«На ту сторону Пиреней…»Бургос. Кафедральный собор. Открытка начала ХХ-го века

Из цикла «Земные пути Максимилиана Волошина»

Весь 1915 год Волошин провел во Франции. В Европе бушувала мировая война и возвратиться в Россию было непросто. Летом и осенью он жил в Биаррице – небольшом курортном городке на берегу Бискайского залива.

Гостил на вилле своих знакомых Михаила Осиповича и Марии Самойловны Цетлиных. Это всего в 25 километрах от франко-испанской границы. Еще в Париже он мечтал поехать «на ту сторону Пиреней в Панкорбу, где удивительно дикий пейзаж, чтобы работать с натуры». Ведь во Франции рисовать с натуры было совсем невозможно – того и гляди за немецкого шпиона примут.
Получив гонорар за перевод стихов Верхарна, Волошин «по случаю» купил велосипед. Поездку долго откладывал. «Все мешало: то денег не было, то погода, то границу запирали, то дела в России были так жутки, что боялся на несколько дней остаться без газет».
И, наконец, 13 октября (все даты по новому стилю) отправился в путь. В жизнеописаниях поэта мало сведений об этом путешествии. Он не вел путевой дневник. В письмах к друзьям мало делился подробностями. В записной книжке-альбомчике делал только зарисовки, сопровождая их очень краткими подписями. После возвращения, по свежим впечатлениям, написал серию акварелей. Рисунки и помогли реконструировать маршрут путешествия.
На города он внимания не обращал. Проехал Ирун, Сан-Себастьян, Талосу, Виторию.
На второй день путешествия пересек долину реки Эбро у города Миранда де Эбро. В Доме-музее М.Волошина хранится его акварель «Спуск в долину Эбро». А в письме к Ю.Оболенской прокомментировал: «Долина Эбро в дырявом, коричневом рубище трав, из-под которого сквозит меловое тело земли». Первый рисунок в записной книжке сделал 14-го октября в селении Орон (Oron), находящемся у подножия горного массива Обаренос (Montes Obarenes). Здание, похожее на замок, на самом деле оказалось приходской церковью Сан-Эстебан.

За два дня проехал около 190 километров. Остановился в селении Панкорбо (Рancorbo), расположенном недалеко от одноименного перевала на древнем пути из Кастилии в Страну Басков. Узкий коридор ущелья Панкорбо в Обаренских горах имел важное значение для всех народов и армий, которые должны были преодолеть эту горную преграду. Здесь место многих битв.
Волошин три дня бродил по диким плоскогорьям, ночевал «в донкихотских постоялых дворах». Вновь, как и в первом путешествии, нашел сходство Испании и Крыма: «Это пейзаж потерянного рая, развитие темы Карадага и Яйлы. И как таковое мне глубоко близкое и волнующее».
Вспоминал о своем друге художнике К.Ф.Богаевском: «Как много эти дни в Испании я думал о Константине Федоровиче и вспоминал нашу жизнь в Козах, когда жил в Pancorbo. Вот куда ему необходимо поехать. Это совсем пейзаж “Потерянного Рая”. Немного иное, но так же хорошо, как Карадаг. И все такое бесконечно близкое – очень много элементов Киммерии, но при этом еще каменные деревушки, лачуги с лепными гербами, башни в горах, готические соборы и монастыри».
В альбоме Волошина наброски, а на отдельных листах рисунки горного массива Обаренос, виадук в ущелье Панкорбо, долина реки Эбро, церкви и монастыри в пустынных местах, красные крыши домов Панкорбо, расположенные в шахматном порядке.
Конечным пунктом путешествия была бывшая столица Кастилии – Бургос, находящийся на расстоянии 260 километров от Биарица. 17 октября побывал в картезианском монастыре Мирафлорес, построенном в XV-м веке. Это целый монастырский комплекс, находящийся в трёх километрах от Бургоса. В нем представлены настоящие сокровища поздней готики.
В письме Ю.Оболенской написал: «Бургос как исступленный крик среди пустынных плоскогорий. Какое соединение суровой простоты железных линий с китайской подробностью мраморной кружевной резьбы. И какие лица живых монахов молчальников в монастыре Miraflores. Они вырезаны тем же исступленным резцом».
Волошин уже проезжал через эти места на поезде в 1901 году, возвращаясь из Мадрида в Париж. Сравнивая два путешествия, он написал: «Велосипед дал мне возможность пробежать по этим дорогам, коснутся тех мест, которые обычно бегут равнодушно и недоступно в окне вагона».
Еще через несколько лет он подвел итог этого путешествия в лекции «Скрытый смысл войны»: «Я видел Испанию, застывшую среди своих каменистых плоскогорий, вытоптанных пастбищ, скудных нив и иссохших костяков дворцов и соборов в своей застывшей грезе, как будто ничего не ведающую о мировом пожаре».

Сергей Алимов, волошиновед