Танцуй, Веляде!На фестивале «Великий шёлковый путь» воспитанники Веляде Аблязовой взяли пять первых мест

В преддверии Дня России за значительный вклад в популяризацию духовной культуры и творчества Республики Крым Благодарственным письмом Администрации города Феодосии РК были награждены два коллектива крымскотатарской культуры: «Къара-Дагъ» и «Яшлыкъ» Феодосийского ДК.

Награду из рук Главы администрации города Владимира Попенкова получала руководитель Веляде Аблязова. Она занимается с участниками в Феодосии уже более десяти лет, а в целом по Крыму так и все двадцать. Какой путь прошла эта женщина до сегодняшнего дня? Сколько поколений воспитала Веляде Измайловна? Читайте в нашем материале.

«Держи голову, дочка!»

Несмотря на крымскотатарские корни, Веляде родилась в Узбекистане, в городе Чирчике Ташкентской области. Пока она росла, жили много где: с Урала семья с детьми переезжала и в Узбекистан, и в Краснодарский край, а потом опять в Узбекистан. К тому времени в семье уже было шесть детей: три сына и три дочери. Наша героиня со слезами на глазах вспоминает маму, которой уже нет в живых:
– Анам Айше (по-крымскотатарски «анам» – мама) была 1924 года рождения, а в школе окончила всего четыре класса. Жить в те времена было тяжело, мама рассказывала, как они с отцом из-под Балаклавы на бричке ездили в Джанкой и меняли на хлеб какие-то вещи. Ей было 19 лет, когда случилась депортация. Замуж она вышла уже в ссылке, но мой отец тоже крымский татарин, родом из Гезлева (Евпатория). Семья у него была небедная, и быт родителей быстро наладился.
Мама Веляде Измайловны хорошо пела и танцевала и, как это часто бывает, дома дети – три сестры и три брата, – напитывались культурой и творчеством, а самой маленькой очень нравилось танцевать.

Танцуй, Веляде!
Веляде Измайловна: «Крымскотатарские танцы я исполняю с детства и всю мою жизнь»

– Мама учила меня, как «поставить» голову, правильно держать стойку и красиво делать движения. Первый мой танец был «Тым-Тым» с кувшином – он очень нежный, – вспоминает руководитель известных в Крыму творческих коллективов. С детства в семье прививались традиции и сохранялся родной язык. – Еще дома часто звучали песни. Папе очень нравилось, как мама поет, и он просил ее спеть (Веляде напевает на крымскотатарском языке и переводит слова произведения на русский язык): «Айше, мне так сильно нравятся твои длинные волосы, и так хочется их расчесывать. Я готов погибнуть за них!» Нам, детям, перед сном мама пела айнини: «Спи, мой ребенок, спи», – приговаривала она… Я все время хотела к маме на ручку, толкала брата и прижималась к ней. И сейчас, когда я обнимаю своих внуков [а у нее их шесть, – прим.авт.], то всегда вспоминаю, как старалась забраться к маме в подмышку и прижаться к ней как можно сильнее…»

Возвращение на полуостров

После школы Веляде окончила в Ташкенте ПТУ по специальности «Электромонтажник вторичной коммутации». Было такое время, когда стране требовались люди рабочих специальностей. Затем трудилась на заводе – девушек тогда на заводах у станков стояло много.
Крым Веляде впервые увидела, приехав сюда в 1988 году с мужем и двумя детьми: сыну было 11 лет, а дочке годик. Отец уже ушел в мир иной, а мать после отмены депортации вернулась домой не сразу, только в 1990 году – ей было очень тяжело. В родную деревню под Балаклаву Айше не поехала, зато последние годы жизни провела в родном Крыму.
Обосновались Аблязовы в селе Степное Первомайского района. Первое время с работой было трудно. Два года Веляде работала дояркой, вставала в пять утра и шла на ферму. Трудный период, но ничего так просто не бывает.

Танцуй, Веляде!
Выступление на Республиканском фестивале талантливых и одарённых детей «Крымский калейдоскоп». Евпатория. 2019. Фото из группы https://vk.com/gdkfeo

«Где ты была, жена?!»

