Минералы, хранящие память нашей планеты

Седьмого апреля в Феодосийском музее древностей открылась выставка «День геолога».

«А путь и далек, и долог, И нельзя повернуть назад. Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветра и солнца брат!»
Именно в этот день слова песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравого звучали бы особенно уместно. Ведь в первое апрельское воскресенье свой профессиональный праздник отмечают российские геологи. И не только геологи, но и буровики, маркшейдеры, геофизики, взрывники, геоморфологи, проходчики шахт, поисковики и добытчики полезных ископаемых, физические географы, геомеханики и палеонтологи.
Праздник был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 года в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Праздник приходится на первое воскресенье апреля, что связано с началом подготовки к летним работам и сборами в экспедиции. А поводом для него стало открытие в 1966 году первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
На выставке в музее древностей, приуроченной к профессиональному празднику людей этой непростой, а для кого-то – романтичной профессии, представлена коллекция минералов, добытых в разных уголках необъятной России – от Балтики до Забайкалья.
Вот, например, – один из самых распространённых минералов в земной коре – крымский кварц… А вот разновидность кварца – раухтопаз, который несмотря на название не имеет, впрочем, никакого отношения к топазам.
Здесь же – балтийский янтарь, по определению ученых – окаменевшая ископаемая древесная смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев позднего мела и палеогена. За стеклом выставочной витрины рядом с лазуритом, найденным в Забайкалье, – оникс мраморный, привезенный из Якутии. Согласно легенде, ониксы возникли из остриженных ногтей Афродиты. По другому преданию, Эрот, играя со стрелами, случайно отрезал у спящей матери фрагмент ногтя. Упав на землю, он превратился в камень оникс.
А знаете ли вы, что в первых радиоприёмниках до появления электронных ламп в качестве детектора использовался халькопирит, являющийся проводником. Этот минерал также представлен на выставке.

А вот и минерал, найденный в Феодосии на Лысой горе – сидерит. Между прочим, это важная руда для получения железа, так как в его составе до 48 процентов железа и нет серы и фосфора. Рядом – камень с красивым космическим названием «астрофиллит». Большого практического значения он не имеет, но представляет собой ценный коллекционный минерал.
Читаем на бирке название очередного экспоната: «кварц и пренит в горной породе». По мнению историков, самым ранним примером наименования минералов в честь реальных лиц предположительно является пренит. Он был назван в честь голландского капитана Хендрика ван Прена (1733-1785), впервые привёзшего этот минерал с мыса Доброй Надежды. На выставку в музей древностей этот камень попал не столь издалека, но с места не менее романтичного и загадочного – с Кара-Дага.
Одно из центральных мест в выставочной витрине занимает полудрагоценный камень сердолик – один из наиболее популярных минералов, используемых в изготовлении ювелирных изделий. Кому это не знать, как ни крымским ювелирам! В то время, когда Кара-Даг еще не был объявлен заповедником, сердоликовые жилы его скал, этот застывший огонь киммерийской земли, был источником хорошего заработка для местных умельцев.
Сердоликом можно любоваться до бесконечности – в нём можно увидеть нарождающуюся зарю и вечерний закат, солнце, пробивающееся из-за туч, и водную гладь, освещенную его лучами. Многие верят, что талисман и амулет из сердолика обладают исключительно широким спектром полезных качеств и свойств. Не случайно перстни с сердоликом носили многие известные люди, среди них Наполеон Бонапарт, поэты Байрон и Пушкин. По свидетельству первого из пушкинских биографов П.В.Анненкова, поэт «соединял даже талант свой с участью перстня… Он, кажется, верил, что не будь у него перстня, ослабел бы его дивный поэтический дар».

Василий ЕЖОВ, фото автора