Музейный пилотажНадежда Садовская – директор Литературно-художественного музея г. Старый Крым. Конец 1990-х годов

– Леночка, вы знаете, скоро выйдет сборник песен на мои стихи! – её молодой голос звучал так радостно, будто с той стороны трубки в квартире светили тысячи лампочек счастья. – Тринадцать песен! Там об Отечестве, о душе России. Музыка и исполнение Владимира Попова, чудесного барда, а слова – мои. Часть песен уже записана, работа продолжается! Я очень люблю Россию, родилась в Москве, на Арбате, у меня в роду все москвичи. А хотите, я расскажу вам, как переехала в Крым?
– Конечно, хочу!

Я слушала и думала: «Господи, сколько жизни в этом человеке! А ведь 15 ноября ей исполнилось 79 лет». Надежда Садовская – филолог, Заслуженный работник культуры АР Крым. Её дочка Александра купила дом в Старом Крыму для создания музея и передала государству – потому что мама мечтала о музее К.Г. Паустовского. Десятки музеев открыты с её участием.
Надежда Семёновна не остаётся в музеях – она их создаёт и уходит. Тёплый стул и жизнь в покое – не про неё. Ей нужно, чтобы всё вокруг кипело и бурлило! Философия этого человека: сотворить – и оставить людям. А ещё она прекрасно пишет и читает свои стихи и песни. Яркая, импульсивная настолько, что близкие люди сравнивают её с вулканом. С ней всегда интересно. Надежда Семёновна, смеясь, рассказывает мне, как однажды с приехавшим на интервью журналистом Евгением Лопатиным проговорила целый день, глянули на часы – а уже десять вечера. И с ней это вполне реально и естественно. Потому что человек открытый, добрый и интересный. Общаясь с ней, всё, что нужно делать – слушать и впитывать в себя знания и мудрость этой потрясающей женщины.

О любви и переезде в Крым

Это была поздняя любовь, настоящая. И с первого взгляда. Надя с дочкой Сашей приехали отдыхать из Киева в Коктебель и пришли купаться на море. Идут они за ручку, а со спасательной станции наперерез – мужчина:
– Здесь запрещено купаться!
– Я Людина кума, мне можно.
– А мне нет дела, чья вы кума, купание запрещено.
Тем временем дочка уже прыгнула в воду. У Надежды нет выбора: сидит
на берегу и ждёт, когда ребёнок выйдет из воды.
Как говорит Надежда Семёновна: «А я тогда ещё ничего была». И вот она с Сашей шагает с пирса, а он не даёт ей пройти:
– Вы извините, что я на вас накричал. Приходите купаться, когда хотите, – и пронзительно смотрит ей в глаза.
– А если хотите, то оставайтесь навсегда.
Ну и всё, потом переезд из Киева в Крым, и 22 года вместе. Виктор ушёл из жизни в прошлом году, ему был 81 год.

Музейный пилотаж
Эльдар Рязанов и Надежда Садовская в Литературно-художественном музее г. Старый Крым, 2003 г. Фото Д.Лосева

Создание музея свободного полёта

Ольга Александровна Силевич, директор Феодосийского музея свободного полёта им. К.К. Арцеулова:
– С Надеждой Семёновной я познакомилась в 2010 году. Тогда её дочь Александра Садовская делала документы по особо охраняемой природной зоне на горе Клементьева – она эколог, писала нам научное обоснование. Однажды Александра привезла на гору свою маму – Надежда Семёновна очень любит гору Клементьева. Она даже говорит, что мечтает последние часы жизни провести там. Слава богу, здоровье её крепкое, и этот день настанет нескоро.
Одновременно мы тогда спасали музей дельтапланеризма. Город дал нам помещение, чтобы мы восстановили музей, так как он был в аварийном состоянии. Я, узнав, что Надежда Садовская специалист по музейной деятельности и всю свою жизнь занимается созданием музеев, попросила её помочь нам. Первый ответ был «нет», так как это «не моя тема, моё – это литература, изобразительное искусство, история, а полёты – нет». Но пока мы общались, она рассказала, что в 1986 году к 80-летию известного авиаконструктора Олега Антонова создала большую экспозицию в Киеве и общалась тогда с женой Олега Константиновича, подготовила объёмные материалы. Я воскликнула: «Так вы очень даже в теме! Пожалуйста, подумайте о том, чтобы помочь нам в становлении».

