«Тихая  охота»  по-феодосийски

Грибной сезон в самом разгаре! После кратковременных дождей стоит тёплая погода, подходящая для активного роста грибов. И вот с корзинками наперевес и вёдрами в руках в лесные массивы окрестностей Феодосии потянулась вереница грибников.

Причём, как утверждают бывалые любители «тихой охоты», сезон сбора в этом году считается удачным, а прогноз погоды обещает всем нам урожайные поляны даже в декабре. А сейчас, во второй половине октября, в леса устремляются даже те, кого нельзя назвать заядлым любителем «тихой охоты». Неудивительно. Разве можно устоять от соблазна насобирать пару килограммов молоденьких маслят или «хрустальных» сереньких мышат, пожарить их потом с картошкой и лучком, а ещё лучше – замариновать на зиму. Многие идут сюда за щедрыми гостинцами природы, грибами, ягодами, орехами, кто-то обретает здесь спокойствие и умиротворение, других путешественников вдохновляют чудесные краски леса в период осени.
Среди любителей осеннего леса и наша сегодняшняя собеседница Ксения Карпинская – начинающий блогер из Феодосии, снимающая видеосюжеты о Крыме и ведущая канала «Крым наизнанку».

– Ксюша, можешь вспомнить свой первый поход в лес?
– Лес я люблю. Там много загадок для меня. Хотя в грибах и ягодах не особо разбираюсь, но тяга прогуляться по лесу у меня была и есть всегда. Особенно люблю осенний лес, когда там столько красок, что хочется написать картину! Первый поход в лес был в далеком детстве. Помню, как мы с семьей поехали в лес с палаткой. Это было в Крыму. Мы собирали желуди и причудливых форм опавшие листья. Еще я запомнила, как папа и сёстры прыгали через костер. Все вокруг веселились, а я плакала. Мне казалось, что папа как Снегурочка может растаять. Тогда я очень за него переживала.
Потом мы переехали в Сибирь.

– И как там, в тайге?
– Как-то зимой мы с классом поехали в лес кататься на лыжах. Это была фантастика! Я первый раз встала на лыжи. Вокруг все было белым бело от снега. Деревья были укутаны в белые пушистые шубы. Когда катилась мимо них на лыжах, то ветки ласково сбрасывали снежинки, которые падали за шиворот.
А летом ходили за ягодами и грибами. По правде сказать, воспоминания у меня двоякие. С одной стороны, красивая природа, много хвои и лесных запахов. С другой же, это лошадиных размеров комары и мошки, от которых никуда не спрятаться.

– Зверей таёжных встречала?
– Был случай, когда на нашем пути встретились следы кого-то очень большого. В «снежного человека» никто не верил, поэтому сделали вывод, что это следы медведя. Мы тогда дали дёру. В школе, когда на физкультуре сдавали нормативы, я всегда прибегала одной из последних. А тут даже не предполагала, что могу так быстро бегать. Учитель физкультуры мог бы мной гордиться в тот момент, – смеётся Ксения. – Однажды лосиху с лосенком видела, они стояли и жевали что-то. Конечно, испугалась сначала и спряталась в кустах. Но были и положительные эмоции, когда белки ели с наших рук. Их там действительно очень много. И они совсем не дикие, а ручные. Еще помню, как малину собирали. Сестра у меня тот еще любитель ходить по грибы-ягоды. Я же больше любитель их есть. Пошли, и вот, как это было. Стояла жуткая жара. Хотя это и Сибирь, но и там лето бывает супержарким. Одной рукой я отгоняла мошек и пчел, другой пыталась собирать малину, чтобы варенье наварить. В итоге, собрали половину маленького ведерка и все съели, еще не дойдя до дома.

– Этой осенью куда за грибами-ягодами ходила?
– На Тепе-Оба, в окрестности Орджоникидзе, на Челноковский массив. Один раз в Грушевский лес ездила. В основном, находила много маслят, сыроежек, мышат насобирала. Чтобы найти грибы важно примечать, на каких местах они растут. Год от года по-разному бывает: иногда в низинке, а иногда на пригорках.

