«Педагогика – мой выбор»Юрий Утробин, директор Феодосийской специальной школы-интерната

Начать разговор с директором Феодосийской специальной школы-интерната Юрием Утробиным было непросто: с утра в холле школы его ждала не только я, но еще несколько педагогов.

Как только Юрий Анатольевич показался в дверном проеме, на него посыпались вопросы «а что по ремонту?», но «где это взять?» и «что будем делать?» Он как-то очень быстро и коротко дал ответы, и толпа бегущих за ним до кабинета женщин быстро разбрелась по рабочим местам. И вот мы вдвоем за столом, а у меня есть возможность спросить его обо всем, что хочется узнать о династии Утробиных, о школе-интернате и его особенных учениках.
Юрий Утробин – педагог в третьем поколении, его бабушка и мама всю трудовую жизнь посвятили школе и детям. Учительский стаж этой династии 95 лет, и это, конечно, не предел. Уверена, что благодаря продолжателю труда Юрию Анатольевичу общий стаж перевалит и шагнет за сотню. А там и дочки подрастут – то ли еще будет!
Если говорить о корнях, то у этой семьи воедино слились три ветви: родом из Кировской области, города Усмань под Воронежем и из Западной Белоруссии, есть там такое село Васюльки. Ну вот, переплелись, породнились и взрастили добрую династию учителей.

Судьбоносный поворот

Юрий Анатольевич вспоминает, что его прадедушка Николай всегда мечтал о том, чтобы дать детям высшее образование. Он был простым крестьянином с образованием в три класса церковно-приходской школы, но много читал, зачитывался книгой «Война и мир», а мечта о высшем образовании четырех своих отпрысков была одним из смыслов его жизни. Деревенскими вечерами он усаживал детей за длинным кухонным столом и читал им вслух отрывки из книг. К сожалению, одна из его дочерей, Таисия, ушла из жизни в детстве (раньше дети часто умирали, ведь медицина была совсем неразвитой), а две дочери и сын выросли и получили-таки высшее образование! Вера стала учителем математики, окончив университет в Минске. Анатолий тоже выучился на учителя математики, а затем работал в космической отрасли: он был одним из сотрудников космической связи советско-американского экспериментального полета «Союз» – «Аполлон». (Этот полет стал известным на весь мир как «рукопожатие в космосе» 15 июля 1975 года.) Николай очень гордился своим сыном, который всю жизнь проработал в атомной энергетике, в том числе в Москве на руководящих должностях.
А у Ирины, младшей дочки Николая, не приняли документы на математический факультет. Прадеду Юрия Анатольевича было все равно, какое высшее образование – главное, чтобы высшее! «А куда есть места?» – спрашивает он в приемной комиссии. «На исторический факультет», – отвечают. «Ну тогда принимайте на исторический», – потребовал Николай. Ирина очень расстроилась, она так же, как брат и сестра, хотела быть математиком. Видимо, это был судьбоносный поворот, который породил династию историков.

«Педагогика – мой выбор»
Елена Юрьевна и её ученики

Учителя и военные – это род Утробиных

Ирина Николаевна Климович (после замужества Касицына) начинала работать преподавателем истории в городе Лида Белоруссии, там вышла замуж за военного. Это было сразу после Великой Отечественной войны, в 1948 году. На фронте он был бойцом 45-го истребительного батальона, а после войны поступил в Тамбовское артиллерийское училище, которое успешно окончил. В 1956 году в Минске у Ирины с мужем родилась дочь Леночка – мама Юрия Утробина. Вскоре его перевели служить в Белогорск на ядерном объекте, который защищал южные рубежи нашей родины и держал под прицелом натовские базы в Турции.
Позже многих из тех, кто служил в этой воинской части, отправили на Кубу, был Карибсий кризис. Во времена Никиты Хрущева ядерное оружие частично вывели с территории Крыма, и дедушка нашего героя дослуживал до пенсии начальником вооружения танковой дивизии, которая располагалась у нас в Феодосии.
Ирина Николаевна после учительствования в белорусском городе Лида работала учителем истории в Белогорске, а затем до 1991 года в феодосийских школах № 8 и № 5, а также в городском комитете партии.
Ее дочь Елена Касицына выросла в Феодосии и окончила Симферопольский государственный университет имени М. Фрунзе. После окончания университета вернулась в родную Феодосию и вышла замуж (взяв фамилию – Утробина). Она проработала в школах нашего города 35 лет. Начинала в первой школе, затем в шестой в пгт Орджоникидзе, а потом много лет преподавала историю в гимназии №5. Ученики Елены Юрьевны были победителями многочисленных олимпиад самых разных уровней. Она дважды Отличник образования, имеет две медали. В 2020 году Елена Утробина вышла на пенсию и сейчас на заслуженном отдыхе.

