Запустить сердце корабляС участием Константина Парфёнова созданы десятки кораблей

Слесарь-монтажник судостроительного завода «Море» Константин Парфенов никогда не думал, что будет собственными руками собирать самую сердцевину кораблей, да и работать в этой сфере он не собирался.

Восточное побережье Феодосийского залива вниманием молодой человек обделял, все как-то больше на ЮБК тянуло. Но жизнь, она такая, никогда не знаешь, что будет завтра. И если ты выучился после школы на железнодорожника – не факт, что главным твоим делом на долгие годы не станут корабли. Как попал этот человек в Феодосию, и почему газета «Победа» пишет о нем – читайте в нашем материале.
В конце июля в преддверии Дня города Константин Парфенов, судовой слесарь-монтажник 3 разряда Акционерного общества «Судостроительный завод «Море», был награжден Благодарностью Администрации города Феодосии Республики Крым: за высокий профессионализм, многолетнее образцовое выполнение своих производственных задач и значительный вклад перед предприятием.
К 2011 году, когда Парфенова взяли учеником слесаря-монтажника на судостроительный завод «Море», у него уже была специальность автослесаря по ремонту автомобилей. Мальчишки, выросшие в деревне, с детства работают руками и «крутят гайки», начиная с велосипедов и мотоциклов. Он признается, что всегда имел тягу к технике, все время хотелось «что-то отремонтировать». Будучи подростком, мог разобрать какой-нибудь механизм до последнего винтика, а потом заново собрать. Тогда он не знал, что во взрослой жизни будет собирать самые сложные механизмы на самых крутых судах.

Запустить сердце корабля
«Корабль будто сам говорил мне, где и что у него болит»

Судьба связала с «Морем»

Коренной крымчанин Константин Парфенов родился в Симферопольском районе в 1980 году. «Меня родили в честь Олимпиады», – шутит он. Рос в обычной рабоче-крестьянской семье, которая жила в маленькой деревне Аркадьевка и в которой было двое детей – мальчик и девочка. Тихий край, благотворный, наш герой говорит, что когда он был маленьким, здесь никогда не было преступности и злоупотребления алкоголем. Дети не видели дурного примера, а воспитывались любовью и трудом.
Он и предположить не мог, что когда-нибудь будет собирать громадины кораблей, бороздящих морские просторы. Хотя бы потому, что по профессии железнодорожник. Конец девяностых прошлого века для Крыма был очень тяжелым периодом: отсутствие зарплат, безработица и нечего есть. Выбирать не приходилось, куда была возможность поступить – туда и пошел. После окончания Симферопольского училища получил диплом помощника машиниста электровоза. Найти работу по профессии не складывалось, и быть может потому, что в слове «судьба» все же есть замысел кого-то свыше.
Трудился на разных работах по Крыму, в Ялте и Симферополе. Однажды приехал в Феодосию охранником – и в первый же день познакомился со своей будущей женой. Так, с 2008 года жизнь Константина Владимировича неразрывно связана с нашим городом и поселком Приморским.

«Корабль показывает мне, где у него болит»

Можно сказать, что Константин Владимирович запускает сердца кораблей, ведь двигатель является этим органом любого судна. Но, как признается мастер, у каждого корабля есть еще и душа, которой не обладает любая другая техника. Побеседовав с ним, я вдруг поняла, что Парфенов корабль «слышит». Почему? Он и сам объяснить не может – это особенная связь. И дается она далеко не всем.
– Понимаете, вот бывают какие-то неполадки на корабле, и когда ты рядом с ним, то находишь их чисто интуитивно! – делится мастер своего дела. – Как будто он, корабль, сам просит помощи, показывает тебе, где у него «болит». У меня неоднократно были случаи: прохожу мимо корабля, который стоит уже на воде, и чувствую, будто что-то не то, надо перепроверить. Однажды заставил водолазов нырять и смотреть днище, все ли закручено.

