Фонтан Гаевского: история и фактыТак выглядел корпус бассейна фонтана Гаевского. 2008 год. Фото Анны Соколовой

Впервые название фонтана – «Фонтан Гаевского» – я услышал в далеком 2014 году. В то время я начал активно интересоваться историей города Феодосии. Тогда же узнал печальную судьбу этого фонтана. Но обо всем по порядку.

Как известно, после присоединения Крымского полуострова к Российской Империи в нашем городе насчитывалось более 30 общественных фонтанов и водоемов1. Но в скором времени ситуация резко изменилась. В конце XVIII в. древняя гидротехническая система начала сильно разрушаться. Этот процесс продолжился вплоть до конца XIX в., когда в городе полностью решили отказаться от древнего водопровода и применить кардинально новый подход. Разрушения начались из-за того, что город был в упадке, практически полностью сменилось население, необходим был надзор за работой водопровода. Были и случаи порчи старого водопровода в разное время и при разных обстоятельствах. Подробно на этом вопросе я останавливаться не буду. Но интересующимся рекомендую ознакомится с работой Евсеева Андрея Анатольевича «О водоснабжении города Феодосии в конце XVIII-начале ХХ вв.».
Выяснилось, что фонтан Гаевского довольно старинный и имел множество названий. Расположен он на пересечении улиц 8-го Марта и Греческой. Пока смело можно утверждать, что он, как минимум, существовал со времен турецкого владычества. В 1799 г. шеф Витебских мушкетеров генерал-лейтенант Острожский Василий Кириллович принял решение восстановить один из турецких фонтанов2. В то время Витебский мушкетерский полк квартировался в Феодосии3. Для этого он выбрал наименее повреждённый – известный сейчас как фонтан Гаевского Павла Васильевича. При турках этот фонтан назывался «Кусик чесмесы», нанесён на русский план города 1784 г. с пометой «ширвани». Острожский В.К. израсходовал на его ремонт 1000 рублей, ассигновав также на его ежегодное содержание 100 руб. С этого времени за фонтаном закрепилось название «Шефский». Назначенный в марте 1801 г. шефом полка, генерал-майор Мусин-Пушкин Павел Клавдиевич посчитал количество воды, доставляемой этим фонтаном, недостаточным. Но, не обладая решительностью или финансовыми возможностями своего предшественника, Павел Клавдиевич два года давил на городского голову Бодеджи Георгия, понуждая произвести ремонт ещё одного фонтана за счёт горожан. Последние, насчитывающие чуть более трёх сотен мужчин, едва ли могли взять на себя такие расходы. Сколько не убеждали в этом П.К. Мусина-Пушкина и Таврического губернатора Михельсона Ивана Ивановича городской голова и полицмейстер, большие начальники делали вид, что не понимают. В результате произведённой раскладки было собрано около 350 рублей, которых не хватало даже на ремонт фонтана Шефского. Гражданский губернатор Новороссии Беклемишев С.А., посетивший в 1803 г. Феодосию, добавил ещё 150 рублей. Но был ли произведён ремонт ещё одного фонтана или нет в этот период – неясно4.

Из описи фонтанов, принятых 23 ноября 1805 года Феодосийской городской ратушей от строительной части.

Кузюк чесмес, означенный на генеральном плане под № 124-м, квадратный, в 2 1⁄2 саж., из темного мягкого камня, в котором производились починки в 1804 году: внутри бассейн от нечистот вычищен, также и передний бассейн вычищен и поправлен; провод воды в оному также прочищен, и на оный употреблено тысяча двести новых труб; ныне оный фонтан довольно воды имеет и состоит в исправности5.

В XIX в. в Феодосии было еще много фонтанов, но более-менее исправно работающих немного. Описываемый фонтан входил в число основных, дававших немалый объем воды. На момент 1817 г. бывший Шефский фонтан именуется уже Комендантским, а в июне 1824 г. переименован в Александровский6. Периодически в XIX в. город производил ремонт и обслуживание городских фонтанов и старого водопровода. Были назначены специальные люди, осуществляющие надзор за состоянием фонтанов. Александровский фонтан часто выходил из строя. Это были разрушения самого резервуара и корпуса, также поломки случались на линии водопровода. В 1835 году Городской Думе стал известен факт, что, несмотря на малый объем воды, даваемый фонтаном, население стирает в нем белье. Дума обратилась с соответствующим заявлением к полиции – оградить фонтан от такого злоупотребления. Кстати, тогда же, в 1835 году, впервые с фонтаном упоминается фамилия управляющего Феодосийской портовой таможней Гаевского П.В., дом которого находился около фонтана. Но сам фонтан еще именуется Александровским7. В 1862 году он описывается уже как «Гаевский», но состояние его определяется как самое худшее из действующих8. Собравшаяся комиссия 21 июля 1864 года решает во что бы то ни стало исправить текущее состояние фонтана Гаевского. В то время он давал всего 16 ведер воды в час. Специалистами Матерно М.И. и Малашевым И. были обследованы фонтан, трубопровод и питающий его колодец, находящийся в 817 саженях (1532 метрах) от самого фонтана. Были выявлены множественные повреждения трубопровода и повреждения питающего колодца, находящегося в окрестностях сада Диофани9. Как указано в статье Андрея Евсеева, одной из причин разрушения старого водопровода как раз и было разведении садов и виноградников. После оценки всех повреждений фонтана Гаевского был предложен проект реконструкции. По данному проекту следовало переложить или заменить некоторые трубы, убрать стены сада Диофани, которые попадали на трубопровод, модернизировать питающий колодец, а также создать дополнительную запруду, используя рельеф местности. Прогноз был многообещающий, предполагалось, что после реконструкции фонтан будет давать уже 160 ведер воды в час, то есть поток увеличится в 10 раз. Общая сумма реконструкции оценивалась по смете в 5226 рублей10. Но, к сожалению, этот проект так и не был реализован. По донесению полицмейстера Пасынкова П.А. в Думу от 02 июня 1871 г. стало известно, что «во всех городских фонтанах, кроме называемого Караимским, воды нет». В то время уже не особо думали о реконструкции старой водяной системы, а искали новую, кардинально отличающуюся. После дара городу Айвазовскими субашской воды обо всех прежних проектах и вовсе забыли.

