Игорь Гаврилюк: Осознанный выбор

Выбор профессии – одна из самых важных задач, которую обязательно приходится решать каждому из нас. Это решение является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека.

В связи с 30-летием со дня принятия Конституции России, я побеседовала с человеком, который выбрал делом своей жизни – служение закону, государству и гражданам, многолетним трудом вносящий свой вклад в развитие судебной системы, – председателем Феодосийского городского суда Республики Крым Игорем Гаврилюком.

– Игорь Иванович, ваш профессиональный выбор обусловлен служением людям и закону, в том числе Основному – Конституции Российской Федерации. Как пришло понимание, что это ваш путь?
– На момент выбора моей будущей профессии я посчитал юриспруденцию наиболее перспективной, так как она имеет множество применений, а правовые отношения окружают каждого буквально ежедневно. Поэтому я поступил учиться в юридический вуз. После его окончания работал в Министерстве юстиции Республики Крым: сначала в правовом отделе, потом в отделе организационного обеспечения деятельности судов, где ближе познакомился с судьями и их работой. Приобретя практические навыки и умения в области правоприменения, у меня возникло желание самостоятельно принимать решения, что подтолкнуло к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. В настоящее время стаж моей работы в этой должности приблизился к тридцатилетней отметке.

– Что, на ваш взгляд, предполагает осознанный подход к работе судьи?
– О профессиональной подготовке, как и о таких базовых качествах, как ответственность и принципиальность, говорить, я думаю, не стоит – это основа основ. Отмечу знания, умения и навыки более широкого спектра. Судья должен быть многогранным, многосторонним, компетентным в различных областях знаний. Ему необходима способность к постоянному самообразованию, обучению в течение всего профессионального пути. Умение быстро осваивать новое, интегрировать в свою систему знаний новые подходы. Немаловажно также обладать навыком публичных выступлений, владеть ораторским искусством и в то же время уметь ясно, четко, доступным языком излагать свои мысли на бумаге. Как сказал Н.А. Некрасов, «чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Нельзя обойти стороной вопрос грамотности – это даже не обсуждается. С учетом скорости развития общества современный судья обязан уметь легко и быстро ориентироваться в информационных потоках. Важно также умение концентрироваться, планировать, правильно распоряжаться временем в условиях постоянной высокой нагрузки, правильно расставлять приоритеты, в условиях рутинной работы эффективно организовать свою деятельность. Особо отмечу: работа судьи – это прежде всего работа человека с человеком. И в этом отношении судья должен уметь слушать и слышать, справляться с большой эмоциональной нагрузкой, обладать навыками самоконтроля, быть выносливым, стрессоустойчивым.

– Существует ли у судей риск профессионального выгорания и профессиональной деформации?
– Карьера судьи изначально подразумевает профессиональное долголетие – не случайно же и закон определяет предельный возраст нахождения в должности – 70 лет. Однако работа судьи связана с регулярным общением с другими людьми, в том числе и с восприятием их эмоциональных переживаний, накоплением негативной информации и энергетики, большой ответственностью за принимаемые решения. Не секрет, что судья во многих сферах человеческой жизни весьма ограничен, поэтому риск физического и психического истощения не исключается. В моем видении профессиональное выгорание – категория весьма субъективная. И начинать разговор о ней надо с постановки вопросов к самому себе: достаточно ли хорошо я справляюсь с работой? Способен ли я контролировать этот поток? Могу ли я и дальше делать свою работу хорошо? И если ответы на эти вопросы отрицательные или неопределенные, если выполнять все перечисленное уже становится трудно, то, значит, действительно пришло время остановиться. Однако у каждого судьи есть свой способ этого избежать. Для меня главное не забывать, что работа – это часть жизни и за стенами суда есть много интересного. Нужно научиться разделять работу и личную жизнь, уметь управлять стрессом, гасить отрицательные эмоции, переключаться на отдых, не давать работе захватить все ваше время и вытеснить все остальные интересы. В трудных ситуациях, я полагаю, главное не копить негатив, а искать пути сохранить и профессию, и собственную личность.