«Я люблю все делать своими руками»

Сменить место работы или поменять специальность мыслей у Парфенова не было никогда. Ему нравится, как он приходит на работу – и всё вокруг крутится, создается. Это для него дорогого стоит. Все эти годы Константин Владимирович продолжает оставаться рядовым рабочим, судовым слесарем-монтажником. Была ли возможность сделать карьеру? Да, была. Но Парфенов из той категории людей, которым не нужны руководящие должности, он любит свою работу и сам себе уже давно все доказал.
– Я люблю больше все делать сам, своими руками. Отцентровка и установка двигателей, валовых линий – дело серьезное. Это как художники – они никому не доверяют дописать свою картину, сколько бы лет им ни было. Так же и я, – серьезно говорит мастер. – Отчасти это еще и оттого, что нет достойной замены. Молодые рабочие руки нужны, но пока они в дефиците. Очень сильно переживаю из-за этого. Потому что в нашей специальности кадров молодых можно пересчитать по пальцам. Понимаете…, наш труд, как и монтажников, сложный. Далеко не каждый пойдет на такую работу. Приходится много и интенсивно работать. Чтобы трудиться в этой сфере, нужно быть не просто хорошим профессионалом, а быть идейным. Патриотом. Именно такие люди остаются и трудятся годами на судостроительном заводе «Море».

От «Зубра» до «Саргана»

Константин Парфенов редко уходит в отпуск. Он из тех мужчин, которых на диване среди белого дня и пять минут не удержишь. Даже наше интервью состоялось ранним утром, до рабочего дня. Я пришла на встречу за 15 минут до назначенного времени, но он уже был на месте.
Говорит, что когда бывает возможность, то ездит по стране на разные верфи. По его признанию: «Каждый новый пароход – это повышение квалификации». Был в Хабаровске, Санкт-Петербурге. Но и дома тоже есть чем заниматься!
– Первый мой самый большой корабль был «Зубр» – российский высокоскростной десантный корабль на воздушной подушке, – говорит с горящими глазами мастер. – Работа над ним была уникальным опытом. На воздушной подушке с его грузоподъемностью – аналогов ему в мире просто не существует. Есть у нас в стране и другие большие и мощные корабли, слава богу, их пока не применяют… Строил и «Каракурты» – многоцелевые малые ракетно-артиллерийские корабли. Самые маленькие суда, которые строил: «Сарганы», они быстрые, являются отличным средством охраны важных объектов.
Мы попытались понять, сколько же кораблей познали его руки: не сотни, конечно, но десятки кораблей с участием построены точно!

Запустить сердце корабля
В первый же день жизни в Феодосии Константин встретил будущую жену Лену

«Мне так хочется рассказать тебе, папа…»

Как мы уже рассказали, Константин Владимирович никогда в жизни не предполагал, что будет причастен к строительству кораблей. Однако в его детстве был эпизод, оставивший впечатление в мальчишеской душе навсегда. Он часто вспоминает, что когда ему было лет десять, ездил с отцом в Саки на море. Там, в Новофедоровке, в гарнизоне береговой охраны, стоял корабль «Зубр». Мальчик увидел его еще издалека и, восхитившись, спросил: «Пап, что это за огромный корабль?» Отец объяснил. И спустя годы, когда вырос и уже работал слесарем-монтажником на заводе и лазил на коленках в труднодоступных местах по этому самому кораблю «Зубр», создавал его сам, мысленно не раз обращался к Владимиру Леонидовичу, рано ушедшему из жизни в 2003 году: «Пап, если бы ты знал… Мне так хочется рассказать тебе, что я даже побывал внутри этого «Зубра», что я его строил своими руками…».

«Благодарность имеет значение»

Награды в преддверии Дня города Константин Владимирович не ожидал. Руководство завода до последнего держало от него информацию в секрете. Лишь накануне позвонили с отдела кадров и сказали: «Завтра надо будет съездить на мероприятие».
– Мне было приятно, ведь грамоты дают не так уж часто. Больше всего хотелось отдать награду маме, потому что знаю, насколько это важно для нее – признание заслуг сына. Нас было четыре человека с завода награжденных. Машину выделили, все, как положено. Грамоту отдал маме, она их дома на стенку в рамочках размещает. Понимаете, не все в этой жизни можно измерить деньгами, и такие моменты очень важны для человека. Мне приятно, что на производстве ценят мой труд. И город ценит. На уровне феодосийского округа это даже больше имеет значение, чем на внутренних мероприятиях. Значит, все, что ты делаешь для края – незря, не проходит незамеченным. А деньги за работу мне и так платят постоянно, для этого есть зарплата, вот благодарность за труд – это другое. И это ценно. Такие моменты являются стимулом работать еще больше и лучше. Младшая дочка когда рассматривала Благодарственное письмо, читала его и спрашивала: «Папа, а у тебя еще грамоты от кого есть?». Я говорю: «От Министерства промышленности», – и вижу, как ребенок гордится своим отцом.

