Расплетая  морские  узлы  флотских  династий...В гостях у «Победы» военный историк Никита Мигаев

Сегодняшний гость редакции газеты «Победа» военный историк, сотрудник Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург), член Русского географического общества Никита Владимирович Мигаев.

«Получаю в Питере «Победу» с задержкой на три месяца…»
– Лучшие свои годы я отработал в Военно-историческом музее артиллерии у Петропавловской крепости. Моя работа была связана с поездками по закрытым гарнизонам, куда мы возили передвижные выставки. Объездил огромную территорию – от Японского моря до Чехословакии, – рассказывает Никита Владимирович. – После распада Советского Союза стал думать, чем заняться. Вспомнил, что когда-то в молодости работал школьным учителем истории. Поэтому в лихие девяностые годы в Питере зарабатывал себе на хлеб, преподавая в частной школе. А потом перешел на работу в Российскую национальную (бывшую – Императорскую) библиотеку. Сейчас работаю в отделе газет этой библиотеки. Так что имею возможность читать, в том числе и феодосийскую «Победу», правда с задержкой в три месяца, так как газетная рассылка из Крыма идет к нам не напрямую, а через Москву, – говорит он.
Никита Владимирович в Феодосии гость не редкий, так как его родные проживают в Коктебеле. В 2019 году он принимал участие в 5-х «Феодосийских научных чтениях». В научно-практической конференции «Крым: история и современность – проблемы и решения», прошедшей в Музее древностей, он выступил с докладом «Крымские корни династии Головиных». – Очень благодарен, что мне задавали по теме очень умные вопросы. Было с кем поговорить на эту тему, – вспоминает собеседник, отмечая, что во второй части научно-практической конференции, которая состоялась в сентябре прошлого года в Питере на ледоколе «Красин», его сообщение было уже дополнено с учётом выступления в Феодосии. – Но, в Питере послушали – похлопали. А здесь, в Феодосии, были очень интересные диалоги, – делится впечатлениями историк.

Расплетая  морские  узлы  флотских  династий...
Обложка сборника докладов, прозвучавших
на V Феодосийских научных чтениях

О блистательном сподвижнике Петра Первого
Как говорится в монографии Никиты Мигаева, включенной в общий сборник докладов, который был издан по итогам прошедшей научно-практической конференции, корни династии Головиных берут своё начало от византийского рода Гаврасов, владевшего в свое время, в частности, территориями нынешнего Судака, Балаклавы и Мангупа. Один из младших представителей этого греческого рода Степан Васильевич Ховра выехал из Крыма в Москву в 1393 году. А от одного из его правнуков Ивана Владимировича Ховрина и пошли Головины. Эта фамилия датируется концом 15-го века.
Историк долго и увлеченно может говорить на эту тему. О том, что Головины в течение первых трех веков Московского государства составляли высшую аристократию. О том, что сам Федор Алексеевич Головин как знатный дворянин с молодых лет начал службу при высочайшем дворе. Был в числе тех приближенных к царю Алексею Михайловичу лиц, которым тот на смертном одре завещал беречь царевича Петра как зеницу ока. Собеседник восхищенно рассказывает об этом сподвижнике Петра Первого, блистательном дворянине, владеющем многими языками, первом российском дипломате, который, будучи еще совсем молодым, заключил равноправный договор с китайским императором.
Следует отметить, что Никита Мигаев, увлек этой темой и молодежь. Работая в Российской Национальной библиотеке, он руководит студией юных историков. – Мои вундеркинды, а это учащиеся с восьмого по одиннадцатый класс, приходят в библиотеку и пишут научные труды, – с гордостью рассказывает он.

Потомок городского головы Феодосии живёт в Санкт-Петербурге
…И все-таки главным поводом для встречи с Никитой Владимировичем Мигаевым в редакции «Победы» стали не его воспоминания об участии в феодосийских научных чтениях и не увлекательная история династии Головиных. Гость редакции поведал об удивительном факте, имеющем прямое отношение к Феодосии. И связано это с его знакомством и последующей почти тридцатилетней творческой дружбой с Алексеем Николаевичем Цамутали – профессором, доктором исторических наук, сотрудником Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, заслуженным деятелем науки Российской Федерации. А еще – прямым потомком городского главы Феодосии начала 19-века Степана Ивановича Цамутали.

