Бухта радости моей

Десять отпускных дней наедине с летом

Да, не перевелись ещё любители неожиданно взять и нарушить привычный уклад жизни, распрощаться на некоторое время с бесконечной городской суетой. Как же это здорово – разбить палатку под открытым небом, закипятить в походном котелке чай с горными травами, подбросив в стальную «выживайку» с десяток сосновых шишек, целый вечер под шелест волн любоваться, как солнечный шар садится все ниже и ниже и, наконец, прячется за ближайшим мысом…

Итак, забыв на десять суток о благах цивилизации, интернет и соцсети, житейские хлопоты, корреспондент «Победы» решила в отпуске почувствовать настоящую свободу, слившись с природой в одно целое, и отправилась с палаткой в одну из живописных бухт Орджо.

Живописные мысы и дикие пляжи Орджо

«Двадцатка» бодро мчится по извилистой дороге в посёлок Орджоникидзе. Побыстрее бы проскочить шумную набережную, многолюдный пляж и добраться до первого мыса. Впереди – красота, горы, бухты, и воплощение давней мечты – превратиться в «дикаря».
В сторону Коктебеля берег моря поделен на отдельные участки пятью мысами, каждый из которых скрывает за собой красивые, дикие пляжи. Впрочем, не такие уж и дикие, разве что из-за отсутствия инфраструктуры и каких-нибудь удобств. Людей же здесь отдыхает немало.
Бухты в окрестностях Орджоникидзе по праву можно назвать жемчужиной Крыма, которая притягивает своими уникальными пейзажами. Здесь можно увидеть потрясающие скалы разных форм и размеров, а в них – таинственные пещеры, сказочные гроты и расщелины. Вода в бухте чистая и прозрачная, а море почти всегда спокойное.
Живописные мысы называются «оригинально» – «первый», «второй», «третий», «четвёртый» и «пятый». Соответственно названия и у бухт – «первая», «вторая» и так далее. В сторону Коктебеля дальше есть и нудистские пляжи, совсем чуть-чуть стыдливо спрятанные от посторонних глаз третьим и четвёртым мысами.
Пляжи в этих бухтах разнообразны по величине и фактуре: от мелкого желтого песка – до гальки и камней. Чаще встречаются каменистые пляжи, морское дно тоже состоит из валунов разной величины. Поэтому заходить в море надо осторожно, а ещё лучше сразу погрузиться в воду и проплыть несколько метров, пока не коснёшься ногами песка. Но есть и плюс в морских валунах и камнях, ведь они таят в себе разнообразный, удивительно красивый подводный мир из цветных водорослей и морских обитателей. Крабики, моллюски, рачки, маленькие рыбки… А рано утром, когда встаёт солнце, неподалёку от рыбацких сетей на поверхности морской глади можно разглядеть несколько черных плавников, которые то появляются, то исчезают в воде. Дельфины! Судя по тому, что они приплывают почти каждый день, они – местные обитатели бухты Провато.

Чай на шишках

Шум прибоя, запах костра и яркое звёздное небо… Вот он – рецепт «дикого» отпускного счастья!
Если пошёл в поход с семьёй, тогда всё просто: детей и мужа отправляешь искать дрова, а сама можешь присесть, любоваться природой и контролировать процесс приготовления еды. Но если решила пойти одна, тогда, конечно, придётся всё делать самостоятельно. Проверено на собственном опыте, если идёшь сюда, в бухты Орджо, дровами нужно запастись заранее, здесь их днём с огнём не сыскать. В этом путешествии очень выручили заблаговременно собранные сосновые шишки, да небольшая печка-«выживайка». В закипающую воду бросишь несколько душистых листиков мяты, лимонника или шалфея, и получится на костре такой напиток, который дома никогда не приготовишь. А о мясных рёбрышках и румяной картошке, запечённых в фольге на печке, и говорить не приходится!
Многие считают, что «палаточная» романтика не имеет никаких ограничений, однако на деле все обстоит немного не так. Например, неожиданное знакомство со сколопендрой и прочей неприятной живностью вряд ли кому-то будет в радость. Да и погода крымская известна своей непредсказуемостью. Поэтому при установке палатки лишним не будет использовать штормовые растяжки, можно для устойчивости также применить и булыжники в качестве утяжелителей. Ну и, конечно, лучше ставить жилище чуть выше береговой линии, чтобы, как-нибудь проснувшись рано утром, не почувствовать себя унесённой вместе с палаткой морским прибоем.
Почти каждый вечер с моря дул довольно интенсивный бриз, бывало, что ночью ветер усиливался. А однажды к нему неожиданно добавился сильный ливень. Но приобретённая перед отпуском палатка уверенно прошла все испытания на прочность, мужественно выстояла под натиском непогоды и в конце путешествия выглядела даже лучше, чем новая.

