Как беспилотники помогают в поисках пропавших людей

Начальник ГКУ РК «Крым-СПАС» Андрей Назаренко рассказал «Крымской газете» о том, как современная техника помогает в работе и почему решил посвятить себя спасению людей.

Не рискуйте жизнью

– Андрей Анатольевич, о чём нужно сообщить человеку, который собирается отправиться в поход и хочет вернуться из него целым и невредимым?
– Человек должен зарегистрировать поход на сайте Главного управления МЧС, ознакомиться с необходимой информацией о природных опасностях на маршруте, ближайшими точками возможной экстренной связи, гидрологическими, метеорологическими условиями в районе предполагаемого маршрута. Важно указать номера телефонов и адреса членов туристических групп. Если в определённое время человек на связь не выходит, вначале проводится работа с родственниками, поскольку человек мог уже вернуться, но нас не уведомить. Если поход был зарегистрирован и участники прошли необходимый инструктаж, это сильно облегчит поиски.
В целом алгоритм прост, когда знаем маршрут, по которому должен был идти человек. На место выезжает спасательная группа. Многие наши спасатели досконально знают горы, сами могут предположить, где находится пропавший. Все маршруты маркируются специальными цветовыми метками на деревьях. Каждые выходные и праздничные дни проводится патрулирование. Группы спасателей проходят по различным маршрутам, когда встречают людей, обязательно проводят инструктаж по безопасности.

– Что делать тому, кто всё-таки заблудился, а информацию заранее не предоставил?
– Необходимо связаться со спасателями и оставаться на месте, чтобы не подвергать себя дополнительным рискам, что также облегчит работу поисковой бригады. Если вы видите какие-либо опознавательные знаки на местности, то сообщите о них оперативному дежурному. Тогда он сможет рассказать вам, куда дальше двигаться.

– Многие любят ходить в горы по одному. Как вы относитесь к таким походам?
– Одному ходить в горы – это сумасшествие, даже если вы идеально их знаете. Всё может быть: оступился, упал, сломал ногу или ударился головой. А на помощь прийти некому! Как минимум нужно ходить вдвоём. В зависимости от сезона необходимо перед тем, как отправляться в поход, правильно подобрать снаряжение. Например, в холодное время года обязательно нужно взять тёплые вещи, фонарь, полностью заряженный мобильный телефон, дополнительный аккумулятор к нему. Все это знают, но, как показала практика, всё равно многие продолжают ходить в горы без необходимого снаряжения, без уведомления спасательных служб, рискуя собственной жизнью.

Эта работа любит смелых

– Чем занимаются спасатели, помимо непосредственного спасения жизни людей?
– Очень много времени отводится подготовке личного состава. В этом году проведено 394 учебно-тренировочных выезда. Это минимум одна-две тренировки в день для подразделения. Сюда входят горная, спелеологическая, водолазная и топографическая подготовка, работа с аварийно-спасательным инструментом, тренировки по деблокированию людей из транспортных средств в случае аварии. В Крыму, когда на Ай-Петри выпадает достаточно снега, тоже проводим такие тренировки. Практически всё, что спасатель должен уметь, отрабатывается до безупречности как ежедневно на дежурстве, так и на учебно-тренировочных сборах. Спасательные отряды, вне зависимости от того, где находятся – в степи или в горах, должны быть готовы к работе в любых условиях.

– В связи с тем, что эта работа очень рискованная, необходима ли сотрудникам психологическая помощь?
– Спасатели ежедневно сталкиваются с эмоционально сложными случаями, но это лишь часть их работы. Они умеют с холодным рассудком подойти к любым задачам. В основном психологическая помощь нужна не сотрудникам, а тем, кто к нам обращается, попадая в различные опасные ситуации. Я неоднократно видел, как у людей после ДТП нарушается психика. Благодаря правительству Республики Крым удалось расширить штатную численность и ввести в подразделения профессиональных психологов. На сегодняшний день у нас три человека уже приступили к работе.

Тандем человека и техники

– В спасении людей важную роль играет оборудование. Достаточная ли в организации материально-техническая база?
– Да, в плане оснащения мы одни из лучших по России. Есть, конечно, организации, которые гораздо дольше работают, например, «Кубань-СПАС». У них достойная материально-техническая база, но и мы очень хорошо укомплектованы, в том числе для подготовки личного состава. Особенно в спелеологической работе – у нас одна из сильнейших баз по России. Постоянно внедряем различные технологические новинки и специальное снаряжение. Это современное оборудование, которое сильно помогает в работе. Благодаря Совету министров Республики Крым ежегодно выделяются средства для развития региональной спасательной службы. Только в этому году закуплен ещё один спасательный автомобиль, альпинистское и аварийно-спасательное оборудование. Недавно закупили два БПЛА, один из них с тепловизором. Обучили двоих человек на оператора беспилотников. Поняли, что это очень нужно, когда работали над ликвидацией последствий ЧС в Новофёдоровке и Джанкое. В таких ситуациях необходима специальная техника. Благодаря ей можно проводить оценку и мониторинг зон чрезвычайных ситуаций, осмотр труднодоступных участков при техногенных катастрофах, а также выявлять очаги возгораний и применять её при проведении поисково-спасательных работ в горно-лесной местности.
Несколько лет назад, например, весной искали пятилетнего мальчика в Белогорском районе, который ночью заблудился в лесу. Удалось его вовремя найти благодаря беспилотнику с тепловизором, который применяли сотрудники ФСБ. Особенно в ночное время суток БПЛА помогает быстрее обнаружить человека, соответственно, выше шансы не только найти его живым, но и спасти прежде, чем он получит обморожение, обезвоживание или другие травмы.