Надежда Семёновна Садовская: «Лица, судьбы, события проходят передо мною… И хочется низко поклониться всем, кто помогал, живо участвовал, радел о тех, кто принёс великую пользу Отечеству во имя нашего счастья и просветления».


Прошло два дня. Раздался звонок – это была Надежда Садовская: «Оля, я берусь за работу. Но мне нужен материал!» И с этого момента началась кипучая деятельность. Мы созванивались по 10 раз в день, я предоставляла ей материалы, она готовила нам тематико-экспозиционный план. Стала подгонять нас, чтобы мы делали экспозицию. Мы говорили: «Надежда Семёновна, у нас в здании капитальный ремонт, нет отопления, а уже зима – мы не можем сейчас начинать работать над экспозицией».
Но в ответ слышали: «Причём тут зима? Давайте делать!» Деваться нам было некуда, начали создавать экспозицию.
Зима всё холоднее, а Надежда Семёновна не покидает пост, рассказывает, руководит. Ледяное помещение музея с четырёхметровыми потолками, отопление голландской печкой – пока рядом стоишь, тебе тепло, отошёл – замёрз. И в таких условиях под руководством Надежды Садовской рождался наш музей. Благодаря её упорству и настойчивости. То, как выглядит сейчас музей дельтапланеризма – полностью заслуга Надежды Семёновны: как автора экспозиции и главной движущей силы по его созданию.

Музейный пилотаж
В зале Литературно-художественного музея экскурсию для участников Гриновских чтений ведёт Н.Садовская. Среди гостей (слева направо): Н.Кобзев, С.Малышев, Е.Галицких, М.Кабаков, И.Комаров. Старый Крым, 1990-е годы. Фото М.Горшкова

Что создавалось и о чём мечталось

– Вы знаете, когда речь идёт о создании какого-то музея, и Надежда Садовская говорит: «Ой, а я там делала экспозицию», – мы смеёмся: «Надя, назови хотя бы три музея, которые ты не делала».
Она принимала участие в музейных проектах в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Создала литературно-художественный музей и музей Г.К. Паустовского в Старом Крыму, музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии. При этом отдала в музей некоторые личные вещи и документы. А для того, чтобы создать музей Паустовского в том доме, где он останавливался, её дочь Александра купила этот дом и передала его в заповедник «Киммерия М.А. Волошина». Долгие годы была выставка в музее Волошина, созданная ею. Надежда Семёновна, я уверена, создала бы ещё десятки музеев, если бы находила единомышленников.
У неё была мечта сделать музей «Феодосия сегодня и завтра». Она представляла, что это должен быть огромный современный выставочный зал, который рассказывал бы о том, что сейчас из себя представляет Феодосия, и какие проекты её ожидают. Чтобы эта выставка могла подчеркнуть уникальность города и сказать о том, что у Феодосии прекрасное будущее. Это было бы великое дело! Ведь наша молодежь мечтает о чем-то большем, нежели стоять на рынке и работать в отелях. Видя будущее города, дети не будут массово уезжать из Феодосии. Например, интересны «космическая» история Феодосии, судьба парашютного завода, а главное, люди, которые своими делами писали эту историю, – они ещё живы и могут очень многое рассказать.
В 1980-х годах, когда я переехала в Феодосию, здесь жили конструкторы, ведущие конструкторы, изобретатели, кандидаты и доктора наук, учёные.
Надежда Семёновна предложила: «Давайте сделаем зал космоса, у вас там ещё есть место». У неё всегда масса идей!
В этом году Надежда Семеновна издала уже десятую книгу своих стихов и песен. У этого человека есть проекты готовых музеев. Более того, вы говорите ей свою идею, проходит два месяца, в течение которых будет «вынос мозга» по предоставлению материалов. А потом вы получаете изумительный план! Я даже однажды пошутила: «Надя, я знаю, почему у тебя болят коленки. Если бы они у тебя не болели, у нас вся планета была бы покрыта музеями».
В этом человеке огромный потенциал! Она очень многому научила меня и Елену Орлову, которая впоследствии стала лучшим экскурсоводом музея. Я Надежду Семёновну очень люблю и благодарна ей уже только за то, что мы в жизни встретились.