Окрылённые муравьи и летающие рыбы

Неудобств практически не доставляло многочисленное сообщество трудяг-муравьёв, которые постоянно что-то переносили, занимались строительством муравьиного дома и всё время куда-то спешили. Иногда, сбиваясь со своего известного только им пути, они заползали в палатку, заставляя нервничать и туристку. Но через несколько дней муравьишки куда-то пропали. Может, нашли для собственного жилища другую туристическую стоянку? Однако нет! В День любви и верности у них внезапно выросли крылья. Рождённые ползать, но окрылённые любовью, муравьи были чрезвычайно заняты своими «брачными делами», и люди стали им совершенно не интересны. Жаль, что многие из особей так потеряли от любви голову, что оказались в плену у морской стихии, образовав поутру на поверхности воды обширную тёмную полоску. Впрочем, кому-то – горе, а кому – и радость: морских обитателей в это утро порадовало роскошное пиршество. То и дело одна за другой из воды выскакивали блестящие рыбки, мгновенно хватали лёгкую добычу и заныривали обратно в морскую пучину.

Наглый, глухой и гордый

Многие думают, что ёжик – это такое очаровательное и милое существо с чёрными блестящими глазками и вздёрнутым смешным носиком, которым он так забавно фыркает, суетливо топает смешными лапками и несёт на своих иголках грибы, яблочки и ягоды…Это про милых ёжиков из мультиков, а у реальных ежей – реальные дела…
Когда в одну из ночей совсем рядом с палаткой послышался сильный шум, а затем и само жилище заходило ходуном, первая мысль была, что где-то неподалеку пасётся слон средних размеров. Рядом в темноте громко пыхтел и копошился какой-то ночной гость. Он был так занят попыткой залезть в пакет с мусором, где лежали остатки яблок, что совсем не обращал внимания на предупреждающие громкие возгласы «Брысь!» и «Кыш!». А потом и вовсе перепутал мусорный пакет со стенками палатки, настырно атакуя её и пытаясь проникнуть внутрь. И только свет фонарика остановил непрошеного посетителя, который со страху потерял ориентацию и скатился по ближайшему склону вниз.
Колючки у ежа состоят из кератина, они полы внутри и укреплены поперечными перегородками. Благодаря такому строению лёгкие иглы очень прочны – свернувшийся клубком ёж может остаться невредимым, упав с высоты нескольких метров. Так что мой ёжик при падении не пострадал.
Как утверждают специалисты-ежоведы, животные эти – гордые одиночки и существа, в общем-то, совершенно самодостаточные. И если ежа не трогать, никто посторонний ему по большому счету не нужен. Взобравшись по склону назад, он демонстративно протопал мимо и, даже не взглянув на предложенное яблоко, гордо направился в сторону чернеющего мыса решать свои «ежиные» проблемы. Ну и ладно. Оставлю его в покое и не стану лезть в его колючую душу.

Бухта радости моей
Пляж бухты Провато в разгар сезона

«На спутники Илона Маска не похоже. Это НЛО!»

