Не забывается такое никогда

«Спасибо, Лена! Только постарайся найти мою любовь в Белгороде, пока он жив! – написала мне Наталья сразу после интервью. – А жил он на улице Коммунистической, дом 15-а. Сейчас её переименовали в Преображенскую, и дом его снесли».

В момент прочтения сообщения я осознала, что, собственно, в этом и есть главный смысл выхода материала в печать. Ведь что может быть более ценного, чем чувство, пронесенное человеком с юности через всю его жизнь.
С приходом туристического сезона на улочках Феодосии, ведущих к морю, появляются уютные стенды с фотографиями лучших видов Крыма, а за столиками, откинувшись на стульях, зазывают на экскурсии улыбчивые организаторы. Они разные, как все мы. Только мимо одних мы проходим, а другие непременно приковывают наше внимание. На проспекте Айвазовского, напротив железнодорожного вокзала, сидит рыжеволосая женщина. С копной пышных волос, в изумрудных серьгах и такого же цвета больших перстнях на тонких пальчиках, всегда в интересных нарядах, нога на ногу – она настолько яркая, стройная, на вид не более 45-ти лет, такая необычная, что пройти мимо нее невозможно. Уж журналисту точно! Не раздумывая, иду знакомиться с ней, а она уже кричит мне: «На экскурсию поедем завтра, девушка? У меня для вас как раз есть кое-что интересное». «У меня тоже», – отвечаю я. Ну и все, диалог уже начался.

Не забывается такое никогда
Своим трудом и любовью к жизни феодосийцы наполняют наш город смыслом

Химические задачки Наташа щёлкала как орешки

Наталья Кожанова приехала в Феодосию в 1976 году после института по распределению на судостроительный завод «Море». Ей было тогда 25 лет.
До этого, окончив школу, училась в Одесском политехническом институте на химическом факультете. На третьем курсе группа разделилась, одни пошли по специализации на химиков-органиков, а другие на химиков-лакокрасочников, Наталья выбрала второе. Химия ей нравилась еще в школе, когда учительница отлучалась из класса – Наташа ее заменяла и вела урок, а сестре, которая на 4 года старше ее, решала задачи. Поэтому и факультет химический со специализацией «Лакокрасочные материалы и лакокрасочные покрытия в судостроении».
Родилась Наталья Кожанова в городе Советстке, это в ста километрах от Калининграда, а школу окончила уже в Белгороде. Это была семья военных, поэтому родители часто переезжали. Отец Наташи – участник Великой Отечественной войны, он еще долго оставался на службе у рубежей нашей Родины. К тому же и мама, и отец были родом из Белгородской области, и после окончания военной службы семья вернулась в родовое гнездо.

Дорога в Крым

Преддипломная практика была в Киеве на заводе «Ленинская кузница», выпускавшем средние рыболовные траулеры. Благополучно пройдя ее, полетела в Калининград к подруге встретить Новый, 1975 год. Спускается по трапу: молодая, красивая, на голове мохеровые шапочка и шарфик терракотового цвета, пальто джерси, на ногах – черные блестящие сапоги-чулки.
Во время интервью она долго ищет в кошельке фотографию, наконец, достает. На маленьком снимке вижу, как Наташа шагает по улице вот именно такая блистательная, какой она описала мне себя. В день прилета, 31 декабря, одно-единственное такси у здания аэропорта досталось ей! Добралась до Шурочки (так звали подругу) уже поздно вечером, та открыла дверь и ахнула: «Боже, Наташка, ты откуда?!»
Время праздников и отдыха осталось позади, нужно было определяться, куда ехать по распределению. Был выбор: пойти на завод «Янтарь» в Калининграде, поехать в Литву в город Клайпеду, еще предложили Крым, Феодосию и завод «Море».
Наташа металась и никак не могла решить. Позвонила дяде в Кишинев, чтобы получить совет. На вопрос: «Что мне делать?» – он сказал: «Наташа, все мы служили в Прибалтике, и твой отец, и я… Лучше едь на юг, в Феодосию. Крым – это изобилие и солнце». И девушка поехала в Крым!