Спасать в режиме нон-стоп

– С какими просьбами о помощи чаще всего приходится сталкиваться?
– Больше всего приходится содействовать населению в различных бытовых ситуациях: вскрыть двери, помочь бригаде скорой помощи перенести тяжёлого больного или инвалида, вытащить животное из колодца, освободить ребёнка, который застрял в стиральной машине. Такая работа – это примерно 60% выездов. Также много времени занимают спасательные работы в горах и оказание помощи пострадавшим в ДТП.
Доводится работать и с суицидниками. Допустим, залез человек на крышу или балкон, собирается спрыгнуть. Нужно не дать ему осуществить задуманное и спокойно эвакуировать. Пока кто-то из сотрудников с этим человеком разговаривает, другой – уже со страховочным оборудованием – поднимается и фиксирует его, далее спускает и передаёт медикам. В таких ситуациях как раз важно знание психологии, чтобы правильно вести разговор.

– Отличается ли работа спасателей в разное время года?
– По большей части всё одинаково. Летом чаще приходится работать на водных поверхностях. Привычный случай: человек решил на надувном матрасе в море поплавать, а его внезапно унесло течением. Или он просто заснул, не заметив, как далеко оказался от берега.
Зимой к местам повышенной опасности добавляется Ай-Петри. Тропы заметает снегом, глубина снежного покрова в некоторых местах может достигать метра и более, периодически сходят небольшие лавины. Водители, которые туда едут, не всегда думают. Чтобы отправляться в горы, нужны, как минимум, внедорожник и средства противоскольжения. Несколько лет назад была ситуация, когда 300 человек застряли на Ай-Петри из-за схода лавин. Спасателям пришлось всю ночь расчищать дорогу от снега и рухнувших деревьев, чтобы люди смогли выбраться.
Много травмоопасных ситуаций происходит на лыжных маршрутах. Мы оказываем пострадавшим первую помощь и транспортируем их к машинам скорой помощи, поскольку те не везде могут проехать, а у нас для этого есть снегоходы. Вспоминается ещё одна ситуация. На Ай-Петринском плато есть воинская часть. Там жила женщина, которая была на 39-й неделе беременности. И ей нужно было в больницу, а подъехать к её жилищу из-за погодных условий никто не мог. Наши сотрудники спустили её с гор сначала на снегоходе, а потом на УАЗе. Правда, в тот день она так и не родила, но в другой – благополучно.

– Обучаете ли вы желающих навыкам, полезным для выживания?
– Мы проводим уроки для добровольческих организаций, для юнармейцев. Проводим мастер-классы по работе с различным спасательным оборудованием, а также курсы по спасению на воде в детских лагерях, учим, как спасать человека, если он тонет. У нас есть договорённости с различными учебными и другими заведениями. Это всё планомерная и регулярная работа.

Работа «за ленточкой»

– Выполняет ли «Крым-СПАС» задачи в зоне СВО? Есть ли отличившиеся в связи с этим сотрудники?
– Один из моих сотрудников недавно вернулся из зоны боевых действий. Взял отпуск за свой счёт и отправился добровольцем защищать Родину. Ещё одного сотрудника мобилизовали, сейчас в Херсоне находится. Естественно, его рабочее место осталось за ним. Спасатель из Симферопольского отряда, который в прошлом служил в ОМОНе, тоже недавно вернулся. Он принимал участие в боевых действиях в качестве командира отделения добровольческого отряда «Барс-7» и получил медаль «За боевые заслуги». Сейчас «Крым-СПАС» очень активно занимается погрузкой, разгрузкой и сортировкой гуманитарного груза, отправляемого на территории СВО. Спасательными работами на тех территориях пока не занимаемся, но мы готовы, если поставят такую задачу.

Потомственный спасатель

– Почему решили посвятить свою жизнь такой героической профессии?
– Я из четвёртого поколения пожарных. Другой работы для себя не мог и придумать. Меня всегда окружали люди, имеющие пожарные и спасательные профессии. Одно время думал стать медиком, но там латынь нужно учить (улыбается. – Ред.). До работы в нашей службе я 22 года проработал в пожарной охране и МЧС. Когда в 2014 году создавали «Крым-СПАС», мне предложили эту работу, согласился без колебаний, так как спасать – моё призвание!

– Как руководителю, часто ли вам приходится принимать непосредственное участие в спасении людей?
– Выезжаю при каждом серьёзном, крупном происшествии. Или когда куда-то еду и вижу ДТП, то, конечно же, останавливаюсь. Вызываю бригаду. Но пока они доедут, успеваю выполнить некоторые действия. К примеру, отрезаю ремень безопасности, отключаю аккумулятор в машине, оказываю первую помощь.

– Учитывая особенности работы, наверное, и отпуск у вас специфический?
– О длительном отпуске мечтать и не приходится, не могу себе этого позволить! Больше двух недель подряд не отдыхаю. Мне нужно всегда держать руку на пульсе. Даже обычного спасателя могут отозвать из отпуска, если случилась ситуация, когда людей не хватает. Отпуск в нашей работе – дело не главное: отпустили – спасибо, не отпустили – тоже хорошо.

Интервью с главным спасателем Крыма