– Бывали случаи, когда идёшь по лесу, а как выйти из него не знаешь?
– Да, было и такое. Оказывается, даже в крымском лесу можно легко заблудиться. Причем, когда ты там находишься, время летит незаметно. Ты идешь увлеченно, все рассматриваешь, собираешь грибы, и, как тебе кажется, не сворачиваешь с курса. А когда надо идти назад, тут становится совсем не до шуток. В общем, выбралась уже ближе к ночи. Всё-таки внутренний компас сработал. И ещё благодаря двум добрым грибникам.

– Какой настрой, когда направляешься в лес?
– В лесу у меня всегда прекрасное настроение. Ведь такая красота кругом – смотришь на нее и отдыхаешь душой. Помню, в пятнадцать лет я даже стихотворение написала под настроение от прогулок по лесу:
«Вижу запах озорной акации.
Слышу спящего леса зелену.
Неповторимая манящая грация
В этом райском неземном саду.
Тихо иду по полям ромашковым.
Желтые глазки смотрят мне вслед.
Босые ноги ласкаются травками,
Словно странник, укутанный в плед».

– А какие-то собственные грибные приметы у тебя имеются?
– Ну вот, например, одна. Если иду в лес с мужем и нахожу первая гриб, отдаю ему эту находку. Тогда и ему начинают попадаться грибочки.

– Какому найденному грибу больше радуешься?
– Вообще-то любому. Но больше всего удовольствие получаю от сбора груздей и рыжиков! Например, на этой неделе ходила за грибами. Набрала маслят, встречались и моховики, нашла груздей немного и зонтиков. И, конечно, рыжиков! Здорово!

– Так, может, рецептом поделишься?
– Рыжики самые вкусные получаются, если их солить свежими и без пряностей, чтобы не заглушать собственный пикантный и смолистый аромат. Этот способ называется холодной или сухой засолкой. Вот рецепт рыжиков «по-таёжному». На 1 килограмм грибов беру 50 граммов соли. Грибы тщательно очищаю и укладываю в тару для засолки шляпками вверх, щедро пересыпая солью. А из пряностей кладу только лавровый лист и молодую сосновую веточку для придания хвойного аромата. Вот так просто, а самое главное – вкусно!
…Вот в этом автор интервью согласна со своей собеседницей на все сто! Конечно, находка любого гриба в лесу – это классно. Но ещё интереснее обнаружить нарядный солнечный рыжик, который любит смешанный лес, тенистые места под соснами и елями, продольные бороздки, ямки и канавки.
Вдохновлённая увлечённой и очаровательной собеседницей Ксюшей, а также огромным количеством фотографий грибных «трофеев», которыми щедро делились любители-грибники в соцсетях, корреспондент «Победы» в один из своих отпускных дней отправилась на Тепе-Оба попытать счастья на «тихой охоте». После крепышей-боровиков и красноголовых красавцев-подосиновиков, которые раньше посчастливилось собирать в таёжных лесах, заполняя в два счёта несколькими гигантскими экземплярами большое ведро, в видовое разнообразие крымских грибов верилось с трудом. Грубо говоря, первоначально их для себя можно было разделить на шесть видов: белый, шампиньон, мышонок, маслёнок, «вроде съедобный» и «кажется, поганка».
Но не всё так просто. Оказалось, что грибов в разных уголках нашей страны не сто и не тысяча, как можно было бы представить, а сто шестьдесят тысяч известных науке на данный момент. А всего их около двух миллионов!