– Что самое сложное для вас в работе судьи?
– На мой взгляд, самая большая трудность в работе – это недостаток времени. Большую роль в ее преодолении играет организация работы, постановка задач и контроль их исполнения. В качестве председателя суда вопрос нехватки времени стоит еще острее, потому как наш рабочий день не заканчивается по расписанию в 18 часов, для эффективной реализации своих полномочий необходимо заниматься самообразованием и изучением дополнительного материала в нерабочее время. Профессия судьи – это полная самоотдача, поэтому в системе почти нет случайных и равнодушных людей, здесь все фанаты, для которых мантия – это символ, а не рабочая одежда. Случайные люди – это как раз люди равнодушные, они не выдерживают напряжения и уходят, причём это касается не только судей, но и работников аппарата суда. Судья обязан любить свою профессию и быть готовым жить ею, а не по расписанию с 9 утра до 18 вечера.

– А что облегчает работу судей?
– Безусловно, это современные информационные технологии. Объемы работы в суде всегда были немалыми, перед судьями всегда стояло и стоит много задач, так есть сейчас, так было и раньше. Но если сегодня у каждого из нас на столе персональный компьютер и мы обеспечены всей необходимой оргтехникой, то, когда я начинал работать, – на десять судей приходилось всего две машинистки, которые набирали тексты приговоров и решений. Мы очень много писали от руки, порой до ночи. Редко у кого была печатная машинка. А если в конце листа документа от усталости или по какой-то еще причине допускалась ошибка, то надо было весь лист заново переписывать. В настоящее время всё изменилось. Любые технологии, умно встроенные в рабочий процесс, значительно оптимизируют его. То же аудиопротоколировние, на мой взгляд, не просто «полезная опция», упрощающая процесс, но и средство повышения доверия общества к судебной системе, поскольку лица, участвующие в деле, знают, что каждое их слово будет услышано, занесено в протокол судебного заседания, оно совершенно точно делает судебный процесс открытым и прозрачным, причём не только во время рассмотрения дела, когда дисциплинирует судью и всех участников процесса, но и впоследствии – ведь хранящуюся в материалах дела запись можно прослушать. Аудиопротоколирование, как минимум, снимает очень много вопросов от сторон к судье, потому что при любом разночтении всегда можно обратиться к первоисточнику. Проведение же судебного процесса с использованием видеоконференцсвязи снижает процессуальные сроки рассмотрения дел, позволяет участникам процесса участвовать в судебном заседании без дополнительных затрат на выезд непосредственно в суд в другой район или даже регион. Со временем, уверен, будет реализовано и видеопротоколирование. И судьи будут к этой перемене готовы. Другое дело, что такая открытость способна повлиять на самих участников процесса: может срабатывать психологический фактор, особенно если, например, производится допрос потерпевшего, свидетеля. Не каждый человек готов сказать на камеру то, что мог бы сказать в процессе без видеозаписи.

– Есть мнение, что судейская профессия – это индивидуальная работа, а не работа в команде, вы с этим согласны?
– Самодостаточность – это прекрасно. Но за каждым судьей стоит команда. Я очень благодарен судьбе за то, что на всем пути моего профессионального становления, которое совпало с непрерывным реформированием судебной системы, со мной были замечательные, поистине великие наставники! На каждом этапе моей работы мне посчастливилось учиться у профессионалов высокого класса, людей с большим жизненным опытом. И в настоящее время рядом стоят руководители и коллеги, у которых всегда можно получить ответ на сложный вопрос. Конечно, мы все независимы, но нельзя забывать, что работа суда – это прежде всего работа команды. Судья успешен тогда, когда у него все организовано, роль коллектива в этом переоценить сложно. И в этом плане мне очень повезло.

Людмила Суздалева