Мера ответственности – высокая

На вопрос о том, есть ли еще что-то в профессиональном плане, что ему очень хочется осуществить, Константин Владимирович отвечает:
– Поработать на сборе и испытании подводной лодки. Я понимаю, что ничего веселого в этой работе нет, все-таки замкнутое пространство. Но я мастер, для меня это важно и нужно для опыта.
Мы еще какое-то время беседуем, и все про одно и то же – корабли:
– Когда сдаем корабль, и он проходит испытание, мы, работники, тоже выходим на нем в море. Нужно понять и быть уверенным в том, что никаких нештатных ситуаций точно не будет. Недочёты устраняются прямо в море во время испытаний. Иногда вышли-зашли-переделали-улучшили-опять вышли. Отрабатываем программу, и когда видим, что корабль работает безупречно, спокойно возвращаемся домой.
Конечно, когда бывают сбои в работе кораблей, Константин Владимирович всегда сильно переживает. Иногда не находит себе места и думает: «Все, уволюсь!» Но это работа, и не ошибается только тот, кто ничего не делает. К тому же ведь не все совершается своими руками, проверить за всеми, уследить за процессом до секунды, до миллиметра – трудно, невозможно. Ответственность – это мера, которая у каждого своя. Но, как правило, недочеты – это мелочи, которые быстро исправляются. Часто их даже никто и не видит, кроме технических сотрудников.

Запустить сердце корабля
На любимой работе

«У меня есть два флага – России и Республики Крым»

– Я очень люблю свою Родину – Россию. Когда случилась Крымская весна, я стоял с российским флагом в центре города. Мы с ребятами отпросились с завода и шли в большой демонстрационной колонне, несли флаг к стадиону «Кристалл». Мы были у воинской части. Если бы надо было взять оружие – мы бы это сделали. Я родился в Советском Союзе, потом Крым был в составе другого государства, и вот он вернулся на Родину. Но для патриота главная мысль заключается в том, что где бы ты ни находился – ты все равно горячо любишь своё Отечество. У меня еще в школьном дневнике за восьмой класс на первой странице был нарисован флаг России, на последней – флаг Республики Крым. И других флагов для меня не существует.

– Вы сейчас в отпуске?
– Да, за два года первый раз. Но я никуда не еду, потому что мне надо работать.

– Но ведь это тяжело! – восклицаю я.
– Нет, что вы! Это дает мне понимание, что я нужен заводу. А завод и я – одно целое. Для меня это важно.

– Но ведь это тяжелый физический труд. У вас, наверное, спина болит?
– Ну и что. Да это не только физический труд, а, прежде всего, умственный. Ведь мне нужно еще и придумать, как все сделать…

– Вы любите Приморский?
– Когда однокомнатная квартира стала маленькой для семьи, решали, где покупать жилье. Выбирали между Приморским и Феодосией. Я уговорил жену остаться здесь. Мне нравится наш поселок, он уютный, красивый, и людей знаю. Море рядышком. Что еще для счастья надо?

– У вас есть мечта?
– Мечта есть всегда. Иногда о чем-то мечтаешь, и есть возможность это осуществить, но намеренно оттягиваешь момент, думая: а как мне потом жить без этой мечты? Но все мы, люди, мечтаем о простом и хорошем: достойно воспитать и вырастить детей, дать образование. И это самое главное. Я своих девчонок люблю безумно, и как они меня любят – вот это важно.

– У вас есть жизненные правила?
– Делай дело, несмотря ни на что. Не обмани. И не предай.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора и из архива семьи ПАРФЕНОВЫХ

Запустить сердце корабля
На церемонии вручения наград и открытии Доски Почёта