«Мышата», маслята…

У нас в Крыму лучшие грибные места находятся в сосновых лесах по правому берегу реки Салгир, в сёлах Лозовое, Ферсманово, Заречное, в лиственных горных лесах средней гряды Крымских гор (села Соколиное, Научное, Родное, Танковое), в районе Большого Каньона, а также на вершинах Караби-яйла, Бабуган-яйла, плато горы Чатыр-Даг. А если говорить о наших местных лесах, то и они богаты и щедры на грибной урожай. Можно с огромным удовольствием и хорошим результатом побродить в лесах Грушевки, Старого Крыма, Феодосии. Например, рядовка – типичный представитель крымской грибной семьи, который малоизвестен за пределами полуострова. Одних только рядовок у нас существует несколько видов: майская, красноватая, фиолетовая, серая и черночешуйчатая. Серые рядовки – это и есть те самые «мышата», которые водятся в сосновых лесах Феодосийского региона практически круглый год, вплоть до ноября. Эти грибы очень плодовиты, поэтому грибники обычно набирают их целыми ящиками. Они имеют тонкий сладковатый вкус и одинаково хорошо годятся как для засолки, так и для жарки. В лиственной лесистой местности можно встретить гриб-зонтик. Шляпки молодых грибов имеют шарообразную форму, за что в Италии, например, их прозвали «барабанными палочками», а взрослый гриб уже выглядит как раскрытый зонт. Несмотря на то, что жесткая ножка зонтика годна лишь на засолку, в целом гриб – настоящий деликатес: его шляпка, обжаренная в кляре, напоминает нежное куриное филе. Влажная, покрытая слизью, коричневая шляпка с прилипшими сосновыми иголками – это наш известный маслёнок, с которым в ельничке наверняка повстречается любой грибник. Дождевики, лисички, однобочки, грузди, опята, моховики также представляют собой достойные грибные трофеи нашего региона. Впрочем, найти съедобные грибы после дождя можно даже в центре города. Так, например, на зелёных газонах вдоль феодосийской набережной иногда можно увидеть выглядывающие из травы однобочку или шампиньон.
Специалисты утверждают, что не существует ни одного признака, который позволил бы на все 100% надёжно отличить любой съедобный гриб от любого ядовитого. Размер или цвет, запах или вкус, место или сезон – никакие из этих признаков не позволят сформулировать окончательный ответ на вопрос, съедобен ли найденный гриб. Считается, что в крымском лесу не такое уж большое разнообразие ядовитых грибов, как, например, в Сибири или средней полосе России. Но, как и в любом регионе, есть у нас и свои крымские нюансы «тихой охоты». Так, считается, что наиболее безопасно идти за грибами не в лес, а в поле. Например, там не бывает бледной поганки и ее родственников, которым нужны для роста деревья. А вот зонтики, однобочки или шампиньоны – всё это и в поле, и в степи станет прекрасной добычей любого грибника.

«Грибники, будьте человеками!»

В сообществе грибников Крыма новостная лента пестрит фотографиями опят и говорушек, рассказами об удачных «грибалках» и прогулках по лесу, красотах природы и обилием рецептов приготовления найденных трофеев.
«20 метров прошлись вглубь и под приглянувшуюся сосенку полез мой инструктор. Буквально 3 минуты поисков и первый рыжий был найден! Размером был с палец, но радости, как будто он с лопух. Процесс запущен, инструкции даны, и – в бой», – пишет один из пользователей соцсетей. – С сыночком мы нашли пресловутые 3 ведра рыжих и счастливые укатили домой уже по темну. Гриб оказался трудовой: пока сообразили где и как искать его, потом поиск таких мест, причём большинство времени на корточках и коленях (по хвое это ещё тот квест). А какой аромат у деликатеса! Но… Всю дорогу по лесу были смешанные чувства: тут и радость, и печаль. Очень больно было смотреть, как разрыли граблями весь мох, разворошили всю хвойную подстилку под соснами! Двоих женщин таких увидел, говорю: «Что же вы делаете, вы же грибницу уничтожаете, ведь после вас тут ничего не вырастет!» В ответ что-то пробурчали и ушли немного глубже. Грибники, будьте человеками, любите природу. И она вас одарит своими богатствами, берегите её на будущие походы!» К сожалению, и такие алчные «любители» природы тоже встречаются среди нас.

