Путешествие с рождественской открыткой…

Именно под таким названием 5 января в Феодосийском музее Александра Грина открылась выставка, на которой представлены старинные рождественские открытки из коллекции филокартиста Бориса Константиновича Яремко.

Кроме любителей филокартии, пришедших на выставку, чтобы познакомиться с экспонатами известного коллекционера, гостями предрождественской встречи также стали юные феодосийцы, для которых был проведен мастер-класс по изготовлению открыток.
После приветственных слов директора музея Анжелы Сердюковой и старшего научного сотрудника Ирины Панаиоти в зале зазвучала музыка. В этот день музыкальные приветствия участникам встречи адресовали преподаватель Феодосийской музыкальной школы №2 Асан Халилов и его дочь – ученица школы Ниаль.
Ну и конечно, главным действующим лицом стал Борис Яремко, который рассказал об истории рождественской открытки и представил участникам презентации наиболее интересные и необычные «плоды» своего собирательства.

А история, связанная с традицией дарить поздравительные открытки на Новый год и Рождество Христово действительно интересная. В Россию эта традиция пришла из Англии. Как говорится в аннотации к выставке, «считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1843 году. По просьбе государственного чиновника сэра Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил на ней его семью за праздничным столом. По бокам от семейства Коул живописец нарисовал две сценки милосердия, а в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Открытка стала настолько популярной, что с неё отпечатали около тысячи экземпляров. А спустя 20 лет начался их массовый выпуск. Иллюстрированные почтовые карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели моментальную популярность и в России. Первые открытки привозили из-за рубежа купцы, а тексты поздравлений писали каллиграфы. Затем книжные лавки стали заказывать печать крупных партий открыток, преимущественно в Германии. Из-за расходов на доставку и нанесения надписей их продавали за немалые деньги. Активная отправка открыток началась с 1894 года, после подписания министром внутренних дел соответствующего распоряжения. Именно в это время появилась возможность пересылать открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. Из всех государств Всемирного почтового союза только Россия не стала ограничивать простор для творчества художников общепризнанным стандартом открыток – 9 на 14 сантиметров. Их не только выпускали типографским способом, но и расписывали вручную. Очень скоро российские открытки стали не только не уступать заграничным, но и превосходить их художественностью изображений и качеством исполнения. Открытки посылались и получались кипами. Посылались на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода на почтовые поздравления охватила всех: писали подчиненные начальникам, баре барам, прислуга господам, гимназисты друг другу, рабочие и мастеровые в деревню родителям и т. д. Открытки выбирались по своему вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву – три дня, из Петербурга в Тифлис – три-четыре…»
Как пояснил Борис Яремко, рассказ которого с интересом слушали и взрослые, и дети, по старому стилю Рождество в России отмечали 25 декабря, поэтому в скором времени дарить поздравительные открытки стали и в честь новогоднего праздника. Открытки могли быть разных видов: «блестящая эмаль», «глянцевые», «бромосеребряные», «плюшевые», «рельефные изящной работы», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». В дореволюционной России поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их не только вставляли в специальные альбомы, но и украшали ими интерьер.

В доинтернетовские времена открытка была своеобразной «СМСкой». Иногда даже благоухающей приятным ароматом, когда девушка отправляла открытку любимому человеку с капелькой своих духов. Надписи на открытках были самые разнообразные. Порой это были настоящие истории любви, истории встреч и расставаний.
Выпуск открыток прекратили полностью после 1917 года, потому что советская власть сочла их элементом буржуазного быта. Но за 45 лет обычай дарить открытки настолько прижился, что вместо них стали использовать любые другие иллюстрации.
Как говорится в аннотации, о появлении первых советских открыток бытуют две версии. По одним источникам, они были изданы ограниченным тиражом к новому, 1942 году. Другие утверждают, что партийное руководство страны решило наладить массовый выпуск идеологически соответствующих открыток ближе к 50-м годам. На большинстве из них стали изображать кремлевские башни, Деда Мороза, Снегурочку и надпись «С Новым годом!». Причем на открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он – железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту…
Огромный ассортимент красочных открыток на полках киосков радовал и привлекал советских граждан. Качество печати, в те годы уступавшее заграничным издателям, с лихвой окупалось высокопрофессиональной работой художников, а также выбором оригинальных стилей и сюжетов.
Эволюционный этап в производстве открыток начался в 90-е годы с появлением специализированных издательств по их производству и продолжается до сих пор. Современный ассортимент предлагает варианты открыток на любой вкус. Наиболее популярные и дорогие сегодня сделаны в стиле хендмейд.
На выставке, открывшейся в музее Александра Грина, представлены более трехсот открыток из коллекции Бориса Яремко. А всего за двадцать с лишним лет увлечения филокартией он собрал их более 12 тысяч. Как признался Борис Константинович, он подумает, кому завещать свою коллекцию, может – детям, а может передать в музей…
Об уникальности представленной на выставке коллекции и о том, какое это увлекательное занятие – филокартия, в своих выступлениях говорили феодосиец, а ныне житель Санкт-Петербурга Сергей Джумук – член питерского Клуба любителей открытки (КЛИО) и редактор Издательского дома «Коктебель» Дмитрий Лосев.
А завершилась встреча в музее мастер-классом по изготовлению рождественских открыток в технике диатипии, который для юных посетителей музея провела преподаватель изобразительного искусства из Центра детского творчества Виктория Семененко. После того, как ребята справились с заданием, всем им были вручены сладкие подарки, предоставленные Игорем Валерьевичем Заикиным.

Василий ЕЖОВ, фото автора