«Закружила, закружила, налетела тоска. То по небу, то по морю, то по звёздам она… Бухта радости судьбой нарисована», – поётся в одной из песен Игоря Саруханова. Ночное небо в бухтах Орджоникидзе – это отдельная песня! Ближе к вечеру уже не такое жаркое солнце постепенно скатывается куда-то за холмы. Долгожданная спасительная тень медленно ползет по бухтовым пляжам. Те, кто пришел сюда просто позагорать и покупаться, начинают одеваться, собирать свои подстилки, коврики и сумки, чтобы, перемахнув через мыс, вернуться в посёлок или успеть на последние автобусные рейсы до Феодосии. А те, кто остается здесь на ночь в палатках, облегченно вздыхают и начинают готовиться к приятной вечерней трапезе. И вот уже над бухтой повеяло дымком от их костров.
Ещё в сумерках, где-то над Карадагом, появляется первая звёздочка. И вот уже видишь две… три… пять звёздочек… Темнеет быстро. Какой кайф лежать в палатке и, высунув голову наружу, смотреть на небо, которое постепенно наполняется звёздами! Вот уже полностью сформировалась Большая Медведица, вот замерцали созвездия Стрельца, Козерога, Скорпиона… Густеет пролитое «молоко» Млечного пути. А вот пролетел спутник! А вот – еще один! Ух ты, промелькнула упавшая звезда! Эх, жаль, как всегда желание загадать не успела!
Смотреть в небо можно бесконечно. Но усталость, накопленная за день, берет своё. Мерное шуршание прибоя и тихий шелест ветерка в зарослях цветущих каперсов убаюкивает. Глаза закрываются, и ты погружаешься в сон, в котором разворачиваются еще более удивительные фантастические картины. Вот из глубин космоса весело подмигивают Близнецы, а мимо величаво проплывает созвездие Лебедь. А вот Стрелец, запутавшись в Волосах Вероники, натягивает тетиву лука, целясь в кого-то невидимого… А вот Водолей льёт воду в мерцающий ковш Медведицы, откуда её жадно лакает Козерог и никак не может напиться… А это еще что такое? На спутники Илона Маска не похоже. Это НЛО! Ночь. И только шум прибоя… шелест ветерка… и чье-то осторожное шуршание за палаткой. Наверное, опять ёжик вышел на охоту. Надо бы завтра проверить гипотезу о контакте с космическими цивилизациями…

Бухта радости моей

От Байкала до Питера

Из года в год, с середины весны и до ноября, в бухты Орджо съезжаются любители отдыха на природе из разных уголков страны. Однажды по соседству с моей стоянкой появилась зелёная палатка, рядом с ней лежал велосипед. Потом и хозяин палатки показался. Андрей – врач функциональной диагностики из Белгородской области и настоящий походник. Во время отпуска на своём велосипеде он всегда готов к дальним поездкам на тысячи километров, по трассам, тропинкам, бездорожью. Андрей уверен, что велосипедный туризм – самый интересный и доступный способ познавать мир и красоту природы. За несколько лет Андрей успел объехать почти всю страну от средней полосы до Байкала. В Орджо путешественник успел попробовать крымское вино, шашлык и чебуреки. Переждав короткую непогоду в нашей бухте, он отправился дальше покорять неизведанные дали, на этот раз – чудесные крымские просторы. Впереди у него – Судак, Ялта, Бахчисарай, Херсонес и Балаклава. Исчез Андрей почти так же неожиданно, как и появился, оставив приятный «привет» для будущих гостей стоянки – бутылку инкерманского «Кокура». В добрый путь, велосипедист-путешественник!
На небольшой площадке крутого склона под табличкой «Питерский пятачок» расположилась двухместная палатка с тамбуром. Заметно, что гости из Санкт-Петербурга обосновались здесь всерьёз и надолго. Они по-хозяйски смастерили из подручных материалов стол, скамейки, шкафчик, укрепили склон и вкопали брёвна для тента, натянули верёвки для сушки одежды. Получилось уютно, почти как дома, только можно ещё и с высоты птичьего полёта любоваться бескрайними синими морскими просторами.
У живущих здесь в палатках, и у тех, кто держит путь в сторону Коктебеля (их незлобно называют «проходимцами»), существуют негласные правила, своя туристская философия: не вторгаться без приглашения и не брать чужого, будь то забытая вещь на пляже или бревно на стоянке. Проверено, что можно без страха оставить своё жилище и прогуляться по мысам, наведаться в посёлок или даже отлучиться в Феодосию.