Она вспоминает, как однажды поздним зимним вечером возвращалась с работы и вдруг слышит: где-то играет татарская музыка. Душу будто разорвало: где?.. Видит – музыкальная школа: «Я подошла и осторожно так заглядываю в окно, вижу: мужчина сидит, играет на баяне, а рядом с ним парень на трубе. Так и стояла под окном, слушала татарские мотивы…»
И стала Веляде каждый вечер ходить по этой дороге домой. Однажды не выдержала и зашла. Стоит в фуфайке и платке у порога.
– Женщина, вы что-то хотели?
– А вы «Тым-Тым» умеете играть?..
– Да, конечно, – услышала в ответ.
Скинула Веляде платок и фуфайку и поплыла лебедушкой по залу, танцевала и танцевала. Вспоминала, как мама учила двигаться, и думала: «Я же хорошо все делаю, родная, так, как ты меня учила?..»
Помнит, как в тот вечер бежала счастливая после «Тым-Тыма» домой к мужу и маленькой дочке. А он с порога: «Где ты была, жена?!» – «Я… танцевала. Ну не выдержала я!» – покаялась Веляде ему с улыбкой.

Танцуй, Веляде!
Айше Хатип: «Обряды, обычаи, традиции – всё зарождается в семье»

«Быстро на сцену! Немедленно!»

И стала она заходить к музыкантам каждый день. Вскоре к ее танцам присоединились три девочки из старших классов музыкальной школы, стали разучивать с ними крымскотатарские танцы вместе. Репертуар со временем пополнялся. И однажды в зал, где они занимались, вошла директор Дома культуры:
– Что это такое?!
Девушки перепугались. «Сейчас выгонят и больше не пустят!» – подумала Веляде.
– Чтобы завтра же были в Доме культуры – на сцене! – услышали самодеятельные артисты.
И это была победа!
Уже через неделю поехали заказывать костюмы для танцев, директор поддержала все начинания Веляде, а сельский совет оплатил расходы на новый реквизит. Так появились у девушек платья с национальным орнаментом, а у музыкантов белые рубашки и пояса. И поехал коллектив гастролировать по всем соседним селам, ох и танцевали!

Вечная молодость

Спустя годы работы в сфере культуры Веляде могла бы быть и на управленческих должностях, но все дело в отсутствии специального образования, а мастерства она давно достигла. Больше десяти лет эта женщина вела танцевальную группу на самодеятельных началах. За этот период Веляде собрала вокально-инструментальный ансамбль «Яшлыкъ» (в переводе с крымскотатарского «вечная молодость»). В нем были ударные инструменты, труба, гитаристы, аккордеон, кларнет, баян. Ездили с концертами по всему Крыму, группу знали многие. Дальше дело дошло до постановок спектаклей. Ну и, конечно, ни один татарский национальный праздник не проходил без участия ее воспитанников.

Феодосия, здравствуй!

В 2003 году Аблязовы переехали в Феодосию. Как-то Веляде Измайловна зашла в отдел межнациональных отношений, а там срочно искали руководителя на «Къара-Дагъ». Свидетелем разговора она стала случайно, осторожно сказала: «Возьмите меня. Правда, у меня нет специального образования». – «Вы танцуете?» – «Танцую. И опыт работы с коллективом есть». – «Так что же вы сидите и молчите?!» Вскоре Веляде Аблязова вышла работать с известным коллективом «Къара-Дагъ» в Феодосийский Дом культуры. За 10 лет работы здесь [исполнится 16 октября 2023 года, – прим.авт.] у нее было три выпуска – три поколения танцоров. И сейчас в «Къара-Дагъе» есть те, кто прошел эти годы вместе с ней и остался. В целом в фольклорном коллективе занимается 40 человек в возрасте от 5 до 16 лет и в «Яшлыкъе» 15 человек от 17 до 66 лет.

Танцуй, Веляде!
Награда из рук Главы администрации Феодосии Владимира Попенкова за значительный вклад в популяризацию духовной культуры и творчества РК

«Мне хочется работать и работать»

Было много разных конкурсов, выездов, фестивалей, в том числе и международных. На вопрос о том, какие больше всего запомнились, участники хором отвечают: «Казань!» Там они давали сольный концерт и еще участвовали в конкурсе. Пять лет туда собирался наш фольклорный коллектив, но все время что-то препятствовало этому, в том числе эпидемия коронавируса. И вот в этом году на автобусе
27 человек, из них 16 участников, съездили в Казань. Дом культуры сшил перед поездкой новые костюмы, подготовились как надо.
– Я очень благодарна администрации Феодосийского Дома культуры! Мы получили массу удовольствия и вдохновения. После Казани никак не остановишься – хочется работать и работать! Выступали на сцене Дома Дружбы народов Татарстана – это очень высокий уровень, – говорит Веляде Аблязова, а глаза-то горят молодым задором.

