Когда в мир приходит Рыцарь музыки…Феодосийские гимназисты (фото 1896 г.) Вениамин Гауфлер – в нижнем ряду справа

«Вчера было 3 градуса мороза и казалось, что будет теплее. Но сегодня температура упала, и поднялся сильный ветер. Погода так резко переменилась, что можно думать, что завтра будет циклон. Тётя мне рассказывала, что люди на улице бегают от холода, а не ходят. Мужчины ходят в платках на головах, а сверху платков надевают шапки и даже котелки. Умирают от сыпного тифа ужасно много», – писал 27 января 1920 года в своём дневнике ученик феодосийской гимназии Герман Гауфлер, в будущем – талантливый пианист и уникальный учитель музыки.

Дневник феодосийского гимназиста

…Родным городом Германа Гауфлера была Феодосия. Он родился в 1908 году в семье музыкантов, Вениамина Людвиговича и Валерии Альфонсовны. Родители его были образованнейшими людьми своего времени. Мать окончила Московскую консерваторию, отец – выпускник Берлинской консерватории. Вениамин Гауфлер вошел в историю Феодосии как основатель в 1921 году нашей первой музыкальной школы, творческий человек, друг поэта и художника Максимилиана Волошина, член первого в городе литературно-художественного общества «Киммерика».
Более двадцати лет назад благодаря выходу в свет альманаха «Крымский альбом. 1999» феодосийские читатели смогли познакомиться с одним неприметным, на первый взгляд, документом – «Дневником феодосийского гимназиста (апрель 1919 г. – декабрь 1924 г.)» (составитель Дмитрий Лосев, Издательский дом «Коктебель», 2000). Эта тетрадь сохранилась в семье бывших феодосийцев, ныне – жителей Петербурга. В своё время Герман Гауфлер просил свою дочь никому не показывать дневник, и Евгения Германовна лишь в 1997 году, через семнадцать лет после смерти отца, показала тетрадь другу семьи – литературоведу Владимиру Купченко. Ещё ранее опубликованного в альманахе дневника под названием «Тревожные дни» Дмитрием Лосевым была написана статья «Записи, удержавшие время. О Германе Гауфлере и его дневнике».
Герман Гауфлер начал свои записи в десять лет и описывал события 1919-1924 годов. Дневник наполнен именами феодосийцев, с которыми его свела судьба. На страницах отразились смены властей, радости праздников, занятия с родителями и в гимназии, тяжёлые голодные времена, заботы родителей о заработке на самое необходимое. Записи дневника рассказывают о родителях, их домашних музыкальных концертах, дружбе с детьми. Так, например, чаще других в дневниковых записях упоминаются сестры Куликовы, жившие по соседству. Елена, одна из сестер, позже стала супругой Георгия Ратманова, знаменитого исследователя Арктики.

Из дневника феодосийского мальчика Германа Гауфлера:
«24 января 1920 г., Феодосия
…с метеорологической станции прислали уведомление о том, что ожидается циклон, и потому советуют запастись провизией и водой. Дела добровольцев хорошие. На Перекопе стоят 39 полков добровольцев. Вчера уехало пять семейств буржуев на пароходе «Витим». Снег тает и стало теплее, во дворе 4 градуса тепла».
«29 января 1920 г.
Вчера ожидали циклона, к вечеру ветер стал крепчать, поднялась снежная метель. Тёте как раз надо было идти в земство, там занимались старшие классы гимназии. Мы беспокоились, что она попадёт в вихрь. Но, к счастью, циклона не было, и тётя пришла домой безопасно. У нас в комнатах холодно, плюс 5, и я хожу в меховой куртке…»

Старый дом хранит память

«В переулке Айвазовского, недалеко от помпезного мраморного надгробия знаменитого мариниста, сохранился старый двухэтажный дом. Затаившийся в глубине мощённого булыжником двора, он с переулка почти не виден – лишь старые деревянные ворота. Возведён дом, вероятно, в последней трети ХIХ века» (Дмитрий Лосев. Записи, удержавшие время. О Германе Гауфлере и его дневнике // Крымский альбом, 1999).
До революции дом принадлежал Антонине Ивановне Вещицкой. У неё-то и снимала комнаты второго этажа семья Гауфлер. В этом доме после войны жила родная тётя Германа – Евгения Альфонсовна Воллк-Ланевская. Мама Германа была серьёзно больна, и воспитанием мальчика занималась её сестра, которая оставалась для него самым дорогим человеком до конца жизни. В записях и исправлениях дневника иногда чувствуется рука тёти Жени. Она читает дневник, следит за неточностями, рекомендует, на что обращать внимание. По словам дочери Германа Гауфлера, именно тётя и сохранила дневник мальчика, правда, вырвав из него листы с самыми «опасными» записями. Спустя годы Герман Вениаминович рассказывал дочери, что из дневника были изъяты, прежде всего, записи о добровольцах и «красном» терроре.
Дом, в котором жила семья Гауфлер, сейчас, увы, перестроен. Его ступени и двор помнят поступь Анны Никитичны, жены Айвазовского, голос гимназического друга Максимилиана Волошина. Дом хранит память о нашем замечательном художнике-киммерийце Константине Богаевском, который когда-то сватался к Евгении Альфонсовне. Сомнения нет, что внутри стен большинства домов Старого города живёт история. Её полузабытые или совсем неизвестные страницы воссоздаются для нас, а судьбы людей воскрешаются благодаря научным исследованиям, архивной работе и публикациям феодосийских краеведов и историков.