Душой любого города являются его люди

Без людей дома и улицы были бы пустыми и безжизненными. Своей энергией, трудом, любовью жители наполняют место смыслом. У каждого за плечами – своя история. Своя судьба.
Итак, Наталья Кожанова, молодой специалист, приехала в Крым. Из родных никого, всё вокруг незнакомо… Но ведь только сделать первый шаг, а дальше со временем все станет на свои места. Девушка сходила на завод, получила комнату в общежитии поселка Приморский. В ней она прожила 10 лет с другой сотрудницей «Моря», ставшей её подругой.
По выходным два раза в месяц – с аванса и зарплаты – заводские девчонки ездили из Приморского гулять в Феодосию. У них было свое устоявшееся расписание: днем ресторан «Моряна», вечером – «Астория» или «Одиссей». Брали любимый бефстроганов, который готовили изумительно вкусно. Прогулка, танцы. В половине двенадцатого из центра Феодосии девчата возвращались на «четвёрке» в Приморский.
Инженер-технолог, молодой специалист с окладом в 115 рублей Наталья Кожанова любила свою работу. В 1984 году она вышла замуж за сотрудника завода, приехавшего так же, как и она, по направлению трудиться и жить у Черного моря. Из двух общежитий молодая пара съехалась в одну комнату, наладили быт: кровать, шкаф для посуды, шифоньер для одежды, трюмо с зеркалами, журнальный столик, позже купили телевизор и холодильник – все для жизни было, вспоминает моя собеседница. Родился сыночек Саша.

«Связь с Феодосией уже навсегда!»

– У меня на производстве было две бригады маляров, я отвечала за окраску судов, контролировала, проверяла качество. Тогда выпускали «Кометы», «Ракеты», «Восходы», «Метеоры», которые и сейчас ходят по Москве-реке. Выпускали и военные корабли на воздушных подушках. Нам работать было так здорово! Прекрасные годы моего труда на заводе «Море»… – вспоминает моя собеседница, углубившись в воспоминания.
В 1980-м году Наталья Кожанова перешла старшим инженером химлаборатории в конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит», оно тогда принадлежало заводу «Море». Снова любила свою работу. Было много командировок в разные города, в том числе в Москву и Ленинград. Еще 17 лет труда. Вспоминая те времена, она закрывает глаза и восклицает: «Если бы вы знали, какой у нас был прекрасный коллектив!»
Полная любви к жизни девушка никогда не сидела на месте, и в свободное от работы время пошла играть в театр имени Розалии Беляновой, приведя с собой туда несколько девчонок. Белянова была в восторге! Она поставила спектакль по Михаилу Рощину «Эшелон», который имел головокружительный успех у публики и проходил на одном дыхании. Постановка была необычной, актеры играли прямо в зале. Из декораций выстроили эшелон. Сюжет такой: один из военных ленинградских заводов в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуируют, едут вместе с ним и люди. В основном женщины. Состав попадает под бомбежку…
– У меня была роль Лавры – фартовой девочки, которая замужем за лейтенантом, ушедшим на войну, – у Натальи глаза горят, она жестикулирует руками. – Всю первую часть спектакля я лежала на верхней полке вагона и курила «Беломорканал». А потом, когда была бомбежка, все в вагоне запаниковали, и начальник поезда не мог справиться с паникой… Тогда я, Лавра, сыграла ключевую роль в спасении людей, не дав страху взять верх. Во всем этом кошмаре на полустанке в другом поезде Лавра видит своего мужа – их вагон попал под бомбежку, он погиб…
В 2005 году Наталья Кожанова ушла на пенсию. Естественно, сидеть дома и смотреть в окошечко – это не про нее. Ещё раньше закончила курсы экскурсоводов без отрыва от производства, так что стала продавать билеты на экскурсии – и так уже более 15-и лет.
Вот такая она, неугомонная Наташа. Но и это еще не все, главное – впереди!

Не забывается такое никогда
17 лет Наталья Кожанова трудилась в конструкторско-технологическом бюро «Судокомпозит»

