Воспоминания о детской поэтессе и художнице Ирине МахонинойТатьяна Пермесская показывает иллюстрации к детским книжкам, которые рисовала её подруга

В гости к подруге детской поэтессы Ирины Махониной мы пошли с 10-классницей Сарой и ученицей 4-го класса Дариной.

Девочки отправились со мной к Татьяне Пермесской неслучайно: Дарина проявила интерес к стихотворениям этой поэтессы, когда летом принимала участие в творческой встрече «Орджоникидзе литературно-кинематографический». А Сара живёт в Коктебеле, её мама знакома с Татьяной Коноваловой, родственницей ещё одной подруги Ирины Махониной, которую мы навестим позже.
Татьяна Юрьевна бережно хранит память о своей подруге уже более 30 лет. Она рассказала нам о таких историях из жизни Ирины Махониной, о которых раньше никто не знал. Показала такие фотографии, которые много лет никто не видел. У неё сохранились картины детской поэтессы, ведь она была ещё и художницей. А также вырезки из газет и детские книжки, изданные при жизни Ирины Николаевны. Кроме этого, Татьяна Юрьевна хранит и обрамляет сохранившиеся иллюстрации Ирины к её стихотворениям.
Оказывается Ирина Махонина в молодости около 10 лет жила и работала в Орджоникидзе, в не так давно построенном Доме Культуры, здесь же познакомилась со своим будущем мужем Юрием, у которого в поселковом ДК была творческая мастерская. Нам даже удалось узнать дом и квартиру, в которой они жили.
Позже, в 1970-х, Ирина с мужем переехала в Феодосию, где работала научным сотрудником в недавно открывшемся музее А.С. Грина.
Последний этап её биографии связан с жизнью и работой в Коктебеле – в также недавно открытом Доме-музее М.А. Волошина, где она была и научным сотрудником, и экскурсоводом.
Умерла Ирина Николаевна в 1992 году – в результате случившегося с ней повторного инфаркта. Похоронена на Коктебельском кладбище.
В интернете можно прочитать, что Ирина Махонина была в Японии, где представляла СССР на Международной книжной выставке. На самом деле ни в какую Японию Ирина Николаевна, конечно, не ездила. Просто одна из её книг, переведённая на японский язык, экспонировалась на этой выставке. Ирина Махонина даже не была членом Союза писателей СССР, несмотря на написанные и изданные 8 книг. Её туда не принимали, так как после первого инфаркта, произошедшего с ней в 1977 году, она стала глубоко верующим человеком, а это шло вразрез с идеологией советских писателей.
Во время визита мы узнали и много других интересных историй из жизни детской поэтессы: она жила достаточно скромно, до переезда в Крым у неё был первый неудачный брак, она вела обширные переписки, дружила с другими поэтами, писателями и художниками – своими современниками, постоянно сочиняла рифмы и редактировала свои собственные стихи. Ирина очень любила детей, но собственных детей у неё не было. Мы знаем и почему так произошло. Она говорила, что её дети – это её детские книжки.
Татьяна Пермесская планирует передать часть своего архива в Орджоникидзевскую поселковую библиотеку, а мы с юными читательницами продолжим собирать информацию о детской поэтессе. Так, в следующий раз, в Коктебеле мы планируем изучить переписку Ирины Махониной с коктебельской художницей Ниной Коноваловой. В будущем, когда мы соберём достаточно сведений, библиотека посёлка Орджоникидзе, вероятно, будет переименована и станет носить имя детской поэтессы Ирины Махониной.

Антон КОЛОБОВ, фото автора