«Мама и папа ушли на открытие музыкальной школы»

На фасаде нашей детской музыкальной школы №1 есть мемориальная доска в честь её основателя, пианиста Вениамина Гауфлера. На просторах интернет-ресурсов можно легко найти информацию о том, что после войны школа располагалась в доме №12 по улице Куйбышева, в 80-х годах переехала в бывший Дом малютки во дворе исполкома, в теперешнем здании на проспекте Айвазовского находится с 1991 года. Это всё, что было известно о феодосийской музыкальной школе. А вот о точной дате открытия, и где именно она находилась, до выхода в свет дневника Германа Гауфлера ничего известно не было. Ценность этих записей в том, что они помогают более точно отразить исторически важные события в Феодосии. Одно из них – дата открытия школы – 8 июля 1921 года. Первые преподаватели музыкальной школы бесплатно обучали игре на скрипке и фортепиано детей рабочих феодосийского порта. В школу тогда записалось более ста человек. Она располагалась в доме Кагон, который стоял рядом с армянским фонтаном на Морской улице. Под классы были заняты три комнаты, в одной из них стояли два пианино.
Герман писал в этот день: «Мама и папа ушли на открытие музыкальной школы, а я остался дома один хозяйничать. Вскоре пришла тётя, она, к счастью, продала ложки за 10 000 рублей и купила помидор, творогу и зелени. Я был рад помидорам, сейчас же съел один и сам пошёл на открытие школы. Я был там недолго, но был рад, что получил там хлеб из наробраза (Народный отдел образования, – прим.авт.). На открытии было неинтересно».
Так, благодаря кропотливой исследовательской работе редактора и издателя краеведческого альманаха «Крымский альбом» Дмитрия Лосева и известного феодосийского краеведа Константина Виноградова, была открыта ещё одна страница истории нашего города.

Основатель феодосийского землячества

Герман, естественно, с самых ранних лет начал заниматься музыкой. С 1921 по 1926 год он обучался в Феодосийской музыкальной школе. В 1936 году поступил на фортепианный факультет Ленинградской консерватории, которую окончил с отличием 21 июня 1941 года, накануне начала Великой Отечественной войны. Диплом ему подписал сам Дмитрий Шостакович!
А уже летом 1942 года он в числе художников, музыкантов и других представителей творческой элиты Ленинграда немецкого происхождения был сослан в город Салехард, где работал в Доме пионеров, детской музыкальной школе, преподавал в национальном педагогическом училище.
После войны Гауфлер оказался в Ханты-Мансийске, даже ещё не в городе, а рабочем посёлке. В пед-
училище, школах, музыкальном кружке, в открывшемся в конце 40-х годов Доме пионеров он преподавал игру на фортепиано, мандолине, домре, вёл уроки пения, руководил хором, обучая будущих педагогов малокомплектных школ Крайнего Севера.
Только в 1959 году Гауфлеру разрешили вернуться в Ленинград. В Ленинградском музыкальном училище он работал преподавателем концертмейстерского класса. Здесь же он стал «основателем неформального феодосийского землячества». В эти годы он ездил в родную Феодосию, где без счёта фотографировал и занимался киносъемкой. Ему удалось запечатлеть многие любопытные события, интересных и милых его сердцу людей, сохранившиеся уголки старого города.