Фонтан Гаевского: история и факты
Развалины фонтана Гаевского. 2011 г.

Скорей всего, на этом и закончилось функционирование фонтана Гаевского. Возможно, в ХХ в. он мог еще иногда давать хоть немного воды, пока старый водопровод не был окончательно уничтожен. К слову, все колодцы и фонтаны в Феодосийском лесничестве питались искусственно, вследствие того, что склоны Тепе-Обы состоят из серых твердых мергелей и не способны дать начало естественным родникам и ключам11. Но сам корпус фонтана еще послужил людям. Феодосийская журналистка и краевед Браславская Валентина Александровна в своих мемуарах вспоминала, как старый фонтан служил им бомбоубежищем. Когда началась Великая Отечественная война, ей не исполнилось и семи лет. Однажды в поисках нового жилья Валентина Александровна вместе с матерью оказалась в доме №10 по улице 8-го Марта. Дом принадлежал армянской семье Балджиевых, которые успели эвакуироваться, но дали распоряжение, чтобы дом не пропал, поселить туда людей. Семья Браславских стала четвертой. Фонтан Гаевского не раз своими стенами защищал людей от осколков12.
XXI в. стал для фонтана Гаевского фатальным, в конце января 2011 г. в местных газетах появились статьи о том, что фонтан разбирают13. Были уточнения, что фонтан в реестре памятников архитектуры не значится и находится на частной территории. Говорилось, что разбор начат одним из домовладельцев, чтобы его потом восстановить. Но по какой-то причине восстановления не последовало. Говорили, что не хватило подписи и были штрафы, а может – и вовсе причина была другая. Но спустя годы можно было наблюдать лишь то, как груда камней от фонтана постепенно уменьшается, а образы в памяти стираются.
Последнее название фонтан получил, очевидно, за существенные заслуги Павла Васильевича. Павел Гаевский был не только управляющим таможней, но Феодосийским градоначальником, да и вообще внес существенный вклад в развитие городского управления. Именем его была названа и улица, переименованная впоследствии в улицу 8-го Марта. К сожалению, усыпальницу Павла Васильевича постигла не лучшая участь, как и фонтан.
Можно ли еще спасти фонтан? Можно, но только как памятник. Воды он точно уже не даст. Но явно этот процесс не простой, и не по силам он жильцам прилегающего дома. Фонтан Гаевского – это достояние и часть истории города Феодосии, и только городу по силам такая задача. Возможно, жильцы дома оказались в патовой ситуации и сами бы хотели видеть возле своего дома памятник истории, а не руины прошлого. Лишь сильные мира сего могут повлиять на ситуацию, и именно сейчас, в наше время. Пока соответствующего шанса нет. Так как фонтан официально – не объект культурного наследия, это дает некоторую свободу действий. Но, к сожалению, в Феодосии подобные чудеса – это такая редкость, и скорей всего древний турецкий фонтан вообще канет в лету.

Известные названия фонтана в хронологическом порядке

Кусик чесмесы – до 1784 г.; Шефский – с 1799 г.; Комендантский – примерно с 1817 г.; Александровский – с июня 1824 г.; Гаевский – примерно с 1862 года.

  1. 1. Распоряжения Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического касательно устроения Таврической области с 1781 по 1786 г.// ЗООИД. – 1881. – Т.12. – С.280. Прим. 27. Халпахчьян О.Х. Этапы планировки и застройки Феодосии (с древнейших времен до конца 18 в.) // Архитектурное наследство. – 1976. – № 25. – С.47. ↩︎
  2. 2. Бобков А.А. Витебские мушкетеры. Черновик. ↩︎
  3. 3. Долгорукий С.Н. Хроника Российской Императорской Армии. СПб.,1799. – № 43. ↩︎
  4. 4. О водоснабжении г. Феодосии в период русского владычества. Извлек из дел, хранящихся в архиве местной Думы, В.К. Виноградов. Симферополь. Печатано в Таврической губернской типографии, 1885 – 386+16 с. ↩︎
  5. 5. Там же – с. 57. ↩︎
  6. 6. Там же – с. 145. ↩︎
  7. 7. Там же – с. 191. ↩︎
  8. 8. Там же – с. 304. ↩︎
  9. 9. Там же – с. 319. ↩︎
  10. 10. Там же – с. 330. ↩︎
  11. 11. Жуков Н. Н. О древних гидротехнических сооружениях в ближайших окрестностях г. Феодосии в связи с вопросом об изучении принципов добычи влаги из атмосферы / Н. Н. Жуков // Феодосийское отделение общества по изучению Крыма и археологический музей. Сборник статей по экономике, быту и истории Феодосийского района. Выпуск 1-й. – Феодосия, 1931. ↩︎
  12. 12. Браславская В.А. Память детства не дает покоя: Воспоминания. – Изд.2-е. – Москва: МЕЛГА, 2014. – 0192 с.: ил. – С. 110. ↩︎
  13. 13. Наливайко Ю. Разобрали фонтан Гаевского / Ю. Наливайко // Победа. – 2011. – 5 февр. – С. 3. ↩︎

8 января 2024 г., Феодосия

Денис ПЕРВУХИН, фото из собрания автора