Гимн любви: Саша и Наташа

В 16 лет она любила… И очень сильно. Говорят, юношеская любовь мимолётная, не настоящая. С ней было не так – чувство оказалось настолько сильным, что Наташа пронесла его через всю свою жизнь.
Девочка-отличница, комсорг школы №11 города Белгорода, бежала впереди планеты всей. Будучи комсоргом, Наташа входила в Штаб комсомольского городского действия при Доме пионеров. О-о-о, это было почётно! Здесь собирались лучшие старшеклассники со всего города: яркие личности, смелые, интересные. Они не только решали важные проблемы комсомола – в Доме пионеров проходили вечера для старшеклассников, а активистам, ясное дело, вручали пригласительные.
Как же здорово было на этих вечерах! Танцевали под живую музыку, выступали различные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) и проходили конкурсы. …В тот раз в музыкальной группе на сцене играл ОН. Его звали Саша, и парень так сильно нравился ей, что она боялась даже украдкой посмотреть на него. Но тут во время вечера со сцены звучит объявление: «А сейчас мы проведем конкурс на исполнение современной эстрадной песни!» «Давай, Наташка, ты поешь лучше всех!» – закричали девчонки и вытолкнули её на сцену. Ноги стали ватными, еле дошла до НЕГО, чтобы сказать, какую песню будет исполнять. Стоит напротив парня и шепчет:
– «Я люблю»…
– Меня? (Он расширил от удивления глаза.)
– Ой, это песня так называется (ее лицо залилось краской).
– Какая тональность?..
– Ля-минор.
(Напела ему немного, а сама… Стояла рядом – и умирала от счастья.)
– Поехали! – скомандовал Саша и ударил по струнам гитары.

Спустя столько лет после той вечеринки, здесь, на набережной в Феодосии, Наталья с блеском, будто снова юность, поет мне:
«Хочешь, я пойду с тобой рядом?
И с ума сведу тебя взглядом.
Хочешь, я спою тебе? Слушай –
Песней трону я твою душу…»

Я слушала и видела, как она жутко волнуется, снова проживая тот момент далекой молодости:
– Закончила петь, даже не заметила, как. Грянул шквал аплодисментов, восторг, крики!
Я поняла, что исполнила безукоризненно.
И таких моментов, когда чуть-чуть с ним рядом, один миг, одно мгновение, как по краешку судьбы – было много. Но никогда – чтобы вместе… Ни одного медленного танца, ни одного свидания, ни одного прикосновения. Как так получилось? Почему? Наверное, девичья гордость, или его осторожность. Но только чувство Наташи к нему было настолько сильным, что живет в ней и по сей день. Он, конечно, не знал о любви к нему ничего.
Она плачет… Боль в ее глазах заставляет волноваться, сопереживать.
– Вот он какой красивый, – показывает мне его фотографию. На ней юноша со смоляными чёрными волосами и с грустью в глазах, хорошенький, конечно, как им не увлечься девочке. Но если о человеке помнят всю жизнь, то это было не просто так…
– Вы готовы к тому, что он сейчас не такой юный и красивый? Быть может, его волосы не черные, а белые от седины, а вместо поджарой фигуры – полнота?..
– Но ведь у него глаза будут Сашины, это будет он! – не раздумывая, восклицает она.
– Прошло полвека, почти вся жизнь. И есть, наверное, семья и дети.
– Я ни на что не претендую, мне просто очень хотелось бы его увидеть. Так страшно думать, что мы так и не поговорим, не встретимся. Вы знаете,.. я, наверное, любила в жизни только его.
(И глаза Наташи снова наполняются слезами.)

Не забывается такое никогда
Юность. Походы и друзья

Давайте поможем людям встретиться!

Однажды, в середине семидесятых годов прошлого века, в газете Феодосийского городского совета «Победа» подруга Натальи Кожановой увидела объявление иностранца, что он желает познакомиться с русской женщиной из Феодосии (почему именно из Феодосии – осталось загадкой). И та написала ему, гражданину Швейцарии. Как позже вспоминал муж подруги, ему пришло 300 писем, но выбрал он Наташину знакомую, приехал и забрал ее.
К чему это мы вспоминаем?.. Раньше было популярно знакомиться через объявления в газетах, гаджетов и интернета не существовало. Но давайте мы используем «закон семи рукопожатий», ведь если хорошо поискать, то любой человек на планете найдется!
Друзья! Наталья Кожанова разыскивает Александра Остапюк, жителя города Белгорода (скорее всего, живет на улице Кирова). Александр учился в школе №35, играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле и, по словам Наташи, был самым красивым парнем в городе. Он должен помнить, что однажды ему передали оду «Гимн любви» от незнакомой девушки, ее автором была она, но Саша об этом так и не узнал…
Если вы узнали себя, Александр, позвоните в редакцию газеты «Победа»: 3-92-91 (городской); +7(978)816-38-67 (сотовый).
Кто знает, быть может, судьба этим людям встретиться именно сейчас. Давайте поможем Наташе найти Сашу!

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора и из личного архива Натальи Кожановой

Не забывается такое никогда
Крайний справа: Александр Остапюк