«Педагогика – мой выбор»
Елена Утробина проработала в школах Феодосии 35 лет

«Я в детстве был разбойником»

Юрий Утробин честно признается, что в детстве был разбойником, мама никак не могла с ним совладать. Внуком много занимались бабушка и дедушка. Мальчик активно увлекался спортом, ходил в атлетическую секцию на «Динамо», посещал шахматный кружок. Несмотря на непоседливый характер, парню очень нравилось работать с книгами. Он зачитывался Детской энциклопедией, проштудировал все 12 томов, не выпускал из рук медицинскую. («Как хорошо, что в его детстве не было интернета и мобильных телефонов», – подумалось мне. – Прим. автора). Дома была большая библиотека, она есть и сейчас. Бабушка Ирина Николаевна заботилась о том, чтобы в ней были полные собрания сочинений, что очень сильно помогало Юре при подготовке к урокам.

«Я не планировал стать учителем истории»

В 2000 году учащийся 11 класса школы-гимназии №5 Юрий Утробин участвовал в олимпиаде Таврического национального университета им. В.И. Вернадского и… выиграл ее! А условием участия было, что кто побеждает в этой олимпиаде – тот зачисляется в университет без вступительных экзаменов. Так феодосийский выпускник доказал, что он лучший, и автоматически стал студентом вуза Крыма.
– Мне история нравилась с раннего детства. В университете я с удовольствием занимался ей, писал научные статьи по вопросам историографии и источниковедения Великой Отечественной войны в Крыму, окончил аспирантуру Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.
После университета Юрий Утробин начал свой педагогический путь учителем истории в школе-гимназии №5. Затем три года трудился в Феодосийском музее древностей, но педагогические корни звали его в стены образовательных учреждений, к детям. Так в 2010-м судьба привела его в Феодосийскую специальную школу-интернат. Вначале просто вел уроки истории, а через год дали классное руководство. И восемь лет с 5 по 12 класс с детьми: взял маленьких – выпустил больше себя ростом.

«Педагогика – мой выбор»
Три с половиной десятка лет – у классной доски

«Пусть мои дети продолжат педдинастию»

19 марта 2020 года Юрия Анатольевича назначили директором школы-интерната. Дата запомнилась хорошо, потому что был разгар пандемии. Будучи руководителем, он и сейчас продолжает вести уроки, утверждая, что на уроках он «отдыхает» от административной работы. «Отдыху» этому уже 13 лет его педагогической деятельности.
Юрий Анатольевич отвечает на мой вопрос о том, кто является для него примером в педагогике:
– У меня очень теплые воспоминания о пятой гимназии, где я учился, тогда ею руководила Светлана Григорьевна Подоляко. Честно скажу, что когда меня назначили директором, я за консультациями обращался к ней. С большой теплотой вспоминаю этого человека! Светлана Григорьевна была уже на пенсии, но всегда помогала мне. К сожалению, недавно она ушла из жизни… Мой пример в педагогике, конечно, и мама. Она тоже преподавала в пятой гимназии, но требования ко мне всегда были выше, чем к другим ученикам. Если у всех пятерки, то у меня была тройка. Это задевало, но я продолжал доказывать ей, что достоин более высокой оценки. Я с большой теплотой отношусь к своему классному руководителю Зинаиде Константиновне Телегиной, учителю русского языка. Вообще, коллектив, который работал в пятой школе во времена моей учебы там (а многие продолжают работать и сейчас) – это коллектив профессионалов, те учителя, которые любят детей и заинтересованы в результатах работы.
Я очень благодарен бабушке и маме за этот мой выбор, считаю, что в жизни у меня все сложилось правильно. У меня любимая работа, две замечательные дочки Леночка и Василиса, и если они когда-нибудь решат продолжить педдинастию, то будет здорово!

Особенная школа

Феодосийская специальная школа-интернат – это коррекционная школа. Здесь работают только с теми детьми, кто имеет ограниченные возможности здоровья. С 1955 года основная специализация образовательного учреждения – слабослышащие дети, чуть позже в школу стали принимать глухих детей. Пять лет назад сформирован класс с задержкой психического развития. Также есть три класса для детей с расстройством аутентического спектра.
Программы в работе используются разные: для детей с нормой интеллекта, с легкой умственной отсталостью и с тяжелой умственной отсталостью. Можно с полной уверенностью сказать, что наша Феодосийская школа-интернат одна из лучших в стране по работе с детьми с патологиями. Об этом говорят гости-специалисты, когда смотрят, как с детьми работают педагоги, когда видят оборудование. В 2021 году на базе этого образовательного учреждения был реализован проект «Доброшкола» Национального проекта «Образование». Полностью обновили трудовые мастерские, есть кабинеты по гончарному и швейному делу, кабинет домоводства. В мастерской – станки по работе с деревом и металлом, которым могут позавидовать на заводах, конструкция для изучения устройства подачи воды в краны и работы системы канализации. В итоге у детей с патологиями есть возможность получения основного среднего образования. Здесь трудятся педагоги, которые действительно хотят помочь детям.