Когда в мир приходит Рыцарь музыки…
Цветы – для послевоенных учеников Гауфлера.
Фото пресс-службы музыкального колледжа г.Югры

Излучающий свет и радость

За 16 лет жизни в Ханты-Мансийске под обаяние Гауфлера попали многие, и свет яркой, незаурядной личности отражается на его учениках до сих пор. Судьбой стал и сам город, и бревенчатый двухэтажный дом на одной из центральных улиц, и музыкальный колледж, тогда – педагогическое училище. Дом, в котором сейчас располагается учебный корпус, помнит Германа Гауфлера, его голос и звуки шагов, игру на рояле и пение хора под его руководством.
Совсем недавно, одним из декабрьских дней, в далёкой Югре Ханты-Мансийского округа вспоминали нашего выдающегося земляка. В уютном камерном зале музыкального колледжа состоялся вечер памяти, посвящённый 115-летию со дня рождения музыканта. На мероприятие пришли ветераны педагогического труда, преподаватели музыки и пения педагогического училища 50-60-х годов прошлого века, выпускники, среди которых – любимые, преданные ученики Германа Вениаминовича. На экране – большой портрет музыканта, на сцене – белый рояль, в витринах – бесценные фотографии разных лет, книга Галины Захаровой «Рыцарь музыки» и тот самый фотоаппарат, который запечатлел для потомков исторические моменты времени. Галина Захарова по образованию – учитель русского языка и литературы, увлечённый человек, романтик в душе, умеет передать своё состояние в стихах и сказках, и особенно – своё отношение к людям, о которых пишет. Долгие годы она успешно занималась журналистикой, член Союза журналистов России с 1998 года и Союза писателей Российской Федерации. Автор книги внесла интересное предложение о проведении музыкального конкурса имени Гауфлера совместно с Феодосийской детской музыкальной школой. И зал поддержал эту мысль аплодисментами!
В своей книге под одной обложкой Галина Захарова объединила биографию Гауфлера и отрывки из его гимназического дневника. Но большую часть книги составляют воспоминания учеников, друзей, соседей, сослуживцев Германа Вениаминовича. Как педагог-музыкант, преподаватель педагогического училища, Герман Вениаминович оставил незабываемый след в его истории, в сердцах выпускников послевоенных лет. Уже немолодые ученики Гауфлера пронесли через всю жизнь трепетную любовь к своему учителю, благодарность за приобщение к миру музыки. Он мог стать концертирующим пианистом с мировым именем. Но делал не менее великое: дарил людям музыку, бессмертную музыкальную классику Шопена, Штрауса, Скрябина, Чайковского, Моцарта, Шостаковича, Рахманинова. Было и официальное признание: имя его занесено в Книгу Трудовой Славы Ханты-Мансийского национального округа в 1961 году.
«Это был человек, излучающий свет и радость, Рыцарь музыки», – написала старейшая выпускница педучилища, хантыйская поэтесса с мировым именем Мария Волдина.

Не видеть, но чувствовать и слышать

В 2013 году вышла в свет книга воспоминаний актрисы Александры Коротаевой «Наша счастливая треклятая жизнь». Александра Коротаева родилась в Феодосии, где после трагической смерти отца их семья продолжала жить, пока обстоятельства не заставили мать с двумя дочерьми перебраться в Новосибирск. В автобиографической повести встречаются воспоминания о Вениамине Людвиговиче Гауфлере, ученицей которого была мать Александры – Серафима Пантелеймоновна, одарённая пианистка:
«Отношения мамы и Гауфлера были не просто отношениями учителя и ученицы. Они дружили. Он видел в ней дарование и готовил любимую ученицу в Одесскую консерваторию. Вениамин Людвигович приходил к маме домой и говорил бабушке: «Не заставляйте Симочку, уважаемая Татьяна Ивановна, заниматься бытом. У нее другое предназначение». Мама с детства видела плохо, но очки носить отказывалась. Два раза Гауфлер покупал ей пенсне, но она по своей неприспособленности к повседневной жизни разбивала их чуть ли не в тот же день. Тогда он смирился и сказал: «Господь не хочет, чтобы вы видели, он хочет, чтобы вы чувствовали и слышали». Сам же Гауфлер пользовался слуховой трубкой, как Бетховен, и шутил, что это сходство примиряет его с недугом. Разумеется, любимым маминым композитором стал Бетховен. У нас были ноты, подаренные Гауфлером: сонаты Бетховена с королевской печатью. Мамина подруга, учившаяся тоже у Гауфлера несколькими классами младше, рассказывала: когда учитель занимался с мамой в классе, она, еще ребенком, сидела на полу под дверью и пребывала в каком-то эйфорическом восторге от звуков, наполнявших школу. Кроме мамы, так никто не играл. До конца жизни мама помнила своего педагога и друга, и все, что он ей успел дать, осталось в ней навсегда».
А вот воспоминания одной из учениц Гауфлера, далёких послевоенных лет: «Было одно любимейшее дело в школе, ради которого откладывалось все. На репетицию нашего школьного хора мы бы пришли, прибежали, наверное, даже тогда, когда бы «камни падали с неба». Герман Вениаминович Гауфлер – вот кто сумел нас увлечь, зажечь, научить – низкий ему за это поклон. Со сцены нашей школы, а затем и Дома народов Севера звучала музыка Глинки, Шумана, Бизе, Чайковского в исполнении нашего хора, наших солистов… С солистами Герман Вениаминович занимался отдельно и много, для них это была бесплатная музыкальная школа. С благодарностью к Герману Вениаминовичу, с любовью к нашему хору вспоминаем мы те годы и наши песни, наши волнения перед выступлениями и то, как он сердился, если зимой встречал нас на улице громогласно «беседующих» или, того хуже, поющих».
У каждой из его учениц, давно немолодых женщин, присутствующих на вечере, нашлись сердечные, проникновенные, трепетные слова о своём учителе. Мария Волдина рассказала о занятиях в хоре под руководством Германа Гауфлера. Например, о том, как он профессионально распределил первокурсников из национальных селений на первые, вторые и третьи голосовые партии. По незнанию начинающие ученики подумали, что их голоса оценили, как пушнину на первый, второй и третий сорта, и, обидевшись, перестали ходить на занятия хора. Директор не наказал студентов, но разъяснил им, как необходим пед-училищу хор.

