Есть в начале февраля такой день, когда всё мировое врачебное сообщество отмечает праздник в честь представительниц прекрасной половины человечества, которые работают в медицинской сфере, День женщины-врача.

«Недостойно мужского ума и рук»

«Игла для вышивки является гораздо более подходящим оружием в руках женщины, чем скальпель или бистория (изогнутый хирургический нож)». «Кучка безбородых страшил, которая оскорбляет права четырехсот обычных студентов…». «Что за бесстыдное стадо бесполых существ, которые своим только видом бесчестят дамскую одежду!» – отзывались газеты середины XIX века о первых женщинах, которые решились получить медицинское образование и пришли на открытую лекцию вместе со студентами-мужчинами…
Первый в мире женский медицинский колледж был организован в 1848-м году в Англии Сэмюэлем Грегори. В целом этот доктор считал, что родовспоможение (акушерство) – дело неблагородное и недостойное мужского ума и рук. Он считал, что женского ума вполне хватит, чтоб помочь таким же глупым роженицам, которые к тому же ещё и смущаются докторов-мужчин.
В 1849 году Элизабет Блэквелл, англичанка по рождению, стала первой в Америке женщиной, получившей медицинскую степень в Женевском медицинском колледже в Нью-Йорке. В то время это было скорее случайностью, однако, к которой настойчивая девушка шла несколько лет. Она яростно заваливала учебные заведения заявлениями о приёме на обучение. Их было так много, что декан Женевского колледжа решил отдать этот вопрос на голосование среди студентов. По счастливой случайности, этот вопрос было воспринят как розыгрыш, и все полсотни студентов, хихикая, проголосовали «за». И Элизабет стала лучшей на курсе, с отличием окончила учебное заведение и, несмотря на все преграды и осуждения общества, получила диплом, магистерскую степень и начала практиковать. Она даже сумела организовать в Нью-Йорке диспансер для женщин и медицинские курсы при нём, а затем – и Лондонскую женскую медицинскую школу. Поэтому Элизабет Блэквелл считается первой в истории женщиной-врачом и основательницей движения за право женщин на работу в медицинской сфере. А день её рождения – 3 февраля – стал поводом для учреждения праздника женщины-врача.

Студентки-докторицы

В начале ноября 1869 года Анна Брумолл, студентка женского медицинского колледжа в Пенсильвании, получила странную записку: «Завтра в больнице будет общая лекция с мужчинами». Эту записку доктор Брумолл хранила до конца жизни. Это была первая общая лекция с мужчинами в Пенсильванской больнице.
Сама по себе идея напыщенного и высокомерного Сэмюэля Грегори об образовании женщин сразу столкнулась с целым рядом вопросов. Например, женщины ни при каких условиях не могли посещать медицинские заведения для мужчин, поэтому и были созданы отдельные заведения с особыми «не мужскими» учебными программами. Здесь не было анатомического театра, в них не показывали хирургические манипуляции, а сама система обучения не предусматривала создание квалифицированных врачей.
И лишь спустя 20 лет после открытия женского медицинского колледжа, а это был уже 1869 год, декан Пенсильванского колледжа наконец-то организовала для своих учениц посещение лекций в Пенсильванской больнице.
И вот на первую общую с мужчинами лекцию по медицине прибыла «доблестная двадцатка» молодых женщин, жаждущих учиться. «Когда мы оказались в клинике, в том месте, где тогда был новый амфитеатр, нас окружили мужчины. Они встали на скамьи ногами, шипели, мяукали, выкрикивали оскорбления в наш адрес и кидали в нас скомканные шары из бумаги. Нам пришлось уйти, а мужчины гнались за нами по улице и продолжали выкрикивать гадости», – вспоминает одна из студенток.
Именно после этого инцидента началась борьба за доступность образования для женщин. Вскоре, после ряда оскорбительных и унижающих статей, появились проблески надежды. «Мы голосуем за женщину-врача, особенно если она недурна собой и способна назначить лекарство от любой болезни сердца», – снисходительно говорилось в одной из газетных публикаций. А кое-кто из врачей-мужчин даже благосклонно предложил ввести новый медицинский термин – докторица.

Женщина-врач – это благородно

В России шел такой же процесс, но с некоторым отставанием. У нас первой женщиной-врачом считается Надежда Суслова, которая также отстояла право на получение диплома врача в период, когда двери университетов были ещё закрыты для женщин. В 1862 году профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, прежде всего Иван Сеченов и Сергей Боткин, разрешили трём женщинам посещать их лекции в качестве вольнослушательниц. Но вскоре, после того как царское правительство запретило всем женщинам посещать какие-либо лекции, Надежда Суслова уехала в Швейцарию и поступила в Цюрихский университет, который окончила в 1867 году и стала работать доктором. Ее успех вдохновил многих русских женщин. И уже к 1913 году число российских женщин-врачей превысило две тысячи человек.
В мировой истории можно назвать целый ряд женских имён, кто внёс неоценимый вклад в развитие медицины. Это и Мария Кюри, чьи работы по радиации привели к разработке методов по лечению рака, и Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны 1853-1856 годов организовала первую в мире службу сестёр милосердия… Розалинд Франклин – английский биофизик, многое сделавшая для объяснения структуры ДНК, Вирджиния Апгар – американский врач-анестезиолог в акушерстве, создательница шкалы Апгар, по которой оценивают здоровье новорожденного малыша, Магдалина Покровская – советский бактериолог, создательница первой в мире эффективной противочумной вакцины, – этот список можно продолжать долго.
И хотя исторически в медицине доминировали мужчины, а женщинам когда-то пришлось «покорять вершины» на пути к заветному диплому врача, в настоящее время такое явление как женщина-врач считается нормой и ни у кого не вызывает сомнений или вопросов. Ведь главное – профессионализм и опыт.

Эвелина ПОРТНАЯ