Знакомьтесь, это – эколята-дошколята!

В детском саду с ласковым названием «Солнышко» Анна Прилуцкая работает воспитателем с 2012 года, а в целом имеет педагогический стаж около тринадцати лет. Своих воспитанников она учит с самого маленького возраста любить и заботиться о природе, доброте и благотворительности.

Анна Александровна окончила Крымский гуманитарный университет по специальности социальная педагогика и практическая психология. С самого детства она мечтала быть учителем начальных классов. В студенческие годы уже познакомилась с работой воспитателя. Поэтому с самого начала своей карьеры пришла в эту профессию неслучайно. После декретного отпуска её выбор пал на детские дошкольные учреждения, а именно – на детский сад «Солнышко». И с тех пор Анна Прилуцкая ни разу не пожалела о своём выборе. Первый её выпуск дошколят состоялся в 2014-м году, а всего за годы своей воспитательской работы она выпустила в уже более «взрослую» школьную жизнь около ста мальчишек и девчонок.
– Когда приходишь в детский сад, в любом возрасте тебя ждут воспоминания и встреча с детством. Когда видишь эти горящие глаза детворы, начинаешь вспоминать детские песенки и мультфильмы. Когда даёшь им, кажется, незначительную для тебя информацию, для детей – это целый мир. Для меня всегда было интересно рассказать и показать малышам что-то новое. Вот, казалось бы, обыкновенные подснежники. В феврале мы ходили с ребятами по нашей территории садика и отыскивали только появившиеся первые подснежники. А сейчас, с наступлением весны, то там, то здесь во время прогулки раздаются восторженные возгласы воодушевлённых ребят: «Смотрите, Анна Александровна, вот ещё выросли!» И сейчас дети уже не только знают все локации подснежников на прилегающем участке детского сада, но на занятиях с воспитателем услышали интересную легенду и запомнили много другой полезной информации про чудесные весенние первоцветы.
Сделать так, чтобы целая группа современных малышей внимательно слушала рассказ воспитателя, с удовольствием участвовала в играх или занятиях – задача совсем непростая.
– Многие из наших повседневных моментов перешли в цифровое поле. На своих занятиях мы используем, в том числе, и современные гаджеты. Очень хорошо работает, например, использование электронной почты, съёмка видеороликов. Ребята всегда спрашивают: «А вы маме покажете это видео?» или просят: «Сфотографируйте, пожалуйста, мою поделку».
Анна Александровна уверена, что настоящий воспитатель, в первую очередь, – это человек, который любит детей, готов им многое отдавать и не ждать чего-либо взамен.
– Эти улыбки и сверкающие заинтересованные глаза для воспитателя бесценны. Когда прихожу в школу за своим ребёнком, ко мне бегут уже взрослые ребятишки, здороваются, обнимаются. Сейчас ребята моего первого выпуска уже учатся в девятом классе. Вот эти эмоции действительно дороги для всех нас, современных педагогов, – говорит воспитатель.
Детский сад «Солнышко» является одним из дошкольных учреждений, где выбрано воспитание детей по экологической направленности. Экологическое воспитание существует в нескольких детских садах Феодосийского округа. Но воспитатели «Солнышка» пошли ещё дальше: они занимаются реализацией нового проекта в сфере экожурналистики. Ребята, родители и воспитатели принимают активное участие в городских экологических акциях. Анна Прилуцкая занимается экологической деятельностью не первый год. Она любит природу и путешествия в горы. А для этого не обязательно совершать дальние поездки. Для прекрасной прогулки подойдут, например, наши ближайшие живописные склоны Тепе-Оба.

Знакомьтесь, это – эколята-дошколята!

А в посылке-то – дубочки!