Танцуй, Веляде!
Оценивая танец девушек, жюри сказало: «Вы нас просто покорили»

Айше Хатип

Мы встретились с ведущей солисткой танцевальных коллективов «Къара-Дагъ» и «Яшлыкъ» Айше Хатип и поговорили о танцах и победах на сцене. Она пришла к Веляде Измайловне в 2015 году, а сейчас уже является ее помощником. Хатип выступала на сценах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Сочи, Минска, других городов и весей. Недавно девушка окончила хореографический факультет Крымского университета культуры, искусств и туризма.
– Что в крымскотатарском танце самое важное? – спрашиваю Айше.
– У девушек это плавность, нежность, они как голубки; мужчины показывают себя гордыми орлами. Важно каждое движение артиста, как ведешь себя на сцене – такой ты и есть, ведь через танец виден характер человека.
Однажды Веляде Измайловна взяла Айше на «круглый стол», чтобы она послушала, что говорят о ведущей солистке. Один московский балетмейстер восхищался ее одновременно невероятными по технике исполнения движениями, говоря о том, что он, имея такой стаж и образование, не может делать одновременно руками и ногами именно так.
– Как воспитать любовь к культуре своего народа, Айше?
– Все зарождается в семье. Обряды, обычаи, традиции – это все в семье. Мы же несем любовь к крымскотатарскому танцу. Знаете, бывают свадьбы, когда молодые не умеют их исполнять – это стыдно. Поэтому мы с Веляде Измайловной стараемся приобщать к культуре крымскотатарского танца наших земляков с раннего детства.

Танцуй, Веляде!
Выступление, посвящённое празднику феодосийских караимов «Ага думпа». Щебетовка. 2023

Живое воплощение Крыма

Национальная одежда крымских татар очень красивая, бархатная и атласная. У женщин обязательно шаровары под платьем, юбка с тесьмой на подоле – до ступней. По линии соединения пол пиджака вышивается игридал – извилистый узор. На груди платья тоже нежная красивая вышивка – игридал в форме родового дерева, символизирующего женское начало. У мужчин на одеждах другой орнамент, более широкий, с листьями граната.
В прошедшую пятницу корреспондент газеты «Победа» побывала с крымскотатарскими коллективами в Судаке на Втором Всероссийском фестивале-конкурсе «Шелковый путь». Как же это было красиво! Танцуй, Веляде, кружитесь в танце, девочки, парите над сценой, гордые орлы. Вы и есть живое воплощение Крыма!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора

Наша справка

Фольклорный коллектив крымскотатарской культуры «Къара-Дагъ» был организован в 1992 г. как вокально-хореографический ансамбль «Къара-Дагъ», руководителем которого был Сервер Абдуллаев, хореографом – Сеферова Лейля Алимовна. С 1999 по 2011 гг. коллективом руководила Леннора Либерман. В 2002 г. коллективу было присвоено звание Народный. С марта 2013 г. и по настоящее время коллективом руководит Аблязова Веляде Измайловна. По ее инициативе в Феодосии стал проходить Республиканский фестиваль крымскотатарской культуры «Кефе гуллери».
Фольклорный коллектив крымскотатарской культуры «Къара-Дагъ» принимает участие во всех городских праздниках, культурно-массовых мероприятиях, в региональных, межрегиональных, всероссийских фестивалях-конкурсах. Заслуженно получает дипломы лауреатов, памятные призы, грамоты, медали и благодарности. На сегодняшний день в коллективе насчитывается 3 возрастные группы:
– коллектив-спутник «Гонджелер»: от 4 до 8 лет;
– средняя группа «Мелевшелер»: от 9 до 12 лет;
– старшая группа «Къара-Дагъ»: от 13 до 16 лет.
Коллектив является хранителем крымскотатарских традиций и обычаев, ежегодно проводит концерты к национальным праздникам «Наврез», «Дервиза», «Хыдырлез», «Ураза Байрам», «Къурбан Байрам», Дню крымскотатарского флага.
Помимо фольклорного коллектива крымскотатарской культуры «Къара-Дагъ», Веляде Измайловна руководит в Доме культуры ещё и коллективом крымскотатарской культуры «Яшлыкъ». Возраст участников от 18 лет.