Музейный пилотаж
Вечер памяти Бориса Чичибабина в Феодосийском музее А.С.Грина.
В центре – Лилия Чичибабина. 10 сентября 2003 г.

«Музейный строитель»

Лариса Дмитриевна Ковтун, старший научный сотрудник Феодосийского литературно-мемориального музея А.С. Грина:
– Познакомились мы, когда Надежда Семёновна переехала из Киева в Феодосию и искала работу, но вакансий в городских музеях не было. Немного поработала в доме-музее М.А. Волошина в Коктебеле и сделала экспозицию «Максимилиан Волошин. Личность, жизнь, творчество», которая потом пользовалась интересом посетителей 10 лет. Затем Надежде Семёновне предложили создать музей в Старом Крыму, где не было музеев, кроме Домика Александра Грина, который относился к гриновскому музею в Феодосии и курировался его сотрудниками.
Бывая по работе в Старом Крыму, я, проходя по улице К. Либкнехта, всегда обращала внимание на угловое старинное двухэтажное здание, в котором был детский сад. Невольно думала: «Да это же самое настоящее музейное здание! Было бы хорошо, если бы в нем расположился какой-нибудь музей». Мысль материализовалась. Так совпало, что на тот момент, когда Надежде Семёновне предложили сделать музей, детсад был выселен из дома. Тогда много детских садов расформировывалось. «Попроси это здание у города», – сказала я Наде. Власти разрешили.
Требовался большой ремонт, а финансирование было мизерным. Садовской приходилось через неравнодушных людей, которые, благодаря ей, прониклись идеей создания музея, доставать краску, строительные материалы, изготавливать витрины и, главное, собирать материалы для будущей экспозиции.
Обладая уникальным даром убеждения и умением вдохновлять людей на совместную деятельность, Надежда Семёновна сумела сформировать такой коллектив, который на одном энтузиазме создал музей. В те беспокойные девяностые годы люди практически не получали зарплату, её выдавали продуктами и разными товарами. Помню, мы как-то приезжаем, а у Садовской дома весь пол заставлен разноцветными пластиковыми тазиками. «Надя, зачем тебе столько тазов?» – спрашиваем. «Да вы что, девочки, это мне такую зарплату выдали, – смеётся она. – Ну вы же понимаете, что я не пойду ими торговать, так что – разбирайте!»
Убедившись, какой Надежда Семеновна Садовская сильный, грамотный, профессиональный музейщик, власти Феодосии решили передать Домик Грина в ведение Старокрымского литературно-художественного музея, созданного ею.
Работа по созданию заповедника «Киммерия М.А. Волошина» не обошлась без её участия. Она всей душой стремилась объединить три точки на карте Крыма: Феодосию, Старый Крым и Коктебель. Даже придумала название этому музейному братству: «Киммерийский треугольник».
О себе она как-то сказала: «Я музейный строитель». Это так и есть.