Вот как бывает…

Газета «Победа» уже писала о том, как из сибирского города Сосновоборск Красноярского края в феодосийский храм Казанской иконы Божией Матери прибыла чудотворная икона блаженной Матроны Московской. Её привезли участники автопробега Сосновоборск – Красноярск – Феодосия Сергей Ильин, Олег Яновский и Денис Безверхов. Настоятель феодосийского храма Казанской иконы Божией Матери передал для Сосновоборска ответный дар – икону Казанской Божией Матери. В Сибирь её доставил Олег Яновский и передал священникам сосновоборского Введенского храма. Двое же других участников автопробега, Сергей и Денис, остались в Феодосии, а точнее – в Орджоникидзе. И так уж случилось, что именно они – те люди, которые вместе с общественниками следят за порядком и чистотой на Панчовке, одном из самых необыкновенных мест в той самой необыкновенной бухте за первым мысом, где в палатке как раз и жила автор этого материала. Как говорится, всё случайное – неслучайно. Ребята оказались очень общительными, увлечёнными людьми с разносторонними интересами, да ещё к тому же – любителями экстремального отдыха и активного образа жизни. За время нашего общения произошло много интересного: рассказ об удивительном человеке, который и основал Панчовку, создав своими руками жилище в горах, знакомство с необычными бухтинскими жителями – представителями субкультуры, поход «с преодолением себя» по узенькой тропинке над морем на высокий хребет в место магической силы.

Панчо

Панчовка – место притяжения и силы, которое как будто специально создано для релакса, зарядки мощной энергетикой и позитивным настроем. Затерянный в горах Орджо рукотворно созданный комплекс: домик с развевающимся на ветру флагом Крыма, бутылочно-каменными террасами, двухкомнатной землянкой, Стелой Счастья и сценой с барельефом солнца, и лозой винограда эксклюзивного сорта… Сегодня это место – своеобразный памятник силе воле человека, который много лет назад, уйдя от мира, нашел здесь свое пристанище.
В народе Игоря Катахова звали «Панчо». Говорят, что из-за шляпы, которая была когда-то подарена ему другом-испанцем и почти всегда красовалась на его голове. Много лет Игорь работал на заводе «Гидроприбор» слесарем-инструментальщиком. Но, как у каждого в жизни, на каком-то жизненном этапе случается «чёрная полоса»: потеря работы, развод с женой, проблемы с деньгами и жильём…
И он ушёл за первый мыс. Занимался тем, что убирал и вывозил мусор с пляжей здешних бухт. А собранные камни и бутылки использовал как строительный материал. Сначала вырыл по типу норы землянку, постепенно построил и домик.
Как рассказывают люди, знавшие Игоря, ещё в детстве он потерял слух, но в разговоре это ему почти не мешало, так он хорошо «читал» по губам собеседника. Рассказывают, что до последнего дня у него на берегу была своя библиотека. Он мог наизусть цитировать Ахматову, Бродского и Есенина. А ещё любил, когда к нему на Панчовку приходили гости, показывать свои насаждения и то, что он создал. Вообще, по словам очевидцев, это была в то время личность довольно известная. Здесь, в гостях у него, были даже представители телевизионных каналов, иностранные журналисты из Японии и Норвегии.
Конечно, он не был святым. Как многие незаурядные личности, любил выпить. Но, как рассказывают о нём, всегда работал, строил, сажал, рыбачил, делал сувениры. Так и зарабатывал, не жалуясь на жизнь. Все, кто знал его, относились к нему неоднозначно: кто-то с пониманием, некоторые считали чудаком. И понятно, ведь вместо хорошей работы, отдельного тёплого домика, небольшой дачи на участке за посёлком он выбрал землянку без света и воды. Прожил он в горах больше 10 лет, до 2015 года.
Теперь эти деревья дают тень усталому путнику. Всё, что сейчас здесь растёт, посажено руками Панчи. За исключением цветов на небольшой клумбе вокруг Стелы Счастья, которые высадили Сергей и Денис.
– Я лично с Панчо знаком не был, знаю о нём из рассказов. Отношусь к этому месту, как к оставленному нам наследию. Мы хотим всё здесь восстановить. Мечтаю, чтобы в этом месте, вот на этой солнечной сцене, собирались творческие люди со всего мира. Здесь раньше проводились самобытные фестивали альтернативной музыки, такие как «НикаФест». В качестве инструментов использовались дудки, барабаны, тазики, швабры, палки, трубы – всё, что под руку попадётся. Встречались умельцы, которые могли сыграть песню Цоя или Высоцкого с помощью пары камней, – рассказывает Денис.
Наверное, можно относиться к этому человеку по-разному. Но это уже не имеет значения. Находясь здесь, понимаешь, что он оставил после себя след. Это то, что он создал своими руками, посадил, вырастил. Эти все камни были сюда занесены им самим. Рассказывают, что иногда большой камень он сюда тащил несколько дней. Это нам посыл, что самое главное у человека – это сила воли и вера. А сама Панчовка – памятник силе воли этого человека.
– В начале лета над Панчовкой мы торжественно установили флаг Крыма, – продолжает Денис.– На гербе Крыма изображён грифон, который держит в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Как будто крымчане говорят всему миру: «Вот, посмотрите на уникальный уголок нашей планеты, где на небольшой территории уместилось вся красота природы, которую только можно представить. Приезжайте и любуйтесь красотой, получайте энергию, силу, которой здесь очень много, хватит на всех.
– А здесь начинается «резиденция» Красноярска, – продолжает разговор Денис, предлагая пройти дальше. – На входе здесь растёт уникальный виноград. Эту лозу хозяину Панчовки подарил друг из института виноградоведения. Новый сорт, который был экспериментально выведен, но не запущен в производство…

