотистые холмы. Коктебель». Оргалит, масло. 1987 г.

Творческая среда Крыма, и особенно восточной его части, прекрасно знает род Комовских.

Все, кто бывает в Коктебеле на выставке «Подзаборники», которая проходит два раза в год, непременно обращают внимание на дом, что стоит рядом с лавкой Наташи Туркии: здесь из поколения в поколение живут Комовские. Родовое гнездо на улице Серова щедро принимает гостей, калитка во двор дома днем и ночью всегда открыта. Зайдем и мы, поговорим, узнаем больше о хозяевах, о творчестве и наследии Комовских.
Моя культура не позволяет мне пользоваться гостеприимством и вот так вот, сходу, с улицы зайти и сказать: «Здравствуйте, я к вам». Но это желание преследует меня каждый раз, когда я оказываюсь в Коктебеле на улице Серова. Старый дом с неровными белыми стенами, небольшими арочными окошечками напоминает древний мини-замок. Дед Андрея в 1955 году купил здесь участок земли и построил дом. Ну а в 1956 году у него родился внук – Андрей. И сейчас, спустя годы, когда из Москвы Андрей и Наталия Комовские приезжают сюда, по ночам долго горит свет в мастерской и, проходя мимо, легко угадывается фигура мастера, под кистью которого рождается новое творение.

Фотоработы Аркадия Комовского

Несколько лет назад, кажется, это было в 2021 году, гуляя на «Подзаборниках» вдоль стен домов и рассматривая картины, общаясь с художниками, я увидела фотографии, от которых невозможно было оторваться: с больших снимков формата А4 на меня смотрели веснушчатые лица подростков, полные радости беззаботного детства, люди, собаки, сцены у моря. Там была душа, жизнь. Так я узнала, что вдоль стен дома Комовских расположились работы легендарного фотографа и деятеля культуры Аркадия Комовского. В тот год Аркадию Григорьевичу исполнилось бы 115 лет, и сын, бережно храня о нем добрую память, дал нам возможность еще раз прикоснуться к его творчеству.

Старик с тележкой

Андрей Комовский родился в 1956 году в Москве, профессиональный художник, как я уже сказала, из рода «старых коктебельцев». Да и большую часть времени он проводит именно здесь, в Крыму, в доме, где он вырос и был воспитан на примерах отца и деда.
Дед Андрея, Григорий Феодорович – профессор, выдающийся ученый и изобретатель. Он руководил лабораторией Института редких металлов и изучал космические вещества: метеориты и мельчайшие частицы космической пыли.
По воспоминаниям старожилов поселка Коктебель, будучи уже в преклонном возрасте, профессор в маленькой шапочке, похожей на тюбетейку, ходил по дорогам, всегда волоча за собой самодельную деревянную тележку с большим магнитом. К магниту с грохотом притягивались валяющиеся то тут, то там различные гайки и гвозди, какие-то железки, а когда их прилипало уже много – старик останавливался и начинал их «сортировать». Из всего «улова» он выбирал только то, что могло быть родом из космоса, заворачивал аккуратно найденное в бумагу, складывал и тянул тележку дальше.

В доме Волошина

Комовские дружили с вдовой Максимилиана Волошина – Марией Степановной.
– По приглашению Марии Степановны мы с отцом часто бывали в доме Волошина на всех званых и незваных поэтических и музыкальных вечерах. Папа подарил ей свой альбом со стихами, а она ему – акварель Максимилиана Волошина со своей дарственной надписью, – вспоминает Андрей Комовский. Он помнит, как будучи еще лет семи его пускали в волошинскую библиотеку, и он читал там книги. Конечно, окружение столь высоких творцов, сама атмосфера, дух творческого Коктебеля способствовали тому, чтобы Андрей вырос и стал художником. А когда он писал диплом по окончании Суриковского художественного института, то темой его работы стала серия офортов, посвященных волошинскому дому.

«На летней практике»

И вот сейчас в Феодосийском музее А.С. Грина проходит выставка картин Андрея и Наталии Комовских. Увидев их, вы сами поймете, до какой степени они ценны нашему краю. На них Восточный Крым, любовь к нему, история и жизнь.
Творчество Андрея разнопланово, но все же история семьи и старый Коктебель стали одной из его главных тем, вдохновляющих на создание новых полотен.
Вот картина Комовского «На летней практике» (холст, масло, 1982 г.). Солнечно, теплый и ясный летний день, ученики на пленэре. Кто-то усадил на пенек под деревья натурщика, он явно уже пенсионного возраста. На дерево забрался шкодник подросток и с любопытством наблюдает за происходящим, ища общения.

Глубина графических работ

Очень талантливы и глубоки графические студенческие работы Андрея. Старые городские улицы еще с одноэтажными и двухэтажными домами и маковками церквей, набережные, высокие дома и шпили. И за этими серыми городскими пейзажами так много стоит и погружает в размышления. Сложно поверить в то, что это работы еще студента…
Женские портреты Комовского несут в себе усталость прекрасной половины человечества. Позы, взгляды, расположение рук и прочие детали говорят нам о том, что на хрупких женских плечах лежит много ответственности. Думы вовсе не о любви и безоблачном счастье, слишком много забот.

«Тени предков» на дорогах Коктебеля

Мастер разнопланов. Мы видим и прекрасные натюрморты, как с китайским блюдом (холст, масло, 1979 г.). Теплом пропитана серия работ «Тени предков», посвящена она родным и жизни по большей части в Коктебеле, это мы видим на полотнах «С дедушкой в Коктебеле», «Моя бабушка. Новая квартира на Зубовском бульваре», «Я с мамой в Коктебеле», «Бабушка и папа в Крыму».
Неповторимые пейзажи вместе с историческими фактами предстают перед нами на картинах «Въезд в Коктебель Петра Энгельмейера», «Золотистые холмы. Коктебель», «Старый, старый Коктебель», «Магический въезд в Коктебель». Тема Коктебеля проходит и через творчество Наталии Комовской, работы мастеров представляют целостную композиционную картину в выставочном зале.
Выставка работ Андрея и Наталии Комовских в Феодосийском литературно-мемориальном музее А.С. Грина продлится до девятого сентября, успейте ее посетить.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора