Дорогие мои шурави…Юрий Шаповалов – первый руководитель Феодосийской ветеранской организации воинов-интернационалистов

Ветераны той войны сегодня разбросаны по всей территории бывшего Советского Союза. Во многих городах существуют общественные организации бывших воинов-интернационалистов и, как правило, эти организации наиболее активные и наиболее действенные. И яркий пример тому – Феодосийская общественная организация «Ветераны Афганистана и других локальных войн».

Первым руководителем ветеранской организации был Юрий Шаповалов. Он служил в мотострелковых частях механиком-водителем боевой машины пехоты. Принимал участие в боевых операциях в провинциях Шинданд, Герат, Кандагар. Домой из Афганистана вернулся в декабре 1980-го, как раз к своему дню рождения.
– Феодосийской организации воинов-интернационалистов, созданная в 1987 году, – одна из первых организаций воинов-«афганцев», созданных в Крыму, – рассказывает собеседник. – Помимо всего прочего, феодосийским «афганцам» стоит поставить в заслугу и то, что им удалось избежать соблазнов, когда Крым вновь стал российским. Нам поступали предложения вступить в разные организации, которых в России немало, – «Боевое братство», « Союз десантников России», «Союз инвалидов Афганистана» и другие. Но мы не стали дробиться и остались самостоятельной городской организацией. Так и зарегистрировались. При этом поддерживаем связи и с «Боевым братством» Санкт-Петербурга, которое возглавляет мой сослуживец Виталий Яковлевич Кучеренко, и с ребятами из Челябинска, Тулы. Они приезжали к нам. Нам поступают приглашения. В общем, знают о нас в России, – рассказывает Юрий Шаповалов.
– Все события, связанные с памятными датами, в которых участвуют воины-интернационалисты, по традиции всегда проходят или начинаются в одном месте – в Комсомольском парке, возле памятника погибшим винам-«афганцам». Давайте напомним читателям историю появления этого памятника.
– Это был 1991 год. Мы отработали эскизный проект памятника на заводе стройматериалов, которым тогда руководил Николай Иванович Рылов. В бригаде камнетёсов предложили вытесать памятник из огромной глыбы красного гранита. Проговорили, что ребята, согласно проекту, придадут камню определенную форму, и 15 февраля мы откроем памятник. Труднее решался вопрос с выбором места для установки. Несколько раз мы подавали письма в управление архитектуры, чтобы выделили место, но письма непонятно каким образом терялись. И нам ничего не оставалось, как самостоятельно принять решение – Комсомольский парк, но не с центрального входа, а немного в стороне, чтобы не мешать мероприятиям, связанным с чествованием воинов-освободителей Великой Отечественной войны.
В ночь с 13-го на 14 февраля установили трехтонную гранитную глыбу и заказали мраморную доску с фамилиями погибших ребят. Но при установке доска треснула, и пришлось буквально накануне открытия памятника заказывать временную мемориальную доску на заводе «Море». Эту работу там возглавил Владимир Дьяков, с которым мы были давно знакомы и по комсомольской работе, и по совместным занятиям боксом. А время-то, вы помните, тогда было какое? 1991 год – развал всего и вся. На заводе в тот день отключили свет. Пришлось запускать какой-то дизель, но доску сделать успели.
–То есть конкретного разрешения на установку памятника вам никто не давал?
– Нет. Но и препятствовать не стали. Более того – в тот день в Феодосии проходила очередная сессия городского совета, который тогда возглавлял Дмитрий Константинович Новицкий. Узнав о том, что в парке устанавливается памятник, депутаты прервали сессию, чтобы принять участие в его открытии. Пригласили мы на открытие и тех ребят, кто изготавливал памятник, дали им выступить на митинге. Вот такая история…

Газета «Победа», №14 от 9.02.2019 г.

По данным Генерального штаба ВС СССР, через Афганистан прошли 546 255 человек, награждены орденами и медалями около 200 000 чел. 76 присвоены звания Героя Советского союза. Официальная статистика общих потерь советских военнослужащих в десятилетней афганской войне: 15 тысяч 51 человек погибли, 53 тысячи 753 ранено, 417 пропало без вести. Также числятся погибшими 576 человек, которые служили в Комитете государственной безопасности, и 28 сотрудников Министерства внутренних дел.

Василий ЕЖОВ