Музейный пилотаж
Алла Ненада и Надежда Садовская. Феодосия, 2000-е годы. Фото А.Гусева

Спасение львов и Екатерининской мили

– Надежда Семёновна проделала колоссальную работу, чтобы выяснить историю здания будущего музея, а также многих семей старокрымчан, чьи судьбы были связаны с городом, и всё это потом отразила в экспозиции. Ею созданы разделы, посвящённые разным людям: поэту, переводчику Григорию Петникову; знаменитому хирургу Николаю Амосову; Александру Грину и сестрам Цветаевым; скульптору Татьяне Гагариной, автору бюста Грина в его домике и памятника «Бегущей по волнам»; поэту Юлии Друниной и её мужу киносценаристу Алексею Каплеру. Елена Липатникова, дочь Юлии Друниной, справедливо почувствовала, что Садовская – тот человек, которому можно доверить уникальные семейные материалы, и передала их в музей. В музее есть разделы, посвященные Великой Отечественной войне, археологии, представлена прекрасная галерея работ крымских художников. Всё не перечесть.
И ещё: она спасла Екатерининскую милю, которая была разрушена вандалами. Миля стояла у шоссе, напротив села Отважное. Сотрудники музея перевезли её, реставрировали и установили в музейном дворике. Там же разместили спасенных от разрушения в безумные девяностые годы двух мраморных львов, находившихся в запущенном в то время городском саду.

«Как она собирала экспонаты!»

– У Надежды Семеновны совершенно необыкновенная способность нахождения нужных ей экспонатов.
Например, сидим у меня дома, она увидела вазочку в буфете и говорит: «Это вазочка 50-х годов. Ну зачем она тебе? Давай я её в музей заберу». – «Хорошо, бери». Однажды в комиссионном магазине Надя купила старенький диванчик и говорит: «Диван весь потрёпанный, мне нужен красный плюш, чтобы обить его». – «Где-то у меня была плюшевая скатерть…». И всё – она не ушла, пока я не перерыла весь дом и не нашла ей эту скатерть. Пока искала, она присмотрела старые рамки для фотографий: «Отдай мне эти рамки, ты современные купишь, а я эти в музей заберу». – «Забирай, конечно».

Музейный пилотаж
Надежда Садовская и дочь Александра. Коктебель, начало 1990-х годов

Создание музея Паустовского

– Девочки, напротив нашего музея продаётся домик, в котором, я узнала, отдыхал Константин Георгиевич Паустовский, – как-то говорит нам Надежда Семёновна. – Надо бы его выкупить, и я сделаю там музей Паустовского. А как раз в Феодосии проходила Гриновская конференция, были представители из Симферополя. Идея была озвучена, все её поддержали. Мы даже попытались собрать деньги, обратились в министерство культуры. Но выкупить не смогли. Надя была в таком расстроенном состоянии, будто жизнь рушится. И тут её дочь, Сашенька Садовская, покупает дом и оформляет дарственную на государство. Надежда Семёновна была счастлива, сразу же начала работу по созданию экспозиции. Музей получился замечательный! Во дворе под каждым деревом установили таблички с цитатами из произведений писателя. Оборудовали площадку, где стали проводить Паустовские чтения.

Надежда Семёновна Садовская: «Работа по созданию музея была интересной и азартной. Она зажигала, давала силы и светлую радость. Так было со мной всегда, когда я создавала музей или выставки, потому что в музеях у меня была не работа, а жизнь».


Также Надежда Семеновна оказалась инициатором создания и создателем экспозиции музея Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, помогла перестроить экспозицию бывшего музея планеризма, преобразовав его в музей свободного полета им. К.К. Арцеулова.
Надежда Семеновна – талантливый поэт. Её стихи глубоко проникают в сердце, вызывая ответные чувства.
Я безмерно её люблю. Как человека. Своего учителя. Коллегу. Это личность, человек, с которого надо бы всем нам брать пример. Она высоко образованная, интеллигентная. Очень доброжелательная, относится к людям с большим доверием. Я восхищаюсь её совершенно очаровательной улыбкой, она очень красивая! Понимаете, в ней есть высшая степень человечности. Надя для меня – самый близкий и преданный друг.