«Педагогика – мой выбор»
Юрий Анатольевич с учениками: поход по местам боевой славы

Лучшие дети на земле

Для общения с глухими детьми есть два направления: дактиль – жестовая азбука (Юрий Анатольевич показывает мне на пальцах слова), а есть жестовый язык, но он не приветствуется в системе преподавания, учителя используют дактиль. Дело в том, что некоторые жесты обозначают сразу несколько понятий, а задача педагогов – поставить речь ребенку.
Большинство детей приходят сюда не в первый класс, а еще в дошкольное отделение. Берут туда деток с трех лет и готовят их школе. Так, в этом году шесть детей из дошкольного отделения идут в первый класс. С 2021 года в образовательном учреждении открыт консультационный центр ранней помощи. В него приходят родители особенных детей с их шестимесячного возраста. Маме и папе объясняют, как нужно вести себя с такими детьми, в чем особенность их развития и так далее. То есть практически с рождения они растут и взрослеют при участии специалистов и педагогов школы-интерната.
Только за 2-е полугодие 2022-2023 учебного года работниками учреждения было осуществлено 16 первичных приемов, на них обычно приходит вся семья: папа, мама, ребенок и бабушка с дедушкой; 105 консультаций для семей детей, которые находятся еще в возрасте с младенчества и до детского сада.
Есть коррекционные педагоги, проводятся индивидуальные занятия с детьми. К ранней помощи присоединяется врач-педиатр, он составляет анамнез, тренер ЛФК, а также дефектолог, логопед и психолог. Чтобы сделать программу под ребенка, надо понимать, что с ним происходит.

Больше, чем педагоги

С детьми в этом особенном образовательном учреждении работают 57 педагогов. Коллектив большой (а учителя являются лишь его частью), потому что дети особенные. Например, наполняемость классов детей с аутизмом – пять человек. На урок идет учитель, ему в помощь добавляют на занятие одного или двух тьюторов, а если есть необходимость, то еще и ассистента. В штате есть воспитатели, они тоже много работают с детьми. По сути, вся вторая часть дня ложится на их плечи. Есть дети как городские, которые приходят только на обучение, так и те, кто длительно пребывает в интернате и проживает здесь. Среди них лишенные родительского попечения, а также поступившие с вновь присоединенных территорий РФ – Запорожской и Херсонской областей (всего к концу 2022-2023 учебного года в школе обучалось 114 детей), следовательно, они проживают здесь месяцами, интернат для них – второй дом. Учитывая круглосуточный режим работы школы-интерната, сотрудники в большом количестве находятся рядом с детьми круглосуточно.
Я шла с интервью в редакцию и думала: «После беседы с таким педагогом вот в такой школе происходит осознание, что профессия учителя – главная на земле».

«Педагогика – мой выбор»
Юрий Утробин: «Я на уроках отдыхаю!»

Блиц-опрос

– О чем вы мечтаете?
– Чтобы детей с патологиями было как можно меньше.

– Педагог – это…
– Педагог – это призвание. Дети все чувствуют, их надо любить, без этого педагогика невозможна.

– Стихи какого поэта вам нравятся?
– Мне с детства нравится одно стихотворение Михаила Исаковского (читает наизусть):

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу,
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая- пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту.
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят – экая досада, –
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят – не вспоминай, не надо,
– Все равно я вишню посажу!»

– Если музыка, то…
– Классика, Антонио Вивальди.

– У вас есть хобби?
– Я собираю библиотеку по истории Великой Отечественной войны, в этой коллекции книг есть и мои авторские труды. Люблю спорт, туризм.

– Настольная книга.
– «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, это очень философская книга.

– Ваш идеальный выходной – какой он?
– С отключенным телефоном где-то в лесу.

– Что, с вашей точки зрения, очень важно делать и понимать в жизни?
– Верить в Бога и помогать людям.

– Если бы у вас была возможность исполнить три желания, что бы вы попросили?
– 1. Чтобы прекратились войны. 2. Чтобы у всех моих детей в школе был хороший слух. 3. Чтобы на каждом уровне в каждой должности работали профессионалы.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото из личного архива Юрия Утробина

«Педагогика – мой выбор»
Память и связь поколений