«Меня потрясла его игра!»

«Я не знаю, как удалось ему за один год научить нас понимать музыку. Мы с увлечением исполняли хор половецких девушек из оперы Бородина «Князь Игорь», хор девушек из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Наши солисты исполняли дуэты Лизы и Полины, Прилепы и Миловзора из оперы Чайковского «Пиковая дама», «Сомнение» Глинки, – из воспоминаний бывшей участницы хора под руководством Гауфлера Веры Плесовских (Загайновой). – В то время появились прекрасные музыкальные фильмы. Ноты песен из этих фильмов в нашем городе приобрести было невозможно. И чтобы мы не отставали от новинок музыкальной жизни, Герман Вениаминович отправлялся с нами в кино, предварительно дав поручение одним записывать тексты песен, а другим запоминать мелодию…»
«Меня потрясла его игра, он играл изумительно. И сколько бы я ни ходила на симфонические, камерные концерты, всегда сравнивала игру (даже знаменитых музыкантов) с игрой Германа Вениаминовича. Мама купила мне фортепиано. До сих пор у нас стоит этот инструмент, который в своё время выбрал Герман Вениаминович. Сейчас на нём играет внучка Соня», – из воспоминаний Светланы Ложенковой.

Когда в мир приходит Рыцарь музыки…
Хор детской музыкальной школы, Ханты-Мансийск. Из архива Ирины Сатыгиной (Аксариной)

«Я должен всем, кого помню…»

После ухода на пенсию Герман Вениаминович писал воспоминания о своем феодосийском детстве и друзьях. В одном из писем он делился планами: «Я чувствую свою огромную ответственность перед ними. Я должен им. Я должен всем, кого помню…» Эти строки он писал уже в больнице. Герман Гауфлер умер 3 апреля 1980 года.
Феодосия дала миру многих по-настоящему талантливых людей, имена которых известны почитателям искусства во всем мире. Айвазовский, Богаевский, Волошин, сёстры Цветаевы, Грин, – этот список можно продолжать бесконечно. Они оставили после себя богатое творческое наследие, вписав свои имена золотыми буквами в историю живописи, литературы, музыки. Но, к сожалению, зачастую те, кого знает весь мир, преданы забвению в родном городе. На Феодосийском историко-мемориальном кладбище находится семейное захоронение Воллк-Ланевских и Гауфлеров . На упавшем когда-то каменном кресте есть и памятная доска (кенотаф) в память об этом человеке. Неравнодушные феодосийцы, общественники совета «Храни и помни» делают всё возможное, чтобы своими силами сохранить наше культурное наследие, они проводят субботники на старом кладбище, расчищают мусор, приводят в порядок могилы, стараясь сохранить на страницах истории имена известных земляков. Но субботники кардинально проблему не решают. Чтобы не утратить имена и судьбы, кладбище нуждается в постоянном уходе, а его памятники – в хоть какой-то реставрации. Ведь за каждым из них – судьба человека, какая-то часть его жизни, неразрывно связанная с Феодосией.
Жители Ханты-Мансийска говорят, что им повезло, ведь много лет назад здесь появился Рыцарь музыки – Герман Вениаминович Гауфлер. И Феодосии повезло. Повезло быть колыбелью целой плеяды талантливых, творческих, возвышенных личностей, чьи имена становились известны далеко-далеко за её пределами.

Эвелина ПОРТНАЯ