Первым проектом Анны Прилуцкой с ребятами стало проращивание дубов из жёлудей.
– Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит – малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. И деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить много лет!
Цель этого проекта – развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами дуба, гибискуса сирийского древесного. А самое главное – воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям и в целом к природе и всему живому. Ребятишки с удовольствием искали ответы на вопросы: «Почему желудей у дуба много, а новых деревьев вырастает мало?», «О чем мечтает желудь?», «Что будет, если исчезнут все деревья?»
Сначала все вокруг удивлялись: «Дубы? У нас, в Крыму? Эти сомнения не смутили воспитателя и малышей, и они смело принялись за дело.
– Вот только в тот год трудно было найти жёлуди. Ездили и в старокрымский лес, и где только не искали. Поэтому попросила сестру выслать нам жёлуди посылкой из Санкт-Петербурга. А пока они летели, они проросли! Вот такая удача.., – вспоминает Анна Прилуцкая.
Дети с воспитателем выбрали крепкие желуди, семена гибискуса сирийского и посадили их в контейнеры для рассады. По мере необходимости дети под руководством воспитателя поливали землю в контейнерах и наблюдали появление ростков, а все наблюдения заносили в паспорт растения. При появлении листочков, ребята с интересом увидели, что из желудя вырос дубок, из семян – гибискус. Воспитатель фотографировал этапы работы, а ребята не забывают ухаживать за саженцами. На следующем этапе часть растений были высажены в открытый грунт на территории детского сада. А самое главное, что некоторые из саженцев дубочков были подарены на выпускной девятиклассникам. Прекрасный сюрприз своему первому выпуску от нынешних дошколят и воспитателя Анны Александровны! Многие из ребят приходят и рассказывают, как сейчас уже выросли деревья на пришкольном участке. Кто-то посадил дерево на дачном участке, несколько дубочков растут в парке в Насыпном.
Дети закрепили знания о деревьях, названиях, какие семена у них созревают, об их красоте и пользе. Поняли, как трудно вырасти дереву в природе: во время проекта погибли несколько ростков. Вот так воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать её.

Маленькие натуралисты

Знакомьтесь, это – эколята-дошколята!

– А сейчас начали развивать новое направление. Мы не только делаем, но и пишем об этом. По крайней мере, пытаемся. Чтобы наши юные журналисты о чём-то написали, они должны это всё сначала самостоятельно сделать, – рассказывает воспитатель.
С января вместе ребята под руководством воспитателей начали выпуск электронной газеты «Маленький натуралист», которая размещена на сайте детского сада «Солнышко». Здесь освещаются события о том, где группа эколят-дошколят побывала, в каких экологических акциях участвовала. В начале года, например, они участвовали в акции «Ёлковорот». Следует отметить, что именно здесь корреспондент «Победы» и познакомилась с дружными эколятами, их воспитателем Анной Прилуцкой и старшим воспитателем Нионилой Самойловой.
Детям очень интересно, когда вместе с воспитателем они разбирают какую-то проблему и придумывают, как об этом напишут или расскажут. Это может быть статья, акция или, например, челлендж. Недавно ребята и Анна Прилуцкая организовали один из таких экологических челленджей под названием «За покупкой – с экосумкой!» Об этом был материал в «Победе». А когда готовился в печать этот номер, ребята вместе с воспитателем увлечённо работали над экологической сказкой, которая также обязательно появится на страницах нашей газеты.
Группа дошколят активно сотрудничает и дружит с эковолонтёрами из «Экодвижухи» под руководством Дарьи Коваленко. Так, детский сад «Солнышко» вместе с родителями принимают участие в акции «Добрые крышечки». В феврале эколятами была запущена акция «Сдай батарейку – спаси ежа!» В детском саду насобирали коробку внушительного размера использованных батареек. А совсем недавно детсадовцы участвовали в акции «Покорми птиц зимой!» Вместе с папами и мамами они изготавливали из ненужного материала кормушки для пернатых. Ребята, родители и воспитатели устраивают субботники по уборке прилегающей территории детсада.
В тот день, когда состоялась наша встреча с воспитателем Анной Александровной, к ребятам в гости пришла сотрудник экологического отдела Администрации города Ольга Лоскутова. В беседе они с ребятами затронули вопросы на тему экологии города, а юные экожурналисты смогли узнать много новой и полезной информации. Во время встречи один из мальчиков поинтересовался у эколога, пользуется ли она экосумкой при посещении магазина. Вопросы ребят касались также экологических проблем в городе и раздельного сбора мусора. Как рассказала заведующая детским садом «Солнышко» Кристина Мансурова, главная цель подобных встреч со специалистами-экологами – вызвать у детей желание охранять окружающий мир. Если изучать природу только по картинкам, эффект будет не такой яркий.
– Я надеюсь, что благодаря нашей совместной работе дети станут активными помощниками в сохранении флоры и фауны нашего округа, научатся бережно относиться к природе, анализировать, делать выводы. Также у них есть возможность и познакомиться с такими профессиями, как эколог, волонтёр, краевед, – отметила Кристина Мансурова.

