Художник на войне

В январе 2022 года широко отмечался большой юбилей – 150-летие со дня рождения выдающегося феодосийского художника К.Ф. Богаевского, Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эту дату отмечали музеи, библиотеки, учебные заведения, во многих городах России прошли научные конференции, в том числе и в Крыму.

Достойно отметили эту дату и в Феодосии, родном городе блистательного живописца.
Творческая биография Константина Фёдоровича Богаевского и его вклад в русское и мировое изобразительное искусство были отражены в работах целого ряда исследователей.
Но до последнего времени был мало исследован период его жизни, связанный с прохождением службы в г. Севастополе во время Первой мировой войны.
В сентябре 2022 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция в Севастополе под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования в связи с юбилейной датой К.Ф. Богаевского.
Один из докладов, представленный научным сотрудником, доцентом Севастопольского государственного университета Т.Н. Нечаевой, был посвящен, севастопольской службе К.Ф. Богаевского во время Первой мировой…
Этот малоизученный период его жизни (1914-1918) несправедливо недооценен. И спасибо Т.Н. Нечаевой за ее архивные изыскания и найденные материалы, поиски достоверной информации, которая всё выпадала из поля зрения искусствоведов и биографов, так как в списке законченных работ художника нет ни одной, что соответствовала бы этим годам.
А причина – армейская служба К.Ф. Богаевского. Согласно архивным данным, это строительные роты, в которых образцовым командиром одной из них служил вольноопределяющимся (т.е. добровольцем) художник. Такие военные подразделения работали на возведении современных мощных фортификационных сооружений, предназначенных для защиты береговой линии Севастополя с юга, а также на Северной стороне и мысе Херсонес. На этих секретных, охраняемых объектах в окрестностях города были запрещены фотосъёмка или зарисовки. В своей статье я цитирую выдержки из текста доклада Т.Н. Нечаевой.
1914 год – началась Первая мировая война.
В первые же месяцы войны на Черном море развернулись активные боевые действия: турецко-германский флот обстрелял российские приморские города: Одессу, Севастополь, Новороссийск, Феодосию – родной город художника.
Крым был объявлен прифронтовой полосой. Началась мобилизация. Помимо призыва военнослужащих, под ружье были поставлены и ратники ополчения. Среди которых был и доброволец К.Ф. Богаевский.
В начале прапорщик крепостной ополченской роты, а почти через год его назначают командиром 88 рабочей роты. Константин Фёдорович честно и ответственно исполнял свой воинский долг, о чем свидетельствует отзыв ратного капитана Егулова: «У меня такого вольноопределяющегося, как Богаевский, не было и не будет».
Подтверждение тому – орден Св. Станислава третьей степени, которым он был награжден в августе 1915 года. Твердая гражданская позиция Богаевского восхищала друзей, и вместе с тем вызывала беспокойство за его судьбу как художника.
А.М. Петрова, общая знакомая Волошина и Богаевского, писала: «Тончайший, глубочайший художник, он уже во второй призыв, весь гражданин-воин, вызывающий к себе одно сплошное уважение».
Его патриотический порыв был настолько искренен, что даже мать Волошина, Елена Оттобальдовна, считала, что «он не мог бы не только в дальнейшем творить, но и жить, не выполнив своего личного долга до конца».
В 1918 году Константин Фёдорович возвращается после демобилизации в родную Феодосию – приводит в порядок запущенную мастерскую и … уничтожает ряд своих старых картин. Война становится своеобразным водоразделом в его творчестве, временем переосмысления тематики, стилистики и осознанием особой роли, отведенной ему в социуме. И следующие годы творчества – это работы по сохранению культурного наследия России, Крыма, командировки на строящиеся индустриальные гиганты Донбасса, нефтяные вышки в Баку, работы в период первых пятилеток, зарисовка храмов, церквей Крыма, Феодосии, города будущего, четыре панно для сельскохозяйственной выставки в Москве, три ярчайших пейзажных панно для известного особняка С.П. Рябушинского в Москве, где в настоящее время находится приёмная Министерства иностранных дел Российской Федерации, где проходят встречи дипломатических представителей глав государств, политических деятелей на фоне панно К.Ф. Богаевского.
Долго и много можно перечислять многогранное творчество художника, оставившего огромное свое наследие. Очень хочется пожелать феодосийцам – знакомьтесь с творчеством великого художника, оно несет свет, тепло, радость и исторические знания.
Хочется закончить словами М.А. Волошина – «между тем Богаевский был рожден таким же исключительным живописцем земли, как Айвазовский моря».

А. Касаткина, ветеран Великой Отечественной войны

Один комментарий к “Художник на войне”

Обсуждение закрыто.