Мария Садовская (внучка Надежды Семёновны):
– Главным учителем моей жизни я считаю свою бабушку, Садовскую Надежду Семеновну. Будучи музееведом и заслуженным работником культуры АР Крым, она сыграла огромную роль в формировании моих интересов, внутренних духовных качеств и ценностей. Родилась бабушка в Москве. Благодаря своей тяге к жизненным переменам она успела вписать своё имя в историю музеев Киева, Ленинграда, Москвы, Крыма. Школе она также отдала немало лет, преподавала английский язык, мировую художественную культуру и музееведение в старших классах.
Своё детство я провела вместе с бабушкой в Феодосии. Будучи внучкой музейного работника, я не раз посещала литературные вечера, художественные галереи и праздничные церемонии открытий выставочных залов. Но самое романтическое событие, которое осуществило резкий поворот в моей жизни, сохранилось в моей памяти и по сей день – моя первая встреча с произведениями Ивана Константиновича Айвазовского.
Впервые я увидела дом великого художника, когда мне было шесть лет. Он впечатлил меня своей простой и оригинальной архитектурой. Помню, как бабушка дала мне блокнот, чтобы я записывала свои мысли и чувства, которые вызовут во мне картины великого живописца. В тот день я подолгу, не отрывая взгляда, стояла перед полотнами мариниста. Бабушка показала мне свои любимые картины мастера. Именно тогда я услышала слова «живопись», «марина», «композиция». Мне захотелось погрузиться в этот дивный мир искусства, и я стала писать акварелью. Сначала это были отдельные зарисовки фигур людей, фрагменты цветочных композиций и уличных пейзажей – всё в том же маленьком бабушкином блокноте. Затем я начала объединять их. Так повлияло на меня первое посещение картинной галереи Айвазовского.
Благодаря бабушке я стала проявлять интерес к русской живописи, истории изобразительного искусства и вскоре успешно закончила художественную школу. Мои дальнейшие планы тесно связаны с творчеством, музейной деятельностью и туризмом. Я признательна бабушке за то, что она определила мою жизнь и судьбу, показав красоту и силу искусства, его величайшую роль в жизни человека.
Бабушка, я тебя люблю!

_____________________________________________________________________________________

Музейный пилотаж

Садовская Надежда Семёновна родилась 15 ноября 1944 г. в Москве. Окончила Киевский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. Филолог. Работала в музеях Москвы, Ленинграда, Киева. С 1990 года живет в Крыму. Заслуженный работник культуры АР Крым (2003), Почётный гражданин города Старый Крым (2003), награждена знаком отличия АР Крым «За верность долгу» (2010).
Стояла у истоков создания заповедника «Киммерия М.А. Волошина» (декабрь, 2000).
Основатель и первый директор Литературно-художественного музея (Старый Крым, 1997) и Дома-музея К.Г. Паустовского (Старый Крым, 2005).
Автор экспозиций музея Марины и Анастасии Цветаевых (Феодосия, 2009), страноведческого музея (Ст. Крым, школа-лицей №3, 2012), музея свободного полета им. К. Арцеулова (Феодосия, 2013).
Создала три постоянно действующие литературные экспозиции в библиотеке №4 им. С.М. Пивоварова, посвященные Семёну Пивоварову, Константину Паустовскому, Владимиру Павлову (Феодосия, 2016, 2017, 2018).
Автор ряда публикаций по проблемам экологии культуры Юго-Восточного Крыма. Автор десяти сборников стихов и песен, среди них: «Душа России», «Только лети», «Киммерийский треугольник», «Мы на старте всегда», «Спешите уходить в Крым».
«Почётный гражданин Гринландии» (2023).
Мечта Надежды Семёновны Садовской – создать городской выставочный зал «Феодосия».

Елена ЗАДОРОЖНАЯ, фото предоставлены директором
Издательского дома «Коктебель» Дмитрием Лосевым

Один комментарий к “Музейный пилотаж”
  1. Спасибо за статью! Побольше бы таких людей в Крыму. Книги Садовской можно найти в Музее свободного полета.

Обсуждение закрыто.