О чём шепчет лес?

Итак, путешествие на Тепе-Оба началось одним из солнечных октябрьских погожих дней. «Здравствуй, лес!», – поприветствовала я его, как только остался за спиной последний дачный домик на склоне горного массива. И как подтверждение, что лес живой, умеет слышать и чувствовать, в ответ он что-то прошелестел яркой листвой, где-то в вышине качая пожелтевшими верхушками. Каких только красок осеннего наряда деревьев и кустарников здесь не было, – золотая, багряная, коричневато-охровая … С возвышенности где-то далеко внизу можно было увидеть кусочек голубого моря. А разве можно передать буйство осенней ягодной палитры, наполняющей лес! Огоньками среди жёлтой листвы манили к себе пурпурные ягоды боярышника и сливово-спелые гроздья кизила. Небо радовало голубизной и небольшими облачками в просветах между кронами сосен. Весь этот неповторимый осенний пейзаж сопровождался ласковым солнышком, которое уже не припекало, а лишь слегка пригревало. Такая атмосферная и почти беззвучная «музыка» леса в один из моментов внезапно прервалась: высоко в небе летел большой клин журавлей! Его едва можно было рассмотреть, но ещё долгое время сверху было слышно птичье разноголосье, журавли на все лады курлыкали, скрипели, трещали и щёлкали.
Вспомнилось, как выразительно описывает клин журавлей Константин Паустовский в рассказе «Наедине с осенью»: «Вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли… Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида».

«Ну, появись, рыжий!»

Еле слышно шуршат кроссовки по пёстрому ковру листвы и мягкой хвои. Тишина… Всё это успокаивает, расслабляет и наполняет силой и терпением, которые в скором времени как раз и пригодились. Ведь рыжики, найти которые среди жёлтой листвы не так просто, достаются самым терпеливым и трудолюбивым грибникам. Рыжик относится к наиболее ценному виду грибов, встречающихся в местных лесах. Узнает его не только «продвинутый» собиратель, но даже полный профан в грибном деле. Узнать не трудно, главное – обнаружить. А сделать это можно только, если опуститься на колени и ползти по лиственному и хвойному ковру. Его же совсем не видно под золотом опавшей листвы. Самое главное – это внимательно смотреть вокруг. Не лениться и кланяться лесу-батюшке, наклоняясь к каждому грибку. Смотришь – холмик из листвы торчит. Начнешь листву поднимать, а там целое семейство солнечных рыжиков! Ох уж этот грибной аромат, с примесью запаха леса, листвы или хвои и немного – земли! А рыжики – это ещё те «грязнули», «любители» песка, земли, чистить их от приставших листьев, травинок и хвои приходится долго.
За время похода в нескольких ельничках Тепе-Оба было нагрибалено пятилитровое ведёрко и целый пакет рыжиков, а также небольших по размеру грибочков коричнево-красного цвета, которые мысленно можно было отнести к виду «кажется, съедобные». Чуть позже один из бывалых грибников рассказал, что собранные грибы – это «мокруха пурпуровая», вполне съедобный и вкусный гриб, который особенно хорош в жареном и маринованном виде. Мокрухи были промыты в прохладной воде и отварены в течение 15 минут. Интересно, что гриб при варке становится малиновым, этот цвет как раз и подтвердил то, что грибник не ошибся. Это была она, сосновая пурпуровая мокруха. В баночках с кисло-сладко-пряным маринадом из воды, соли, сахара, уксуса, с добавлением зубчиков чеснока, горошков перца и пары лавровых листиков она отправилась на некоторое время в холодильник . А рыжики были засолены по рецепту моей собеседницы Ксении, «по-таёжному». Конечно, надо бы солить их в деревянной кадке или бочке, как в старину на Руси солили грузди и рыжики запасливые хозяйки, но за неимением такой тары и кастрюля подошла. Получилось действительно вкусно!

Эвелина ПОРТНАЯ (газета “Победа“), фото автора