«Ох и нелегкая это работа – из семечки вырастить что-то…»

Сейчас на участке детского сада «Солнышко» насчитывается около 100 саженцев. Уже высажены такие растения и деревья, как сирийский гибискус, грецкий орех, калина, несколько кустарников туи. Все вместе с удовольствием ухаживают за растениями, поливают и рыхлят землю.
С младшей группой воспитатель занимается проектом «Огород на подоконнике». Малыши с удовольствием наблюдают, как прорастает фасоль или зелёный лук.
Очень важно, что дети видят результат своей работы, чувствуют положительную оценку своей деятельности, испытывают гордость за то, что они могут внести определенную лепту в сохранение и приумножение природного богатства своего родного детского сада и поселка. Мы надеемся, что проделанная работа не пройдет бесследно, что знания, умения и навыки, сформированные в детском саду, дадут свои ростки в будущей школьной и взрослой жизни и наши дети вырастут настоящими патриотами своей Родины и будут вносить ощутимый практический вклад в приумножение ее богатств.

Хлеб – всему голова

В 2021 году воспитатель занималась с детьми подготовительной группы проектом «Хлеб – всему голова». В процессе работы над этим проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе.
– Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения, – рассказывает Анна Прилуцкая.
Во время этого проекта воспитатель проводила с детьми интересный эксперимент. Брали несколько ёмкостей с пшеницей, одну без воды, в другую налили много воды, в третью – чуть-чуть воды, а в четвертую мы поместили землю и зернышки, а затем полили водой. Потом стали наблюдать, что произойдёт в каждой ёмкости. Дети пришли к выводу, что если воды много, пшеница закиснет, если мало – ростки будут слабыми и безжизненными. А вот с землёй и поливом получились у нас дружные всходы. Потом долго ждали, когда пшеница заколосится. Вот так ребятам постарались привить уважение к нелёгкому труду и бережное отношение к хлебу.

Знакомьтесь, это – эколята-дошколята!
С помощью таких наглядных табличек юные экожурналисты
знакомятся с правилами поведения на природе

Крокусы и гиацинты мамам для настроения

В детском саду каждый год уже традиционно ребята вместе с воспитателем проращивают цветы мамам к 8 Марта.
– В прошлом году мы вырастили крокусы и подарили красивые букеты после утренника мамам. А в этом году в начале декабря ребята спрашивают: «А мамам какие цветы будем садить?» – с улыбкой говорит Анна Александровна. – Решили, что в этом году посадим гиацинты. Но наша аномально тёплая зима внесла свои коррективы. Они выросли в подвале и зацвели раньше времени. И мы их подарили мамам в начале февраля – в День хорошего настроения. Все были довольны. Вот такой повод для поднятия настроения! Очень важно, что дети видят результат своей работы, чувствуют положительную оценку своей деятельности. Мы надеемся, что проделанная работа не пройдет бесследно, что знания, умения и навыки, сформированные в детском саду, дадут свои ростки в будущей школьной и взрослой жизни.

Анна Прилуцкая со своим проектом обучения дошкольников экожурналистике стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Лучший воспитатель». На сегодняшний день она уже победила в первом туре республиканского этапа конкурса, из 23 участников попав в десятку лучших воспитателей Крыма. Теперь ей предстоит участие во втором туре в Симферополе. По результатам этого этапа определится пять победителей, один из которых отправится представлять Крым в финале в Волгограде. Мы от всей души желаем воспитателю Анне Прилуцкой успешного участия и победы!

Эвелина ПОРТНАЯ, фото из архива Анны Прилуцкой