Расплетая  морские  узлы  флотских  династий...
Известный российский историк Алексей Николаевич Цамутали – прямой потомок «градского главы» Феодосии. Фото с сайта polithistory.ru

«Мы говорим, не штормы, а шторма…»
– Впервые он заприметил меня на конференции в самом начале 90-х годов. Я работал в Военно-историческом музее артиллерии, а его отец закончил в самом начале Первой мировой войны ускоренные выпуски Михайловской артиллеристской Академии. Видимо, это и прослужило поводом для нашего знакомства. Алексей Николаевич очень интересовался морскими династиями. Этому человеку я обязан своим участием во многих научных конференциях, в том числе и международных. Объединял нас и постоянный интерес к офицерским династиям прошлого.
Тему, которую многие историки 20-го столетия старались обходить стороной.
Гость «Победы» рассказывает, что Алексею Николаевичу Цамутали сегодня 90 лет. О том, что он – прямой потомок городского главы Феодосии выяснилось только в 2001 году! Только в 2001-м его уговорили выступить с докладом о своей родословной, сплетенной морскими узлами флотских династий. Выступал он и на конференции в Греции, куда был приглашен вместе с одной из старейших сотрудниц военно-морского архива в качестве потомка участника
Чесменского сражения.
– Отец у него военспец, продолжатель династии морских офицеров от Корпуса чужеземных единоверцев – участников Чесменского сражения. Служил в Красной Армии, спокойно дожил до 30-х годов. Мама Алексея Николаевича – тоже из морской династии, она потомок героя Чесменского сражения адмирала Федота Алексеевича Клокачёва. Так что здесь флотские династии переплелись тесным морским узлом. Мама дожила до Ленинградской блокады, отец к тому времени умер. Алексей Николаевич помнит, что жили они с мамой в коммуналке в центре города. Один раз пришли с проверкой документов сотрудники НКВД, заинтересовались нерусской маминой фамилией, но женщина нашла, что сказать и заявила, что Джугашвили – тоже не русская фамилия. После чего их оставили в покое.

Расплетая морские узлы флотских династий…
Как пояснил Никита Мигаев, впервые желание заняться всерьез темой морских династий у него возникло после участия в научной конференции «Выходцы из Греции и их российские потомки», которая проходила в конференц-зале Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге в 2016 году. Среди участников той конференции был и Алексей Николаевич Цамутали.
– Оказалось, что династия российских морских офицеров Цамутали происходила от греческого моряка по имени Стомах (или Стомат). Его имя в турецкой транскрипции звучало как Цамат-Али. Родоначальник династии был участником знаменитого Чесменского сражения в составе русского флота во второй половине 18-го века. После ухода русской эскадры из Средиземного моря, оставаться греческой молодежи из тех семей, которые сражались в составе Русского флота, стало смертельно опасно. Их было вывезено около ста человек в Кронштадт через Атлантику. А в 1775 году Екатерина Вторая основала в Петербурге особое учебное заведение «Корпус чужеземных единоверцев», давший впоследствии России и Греции многих выдающихся личностей. Этих офицеров готовили для Таврической губернии. В1790 году их хотели отправить в Крым, но, чтобы отвести появившуюся угрозу для Петербурга, им пришлось участвовать в войне со Швецией. После смерти Екатерины Второй Император Павел этот корпус слил с обыкновенным морским корпусом. Греческий проект Екатерины постепенно угас, но эти люди остались, и как раз Цамутали он – оттуда, – говорит Никита Владимирович.
Он напоминает, что 1810-1811 годы для России, и особенно для её южных границ время крайне напряженное.
На Чёрном море идет затяжная русско-турецкая война, но о Крыме начала 19-го века информация в Питере очень скудная.
– Если в центре России, в Москве и Петербурге выходили уже первые газеты, то Таврическая губерния таких СМИ еще не имела. Но мне посчастливилось держать в руках двухтомное издание справочника «Месяцелов», изданного в 1811 году в Санкт-Петербурге при Императорской Академии наук, где все чины российские перечислены, в том числе Таврической губернии. Упоминается в этом справочнике и Степан Иванович Цамутали. Во втором томе «Месяцелова», где дается информация о Таврической губернии и конкретно о Феодосии, в составе «строительной экспедиции» первым упоминается «градский глава» Степан Иванович Цамутали. То есть, в 1810 году во главе города стоит Семён Михайлович Броневский, а «экспедицию по строительству», или говоря современным языком, департамент по строительству, возглавляет по терминологии того времени «градский глава» Цамутали. По версии самого Алексея Николаевича Цамутали, его предок, по всей видимости, к тому времени был уже в отставке, но звание «градский глава», как и звание «генерал» оставалось пожизненно.
В завершении нашей беседы Никита Владимирович говорит, что уже заявил в Питере о том, что на следующих феодосийских чтениях выступит с докладом о Цамутали.
– Я уже закрываю тему с Головиным. Думаю, пока живой делать монографию по Цамутали. В Питере очень мало знают о Крыме. И пока я могу по телефону общаться с Алексеем Николаевичем Цамутали, буду делать монографию о его предке – городском главе Феодосии.