Ух ты, мы вышли из бухты!

По приглашению мы отправились в гости к постояльцам за соседним мысом. Эти люди не пригоняют сюда экскаваторы и бульдозеры, они не срезают заповедные холмы для того, чтобы построить здесь гостиницу. Они просто живут здесь, среди скал, в созданных своими руками жилищах из тентов, камней, глины, брёвен и коряг, выброшенных на берег морем. Они не мусорят и не портят природу, наоборот, убирают оставленный нерадивыми туристами мусор, не нарушают тишину бухты криками и громкими песнями, даже когда рядом нет соседей, выращивают деревья и кустарники, а иногда – и целые сады. Некоторые из жилищ напоминают настоящие произведения искусства, причудливые скульптуры из корней и камней создают целые городки. Медитативные полянки с созданными каменными изваяниями навевают мысли о древних цивилизациях, скрывающих какие-то тайные символы и послания, наверное, главное из которых – во все времена красота природы дарит людям гармонию и покой.
Здесь находят вдохновение многие творческие натуры. Вот здесь обитают Юрий и Лариса, он – поэт, она – художник. Вокруг – природные и рукотворные террасы с раскидистыми пальмами и ярко-жёлтыми цветами кактусов. В другом жилище с видом на Кара-Даг живёт Джага, который занимается йоговскими практиками, умеет делать массаж с мёдом и готовит вкусные травяные чаи. В его саду радуют глаз айва, зизифус, гранат, абрикос, грецкий орех и другие плодовые деревья. Для полива растений он использует стекающую со склона дождевую воду или приносит её сам в пятилитровых бутылях.
Не навязываю личное мнение, оно у каждого – своё. Но чем больше влюбляешься в Орджо, тем непонятнее, чем туристов привлекает распиаренный Коктебель? Лучше уж палатку в руки, рюкзак за плечи и (да простят меня коктебельцы) – в Орджо! Есть в этом месте какая-то необъяснимая магическая сила, которая не отпускает, зовёт человека вернуться сюда снова ради обретения гармонии с природой и самим собой. Прощание с бухтой было одновременно приятным и немного грустным. Кажется, это место прочно поселилось в сердце. И это прекрасный повод вернуться сюда ещё много раз.

Эвелина ПОРТНАЯ, фото автора

Бухта радости моей
Живописный закат в бухте